Нужна ли украинскому флоту индийская головная боль?

Поэтому заявление министра
обороны Украины Юрия Еханурова о том, что Киев ведет переговоры с США о
передаче в состав украинских ВМС американского фрегата после его списания, не
вызвало удивления. Только взрыв эмоций разнообразных заинтересованных сторон.

Стоит отметить, что необходимость
кардинальной модернизации украинских ВМС не вызывает сомнения ни у кого. Споры
кипят только вокруг одного вопроса – кто будет перевооружать отечественный
флот. Поскольку в плане, например, флотского вооружения или бортовой
электроники отечественный военно-промышленный комплекс на данном этапе
самостоятельно ни технически, ни технологически не способен удовлетворить его
потребности, приходится определяться с главными партнерами. К сожалению, в
наших реалиях вопрос ставится ребром – таким партнером может быть или Россия,
или страны Альянса.

Это неписанное правило в так
называемом «ближнем зарубежье» активно культивирует не только Москва (поскольку
речь идет про сотни миллионов долларов прибыли, ее можно понять), но и рядом
политических сил собственного разлива. Например, от имени пророссийского крыла
украинского парламента заявление министра обороны Украины прокомментировал народный
депутат от Партии регионов Александр Кузьмук: «Это, конечно, будет вызывать
негативную реакцию Российской Федерации, с которой мы еще до конца не разорвали
взаимоотношения, мы очень заинтересованы в возобновлении нашего
военно-технического сотрудничества».

Собственно говоря, вот и вся
аргументация. При этом почему-то господин Кузьмук, который в свое время дважды
занимал кресло министра обороны, даже не постарался проанализировать в
комплексе – потребности украинских ВМС и состояние военно-промышленного
комплекса России.

Если не вдаваться в детали,
украинскому флоту необходимо вооружение и электронная начинка для ее кораблей,
которые она в состоянии сама построить на своих верфях, и боевые самолеты. Что
же может предложить нам наш северный сосед?

Судя по отзывам ее постоянных
стратегических клиентов – сплошную головную боль. Причем, между Москвой и,
например, Дели не стоят ни НАТО, ни Вашингтон, ни Оранжевая революция. Только
унаследованная еще с советских времен оружейная монополия. И что же?

Вместо поступательного развития
отношений скандал следует за скандалом. Так, несколько лет назад на фоне
задержки спуска на воду трех военных фрегатов, строящихся по заказу Индии,
выяснилось, что установленные на них зенитно-ракетного комплексы
"Штиль-1" не отвечают заявленным характеристикам, то есть либо вообще
не стреляют, либо не попадают в цель. Возмущенные заказчики предъявили
"Рособоронэкспорту" штраф на $40 млн. Этот эпизод оказался далеко не
последним в череде подобных конфликтов.

Аналогичным образом развиваются
события вокруг других проектов. Так, в прошлом году, ссылаясь на технические
погрешности, Индия отказалась принять модернизированную в Северодвинске
подводную лодку "Синдувиджай".

Рекламациями сопровождаются и
реализованные контракты: на поставленных Россией самолетах обнаруживаются
дефекты, исключающие их нормальную эксплуатацию, технические комплексы не
работают, комплектующие поступают с большими задержками и слишком часто не
соответствуют требованиям качества. Параллельно пробуксовывают переговоры, касающиеся
передачи Индии военных технологий в области самолето- и танкостроения:
индийская сторона недовольна низким качеством технической документации.
Российские производители оправдываются, ссылаясь на объективные помехи, рост
цен и прочие непреодолимые причины.

Аналогичные конфликты регулярно
омрачают отношения с Китаем, который сворачивает закупку российской техники.
Норвежская компания Odfjell ASA отказалась от контракта на поставку 12
российских танкеров-химовозов.

Настоящим символом разочарования стал
заказ на модернизацию авианосца "Адмирал Горшков". По контракту
реконструкцию нужно завершить в 2011 году. Российская сторона оценивает
стоимость работ по модернизации тяжелого авианесущего крейсера в 2,9 млрд.
долларов, сообщает «Индиан экспресс», подчеркивая, что это в три раза превышает
первоначально согласованную сумму. Причем российская сторона также объявила,
что независимо от результатов очередного раунда переговоров, Индия должна
срочно выплатить «Севмашу» аванс в сумме 190 млн. долларов на проведение
текущих работ.

В результате такого вот
выкручивания рук Индии, по дружному мнению экспертов, придется принять условия
России, поскольку речь идет про обеспечение национальной безопасности страны.
Вопрос только в том, а будет ли продолжение у такой вот «дружбы»?

Москва начинает пожинает горькие
плоды своей безалаберности. Уже сегодня, например, Израиль обошел Россию и стал
основным военным поставщиком министерства обороны Индии. Сумма военных
контрактов, подписанных в течение последних двух лет, вывела годовые поставки
вооружений на уровень 1 млрд. долл., тогда как Россия в течение последних 40
лет продавала Индии оружия на 875 млн. долл. в год.

В августе было подписано
соглашение о совместной разработке усовершенствованного варианта израильского
зенитно-ракетного комплекса SPYDER, причем стоимость этого контракта – 2.5
млрд. долл. В марте Израиль должен оснастить первый их трех индийских самолетов
Ил-76 израильской системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Phalcon. Ранее Израиль уже продавал такие системы чилийским ВВС.

Недавно Индия приобрела у Израиля
за 600 млн. долларов радар-аэростат, который может помочь защититься от
проникновения в Мумбаи морским путем, как это произошло во время недавних
терактов. Такие аэростаты, распределенные вдоль побережья, гарантируют, что ни
один террорист не сможет пробраться в город незамеченным. Всего за последнее
десятилетие Израиль и Индия подписали военные контракты на огромную для Израиля
сумму – 9 млрд. долл.

То есть, собственно говоря,
Тель-Авив обеспечивает Дели именно той номенклатурой, которая в первую очередь
необходима украинским вооруженным силам.

После многочисленых скандалов
Индия начала закупать вооружения и в США, а в ходе прошлогоднего визита в
страну Роберта Гейтса была нащупана почва для сотрудничества в сфере ядерных
технологий.

Еще хуже дела обстоят с
обеспечением новыми видами вооружений непосредственно российского флота. Уже
фактически легендарними стали регулярные неудачи с испытаниями новой морской
межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», которая должна стать
единственной ударной силой кораблей проекта 955 типа «Борей». Впрочем, сегодня
в «металле» только 2 из 6 планирующихся к постройке субмарин: «Юрий Долгорукий»
(проходит заводские испытания) и «Александр Невский» (сейчас идет монтаж
оборудования).

Про совершенно дикую историю с
«Нерпой» и вспоминать не хочется.

Не лучше положение в неатомном
судостроении. Главное командование ВМФ не раз заявляло, что России нужно иметь
40 дизельных ПЛ, в том числе 12 – новых субмарин четвертого поколения.
Построили всего одну субмарину, которую несколько лет не могли пристроить хоть
куда-нибудь из-за огромного числа рекламаций.

В России уже ходят слухи, будто
бы министру обороны РФ Сердюкову уже подали записку о том, что дизельные подводные
лодки для ВМФ РФ нужно заказывать в Италии. Там, мол, и дешевле строят, и сроки
не срывают.

Собственно говоря, подобным
примерам нет числа. Но стоит ли просто продолжать перечислять факты, давно
известные как в Российской Федерации, так и за ее пределами? Хочется только
задать один вопрос: «а чем, собственно, может помочь украинскому флоту
российский ВПК, который пока что не может помочь ни стратегическим друзьям
Москвы, ни самой России?».

 

Леонид Александров,
«Политкантроп»

Августовская война в Грузии не стала откровением для специалистов. Она лишь подтвердила старые прописные истины. Одной из таких аксиом можно считать огромную роль военно-морского флота в современном военном конфликте. Украина, которая внимательно наблюдала за развитием событий на Кавказе, выводы сделала.

Поэтому заявление министра
обороны Украины Юрия Еханурова о том, что Киев ведет переговоры с США о
передаче в состав украинских ВМС американского фрегата после его списания, не
вызвало удивления. Только взрыв эмоций разнообразных заинтересованных сторон.

Стоит отметить, что необходимость
кардинальной модернизации украинских ВМС не вызывает сомнения ни у кого. Споры
кипят только вокруг одного вопроса – кто будет перевооружать отечественный
флот. Поскольку в плане, например, флотского вооружения или бортовой
электроники отечественный военно-промышленный комплекс на данном этапе
самостоятельно ни технически, ни технологически не способен удовлетворить его
потребности, приходится определяться с главными партнерами. К сожалению, в
наших реалиях вопрос ставится ребром – таким партнером может быть или Россия,
или страны Альянса.

Это неписанное правило в так
называемом «ближнем зарубежье» активно культивирует не только Москва (поскольку
речь идет про сотни миллионов долларов прибыли, ее можно понять), но и рядом
политических сил собственного разлива. Например, от имени пророссийского крыла
украинского парламента заявление министра обороны Украины прокомментировал народный
депутат от Партии регионов Александр Кузьмук: «Это, конечно, будет вызывать
негативную реакцию Российской Федерации, с которой мы еще до конца не разорвали
взаимоотношения, мы очень заинтересованы в возобновлении нашего
военно-технического сотрудничества».

Собственно говоря, вот и вся
аргументация. При этом почему-то господин Кузьмук, который в свое время дважды
занимал кресло министра обороны, даже не постарался проанализировать в
комплексе – потребности украинских ВМС и состояние военно-промышленного
комплекса России.

Если не вдаваться в детали,
украинскому флоту необходимо вооружение и электронная начинка для ее кораблей,
которые она в состоянии сама построить на своих верфях, и боевые самолеты. Что
же может предложить нам наш северный сосед?

Судя по отзывам ее постоянных
стратегических клиентов – сплошную головную боль. Причем, между Москвой и,
например, Дели не стоят ни НАТО, ни Вашингтон, ни Оранжевая революция. Только
унаследованная еще с советских времен оружейная монополия. И что же?

Вместо поступательного развития
отношений скандал следует за скандалом. Так, несколько лет назад на фоне
задержки спуска на воду трех военных фрегатов, строящихся по заказу Индии,
выяснилось, что установленные на них зенитно-ракетного комплексы
"Штиль-1" не отвечают заявленным характеристикам, то есть либо вообще
не стреляют, либо не попадают в цель. Возмущенные заказчики предъявили
"Рособоронэкспорту" штраф на $40 млн. Этот эпизод оказался далеко не
последним в череде подобных конфликтов.

Аналогичным образом развиваются
события вокруг других проектов. Так, в прошлом году, ссылаясь на технические
погрешности, Индия отказалась принять модернизированную в Северодвинске
подводную лодку "Синдувиджай".

Рекламациями сопровождаются и
реализованные контракты: на поставленных Россией самолетах обнаруживаются
дефекты, исключающие их нормальную эксплуатацию, технические комплексы не
работают, комплектующие поступают с большими задержками и слишком часто не
соответствуют требованиям качества. Параллельно пробуксовывают переговоры, касающиеся
передачи Индии военных технологий в области самолето- и танкостроения:
индийская сторона недовольна низким качеством технической документации.
Российские производители оправдываются, ссылаясь на объективные помехи, рост
цен и прочие непреодолимые причины.

Аналогичные конфликты регулярно
омрачают отношения с Китаем, который сворачивает закупку российской техники.
Норвежская компания Odfjell ASA отказалась от контракта на поставку 12
российских танкеров-химовозов.

Настоящим символом разочарования стал
заказ на модернизацию авианосца "Адмирал Горшков". По контракту
реконструкцию нужно завершить в 2011 году. Российская сторона оценивает
стоимость работ по модернизации тяжелого авианесущего крейсера в 2,9 млрд.
долларов, сообщает «Индиан экспресс», подчеркивая, что это в три раза превышает
первоначально согласованную сумму. Причем российская сторона также объявила,
что независимо от результатов очередного раунда переговоров, Индия должна
срочно выплатить «Севмашу» аванс в сумме 190 млн. долларов на проведение
текущих работ.

В результате такого вот
выкручивания рук Индии, по дружному мнению экспертов, придется принять условия
России, поскольку речь идет про обеспечение национальной безопасности страны.
Вопрос только в том, а будет ли продолжение у такой вот «дружбы»?

Москва начинает пожинает горькие
плоды своей безалаберности. Уже сегодня, например, Израиль обошел Россию и стал
основным военным поставщиком министерства обороны Индии. Сумма военных
контрактов, подписанных в течение последних двух лет, вывела годовые поставки
вооружений на уровень 1 млрд. долл., тогда как Россия в течение последних 40
лет продавала Индии оружия на 875 млн. долл. в год.

В августе было подписано
соглашение о совместной разработке усовершенствованного варианта израильского
зенитно-ракетного комплекса SPYDER, причем стоимость этого контракта – 2.5
млрд. долл. В марте Израиль должен оснастить первый их трех индийских самолетов
Ил-76 израильской системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Phalcon. Ранее Израиль уже продавал такие системы чилийским ВВС.

Недавно Индия приобрела у Израиля
за 600 млн. долларов радар-аэростат, который может помочь защититься от
проникновения в Мумбаи морским путем, как это произошло во время недавних
терактов. Такие аэростаты, распределенные вдоль побережья, гарантируют, что ни
один террорист не сможет пробраться в город незамеченным. Всего за последнее
десятилетие Израиль и Индия подписали военные контракты на огромную для Израиля
сумму – 9 млрд. долл.

То есть, собственно говоря,
Тель-Авив обеспечивает Дели именно той номенклатурой, которая в первую очередь
необходима украинским вооруженным силам.

После многочисленых скандалов
Индия начала закупать вооружения и в США, а в ходе прошлогоднего визита в
страну Роберта Гейтса была нащупана почва для сотрудничества в сфере ядерных
технологий.

Еще хуже дела обстоят с
обеспечением новыми видами вооружений непосредственно российского флота. Уже
фактически легендарними стали регулярные неудачи с испытаниями новой морской
межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», которая должна стать
единственной ударной силой кораблей проекта 955 типа «Борей». Впрочем, сегодня
в «металле» только 2 из 6 планирующихся к постройке субмарин: «Юрий Долгорукий»
(проходит заводские испытания) и «Александр Невский» (сейчас идет монтаж
оборудования).

Про совершенно дикую историю с
«Нерпой» и вспоминать не хочется.

Не лучше положение в неатомном
судостроении. Главное командование ВМФ не раз заявляло, что России нужно иметь
40 дизельных ПЛ, в том числе 12 – новых субмарин четвертого поколения.
Построили всего одну субмарину, которую несколько лет не могли пристроить хоть
куда-нибудь из-за огромного числа рекламаций.

В России уже ходят слухи, будто
бы министру обороны РФ Сердюкову уже подали записку о том, что дизельные подводные
лодки для ВМФ РФ нужно заказывать в Италии. Там, мол, и дешевле строят, и сроки
не срывают.

Собственно говоря, подобным
примерам нет числа. Но стоит ли просто продолжать перечислять факты, давно
известные как в Российской Федерации, так и за ее пределами? Хочется только
задать один вопрос: «а чем, собственно, может помочь украинскому флоту
российский ВПК, который пока что не может помочь ни стратегическим друзьям
Москвы, ни самой России?».

 

Леонид Александров,
«Политкантроп»