Правомерность применения портами Гражданского Кодекса в отношении договоров о совместной деятельности

2009-03-17 17:01:04

Периодически возникающие, но так и не прекращающиеся на протяжении ряда лет споры и разговоры о правомерности применения морскими портами норм Гражданского Кодекса Украины в отношении их совместной деятельности (СД) с инвесторами, свидетельствуют, как минимум, о двух взаимоисключающих интересах.

Интересы портов состоят в том,
чтобы, используя даже усеченные нормы сегодняшнего Гражданского Кодекса
(2004г.), непосредственно участвовать в договорных отношениях, в том числе и с
иностранными инвесторами, предметом которых является СД, чтобы самим получать
прибыль и распоряжаться ею, поскольку во всех остальных вариантах порты
фактически не являются стороной в договорных отношениях.

В течение 2006-07г.г. в СМИ
неоднократно печатались материалы, посвященные различным аспектам СД, где она
признавалась не просто положительной, а исключительно эффективной и
рекомендовалась к распространению в отрасли в качестве положительного опыта, в
них анализировались результаты хозяйственной деятельности портов за период
1993-03 г.,
по итогам которой все 20 портов Украины, без участия властей и, даже вопреки
им, стали финансово-прибыльными и некоторые из них – только благодаря
осуществлению совместной деятельности.

Что касается интересов властей,
то они диаметрально противоположны и заключаются в том, чтобы не допустить
самостоятельности портов, как и их самофинансирования, самоинвестирования, т.е.
все делается по сей день в лучших традициях прошлого, с соблюдением главного
принципа «не дозволять и не пущать».

Ведь не секрет, что в морской
отрасли только порты остались (и то – не все) субъектами хозяйствования,
получающими прибыль, исчисляемую в десятках и сотнях миллионов гривен, а власти
просто не могут пережить и равнодушно смотреть на финансы, к использованию
которых у них руки еще не дошли, ну как же так – это не по-украински?!

Если раньше руководители портов
при заключении договоров о СД, основывались исключительно на нормах
Гражданского Кодекса, то приказом Минтранса №314 от 23.05.01г. был утвержден
«Типовой договор о совместной деятельности в морских торговых портах Украины»,
нормами которого предписывалось положить в основу новых договоров о СД (это так
называемый контроль), подлежащих перезаключению (мнение инвестора – контрагента
при этом никого не интересовало), именно этот «Типовой договор…». С чего и
началась ломка самой совместной деятельности.

Однако примерно через полтора
года другой министр жестко раскритиковал практику заключения начальниками
портов договоров о СД, отметил их вредоносность и издал приказ №74 от
23.02.03г. «О совершенствовании совместной деятельности в морских торговых
портах Украины», утвердив им «Примерный договор…», не многим отличавшийся от
«Типового…», но совершенно менявший понятие совместной деятельности и
ужесточавший контроль за заключением подобных договоров.

Правовой нигилизм был настолько
очевиден, что решением Печерского райсуда г.Киева приказ № 74 был признан
незаконным и подлежащим отмене. К этому моменту прошло еще около полутора лет и
уже новый министр приказом № 675 от 27.07.04 г. отменил злополучный приказ №
74.

К сожалению, осталось
неизвестным, можно ли использовать в дальнейшем незаконно отмененный приказ №
314 или его все равно следует считать незаконным, если он был отменен и можно
ли просто пользоваться ГК Украины, без указаний министерства или чего-то
…ждать?

Осторожные начальники портов
продолжали заключать договоры о СД, но только с ведома и согласия высшего
руководства министерства.

Прошло еще примерно полтора года
и уже более новый министр заявил, что существовавшая до него практика
заключения договоров о совместной деятельности является зловредной, порочной,
обосновав это результатами проверок в некоторых портах, где были выявлены факты
нарушений и злоупотреблений и издал приказ № 898 от 22.08.06 г., запрещающий до
особого решения действия по распоряжению имуществом предприятий, входящих в
сферу управления Минтрассвязи Украины (аренду, совместную деятельность и т.д.),
разрешения на осуществление которых были даны министерством после 01.01.06 г.

Вот так стало известно место,
«где зарыта собака», т.е. не только и не столько начальники портов виноваты,
сколько виновато САМО министерство и его высшие должностные лица, дававшие
разрешения на заключение таких договоров!!!

И, хотя правомерность приказа №
898 вызывает сомнение, с учетом норм Постановления Кабмина Украины № 731 от
28.12.92 г., но то ж еще при какой власти было?!

А вот власть образца 2006 г. уже через месяц
узаконила это беззаконие путем издания Закона Украины № 185 от 21.09.06 г. «Об
управлении объектами государственной собственности», установившим ограничения
на совместную деятельность.

И это несмотря на явное
несоответствие положений упомянутого закона нормам Конституции Украины и действующего
законодательства.

В марте 2007 г. на базе Херсонского
порта был проведен семинар-практикум на тему: «Правовые и экономические аспекты
функционирования совместной деятельности государственного морского порта с
участием национального и/или иностранного частного капитала», по итогам
обсуждения которой участники семинара направили в Минтранссвязи Обращение с
конкретными предложениями по разрешению этой проблемы.

В числе предложений было и
такое:«…ликвидировать ведомственные ограничения на осуществление совместной
деятельности. С этой целью внести в Закон Украины № 185 от 21.09.06 г. «Об
управлении объектами государственной собственности» изменение, исключив из
текста п.20 ст.6 этого закона, а также пересмотреть ограничения в приказе
Минтранссвязи № 898 от 28.08.06 г. «О запрещении действий, связанных с
распоряжением имуществом предприятий…».

Ответа не последовало по
тривиальной причине, поскольку в этот период происходила смена очередных
правительства и министра, который не стал оригинальничать и продолжил ставшую
уже традиционной негативную оценку СД, заявив, что Минтранссвязи намерено
прекратить выдачу разрешений государственным предприятиям, входящим в его
структуру, на ведение совместной деятельности с частными инвесторами.

И еще, примерно, через полтора
года (просто какая-то мистическая закономерность) Кабмин Украины издал
распоряжение № 703-р от 07.05.08 г. «Вопросы заключения некоторых договоров»,
запретившее заключение договоров о совместной деятельности, да и не только этих
договоров, а вообще всех и инвестиционных тоже, без соответствующего решения
Кабмина и это при условии, что все правительственные и отраслевые чиновники
просто криком исходят: «Даешь иностранного инвестора»!

Более того, действие данного
распоряжения распространено не только на государственные предприятия (порты),
но и на предпринимательские структуры, т.е. на все виды хозяйственных обществ,
где в уставном фонде доля государства превышает 50% – это демократия
по-украински.

И это еще не все, потому что
распоряжение требует принять меры к прекращению уже заключенных договоров
(мнение контрагента опять-таки не имеет значения для властей), если в процессе
их осуществления может наступить отчуждение имущества, а что это за меры, на
основании каких признаков определяется возможность наступления отчуждения –
остается неизвестным, да для властей это и не важно…

Какая-то надежда появилась с
принятием 16.05.08 г. СНБО Украины решения «О мерах по обеспечению развития
Украины как морской державы», утвержденного указом Президента Украины №463 от
20.05.08г., подпунктом «б» п.13 которого предусмотрено «усовершенствование
нормативно-правового обеспечения использования государственного имущества во
время совместной деятельности в морских портах».

Говорят, если хочешь загубить
дело – отдай его усовершенствовать. Это – искусство создания видимости работы
при полном осознании того, что хорошее дело будет погублено.

И вот, 03.07.08 г. появляется на
свет докладная записка министра Кабинета Министров Украины на имя
премьер-министра, из содержания которой усматривается, что решение
правительства о разрешении заключить договор должно быть выражено в форме
распоряжения на основании ходатайства Минтранссвязи (в нашем случае),
согласованном с Минфином, Минэкономики, Минюстом, ФГИУ и т.д. в соответствии с
регламентом работы Кабмина, утвержденным его же постановлением № 950 от
18.07.07 г., а это означает, что на совместной деятельности, законом
предусмотренной, по воле чиновников, можно поставить крест.

Все это настолько откровенно
цинично и неправомерно, что не могло не вызвать возмущения и многочисленных
обращений, следствием чего в начале октября 2008 г. в Минтранссвязи
стало межведомственное совещание по перспективам инвестирования в развитие
портов на договорных началах.

Участники совещания приняли
решение обратиться к министру с предложением инициировать отмену или хотя бы
внесение изменений в распоряжение КМУ №703-р от 07.05.08 г., позволивших бы
вернуться ко временам начала века, когда порты могли самостоятельно решать
вопросы заключения любых договоров.

Ответа опять не последовало и
31.10.08 г. появляется приказ Департамента № 152 «О введении в действие решения
коллегии Укрморречфлота от 23.10.08 г. № 10», частью 2 пункта 8 обязывающий
начальников портов «разработать совместно с компаниями, с которыми заключены
договоры о совместной деятельности, новый формат правоотношений, с учетом
эффективного использования, сохранения в государственной собственности и
недопущения отчуждения имущества…», представив на согласование в срок до
01.01.09 г. проекты новых договоров.

Наиболее впечатляющей является
ч.3 п.8 решения коллегии, где говорится о необходимости «…исключить какие-либо
предложения в отношении указанных договоров совместной деятельности»?!

Прежде всего, если действует
Гражданский Кодекс, регламентирующий совместную деятельность, если на
протяжении ряда лет все инициативы портовиков игнорировались, то о разработке
какого нового формата правоотношений?

Не отреагировать на подобный,
извините за выражение, документ просто невозможно и от имени портовиков
12.01.09 г. в адрес руководства министерства было направлено письмо «О
проблемах организации совместной деятельности с целью активизации процессов
инвестирования в морских портах», в котором излагалась убедительная просьба
срочно внести соответствующие изменения в правовые акты, препятствующие
возможности осуществления совместной деятельности в морских портах.

И на третье обращение ответа не
последовало.

22.01.09 г. при премьер-министре
Украины проходит совещание, оформленное протоколом, пункт 6 которого посвящен
нашей проблеме, в связи с этим 24.01.09 г. министр издает отдельное поручение №
91/15/11-09, 02.02.09 г. – еще одно отдельное поручение № 141/15/11-09 и
поскольку порты так и не хотят участвовать в грубейшем нарушении Права,
07.02.09 г. появляется письмо Департамента №270-05/08.1/11-09, обязывающее, со
ссылкой на перечисленные документы, к концу февраля «принять меры по замене
вида договоров о совместной деятельности, заключенных предприятиями отрасли, на
инвестиционную деятельность или на иные виды хозяйственной деятельности и о
результатах уведомить Минтрассвязи».

Несмотря на то, что, кроме двух
последних документов, остальные и самые главные, не удалось найти ни в
Департаменте, ни в министерстве, а это само по себе весьма показательно, не
могут не возникнуть вопрос:

– почему министерство так упорно
игнорирует действующий ГК Украины в отношении совместной деятельности?

Следующий вопрос, что же все это
значит, что за этим кроется?

Во-первых, это означает
замаскированную попытку ликвидировать совместную деятельность, как основного,
если не единственного официального и правового источника самостоятельного
развития портов, заволокитив процесс возможного решения проблемы.

Во-вторых, это является
нарушением ст.116 Конституции Украины и ст.6 Закона «Об управлении объектами
государственной собственности», так как не Кабмину, а Минтранссвязи
предоставлено право согласовывать договоры о совместной деятельности.

Подобные новации являются
нарушениями стст.6 и 627 Гражданского Кодекса, а также ст.179 Хозяйственного
Кодекса Украины о свободе заключения любых договоров, когда стороны на основе
собственного волеизъявления вправе заключать между собой любые договоры,
определять предмет и существенные условия исключительно по собственному
желанию, если иное прямо не предусмотрено законом.

За всем этим кроется даже не
стремление заволокитить решение проблемы до такой степени, что в дальнейшем она
сама теряет актуальность, а попытка в период своего правления, решить собственные
проблемы и вопросы, ведь потом все равно никакой ответственности не наступает.

Вот почему каждый новый министр с
гневом обличает своих предшественников, ратует за необходимость настоящего и
действенного контроля за законностью осуществления совместной деятельности,
организовывает и направляет на места соответствующие проверки. А через каждые,
как видим, полтора года все повторяется и опять-таки безнаказанно, но проблема
остается.

Хотелось бы напомнить всем,
злоупотребляющим терпением и доверием народа, что есть еще и требования стст.
74 и 136 Хозяйственного Кодекса, гарантирующие субъекту хозяйствования,
осуществляющему свою деятельность на праве хозяйственного ведения (как порты),
возможность на защиту своих имущественных прав непосредственно от собственника,
если причиненные убытки явились следствием выполнения решений органов
государственной власти, признанных судом неконституционными или
недействительными.

 

Арнольд Нырко, юрист

Источник: Украинская транспортная
газета "Моряк"