2009-03-20 12:36:46
ОАО «Украинское Дунайское пароходство», национальный перевозчик Украины, обеспечивающий стратегические для этой страны речные и река-море экспортные перевозки сырьевых грузов горно-металлургического профиля, находится на пороге банкротства. О перспективах компании, возникших социальных проблемах и путях выхода из ситуации рассказывает президент правления-президент ОАО «УДП» Вадим Сухоненко.
– Действительно, сейчас
социальную обстановку в пароходстве трудно назвать идеальной. К сожалению,
коллектив пароходства стал заложником ситуации, когда огромное количество
проблем, которые не решались годами, сейчас, на фоне системного кризиса, резко
обострились.
Однако необходимо помнить, что первый
квартал каждого года является традиционно планово-убыточным из-за ледовой
ситуации на реке Дунай и проведения ремонта круизных пассажирских судов для
подготовки их к навигации. Добавьте к этому наши траты на решение проблем с
группой морских судов, которые были переданы год назад в бербоут-чартер и
брошены фрахтователем в портах Украины и Турции.
Кроме этого, нам приходится
значительную часть заработанного фрахта направлять на содержание флота,
находящегося в отстое. Мне, как руководителю, тяжело объяснять морякам, которые
тяжелым трудом зарабатывают валюту, почему мы должны тратить средства на
поддержание в жизнеспособном состоянии судов, которые никогда уже не выйдут в
рейс просто по причине физического износа, я уже не говорю про экономическую
нецелесообразность их эксплуатации. Так по итогам 2008 года, убытки от
содержания такого флота составили порядка 27 млн. гривень.
Мы пытаемся объяснить работающим
морякам, что в связи с тем, что наше предприятие находится в списке
неподлежащих приватизации, любые отчуждения основных фондов, в том числе
продажа, запрещены. Наши суда – это как
раз те самые основные фонды, которые для нас даже не «чемодан без ручки», а
просто как гири на ногах пловца. Но наши моряки не понимают, почему государство
допускает этот абсурд, от которого страдает трудовой коллектив.
И действительно, в ходе моих
встреч с капитанами пароходства высказывались идеи о шагах по привлечению
внимания госорганов в решение проблем УДП. И в том числе речь шла о такой
крайней мере как блокирование Дуная. Я думаю, нам удалось убедить моряков, что
в связи с особым международным статусом Дуная этого делать нельзя. От лица же
отраслевого профсоюза было отправлено в адрес государственных органов власти
обращение с требованием оказания помощи УДП.
Еще раз подтверждаю, что идея
блокирования Дуная является формой протеста против безразличия институтов
власти к судьбе государственного же предприятия.
Однако, к моему большому
сожалению, непростая ситуация в пароходстве рассматривается некоторыми
маргинальными представителями местного депутатского корпуса только как
возможность порекламировать себя для получения дивидендов и повышения своих
рейтингов. Отсюда и заявления о том, что моряки готовы перекрыть Дунай из-за
долгов по зарплате, о грозящих увольнениях и о необходимости передачи УДП в
коммунальную собственность. При этом сами моряки вполне владеют ситуацией и
прекрасно осведомлены о судьбе тех активов, которые передаются в коммунальную
собственность. Пусть депутаты лучше займутся наведением порядка в детских
садах, больницах и на рынке.
Что касается необходимости
увольнений – то этот вопрос, как говорится, уже перезрел. Сегодня 600 человек
плавсостава зарабатывают деньги, которые идут на зарплату 3,4 тысяч других
работников пароходства. И все осознают, что такое положение вещей не может
продолжаться вечно. Десять лет назад надо было приводить структуру управления и
численность управленцев в соответствие с реальным положением дел. Другое дело,
что запас прочности, сформированный еще в советские годы, обеспечивал видимость
благополучия. В последние годы на руку играла и благоприятная ценовая
конъюнктура на фрахтовом рынке. И только неисправимый идеалист не заметит, что
проблемы пароходства носят долговременный и системный характер, которые «с
кондачка», как бы некоторым не хотелось, вылечить нельзя.
Также отмечу, что если
представители местного депутатского корпуса так хотят «порулить» УДП, то у них
такая возможность была – в течение года дважды объявлялся конкурс на замещение
вакантной должности президента пароходства. Я думаю, это была прекрасная
возможность заявить своего представителя, представить программу своей
деятельности и победить в честной борьбе. Правда, я полагаю, что сам вопрос
выдвижения единого кандидата стал бы серьезным испытанием для людей, которые
часто руководствуются поиском лишь личной выгоды.
Необходимо сказать, что работу по
стабилизации ситуации в пароходстве руководство компании ведет в самом тесном
контакте с первичными профсоюзными организациям, которые понимают, что для
решения проблем пароходства необходимы усилия как законодательной ветви власти
(парламент), так и исполнительной (Кабинет Министров и Министерство транспорта
и связи).
Мы все отдаем себе отчет в том,
что продажа флота не является панацеей от всех бед. Требуется приведение
внутренней среды пароходства в соответствие с внешней, т.е. обеспечение
конкурентоспособности компании. На этот переходный период нам необходим
финансовый ресурс и возможность радикального сокращения непроизводственных
расходов.
Нами подготовлены предложения к
депутатскому корпусу Верховной Рады по поддержке законопроекта об
упорядочивании распоряжением имущества государственных предприятий. Также мы
просим содействия правительства в возмещении НДС в размере около 5 млн. гривен
– право, которое систематически и безуспешно оспаривает в судах налоговая
инспекция. Требуется решение по строящимся морским судам на Килийском заводе:
или государство возобновляет финансирование, или позволит нам продать недострой
инвестору и рассчитаться по банковским кредитам. Также считаем необходимым
введение для украинских портов Дуная положения «третьего флага». В любом
случае, только скоординированная работа всех ветвей власти позволит
стабилизировать ситуацию в легендарной компании – последнем «могикане» из
плеяды пароходств СССР.
Источник: ПортНьюс