Транзит российского зерна через украинские порты с начала года упал в 18-19 раз

2009-03-04 08:01:31

Причина в том, что снижение транспортных тарифов в России стимулировало экспорт через их отечественные мощности. Экспорт российского зерна в этом сезоне приближается к абсолютному рекорду, потому недополученная прибыль украинской инфраструктуры будет исчисляться миллионами.

С начала года часть украинских
портов не перевалила ни одной тонны российского зерна. Как сообщили в
Херсонском порту, перевалка зерновых грузов из России с начала года упала до
нуля. «Не было транзитного зерна вообще»,— сообщили в отделе
внешнеэкономических связей и коммерческой работы со ссылкой на начальника
отдела Валентину Хаецкую.

Как отметили в Ильичевском порту,
объемы перевалки российского транзитного зерна у них традиционно незначительны.
«Нельзя сказать, что они упали. Традиционно максимальное количество российского
зерна переваливается через Одесский порт — для них показатели могли измениться
разительно»,— сообщили в порту.

По данным Минтранссвязи, практически
прекратились перевозки зерновых транзитных грузов в Ильичевский, Херсонский,
Керченский порты и порт Южный. В Одесском морском торговом порту, где
традиционно переваливается максимальное количество российского зерна,
показатели составляют около трети относительно последнего месяца прошлого года.
По данным Минтранса, в январе в направлении «порт Одесса» было направлено 142
вагона российских зерногрузов (38% от декабрьского показателя).

Соответственно, снизились и
транзитные перевозки железной дорогой. По данным Минтранссвязи, перевозки
российского зерна назначением «порты Украины» в 2009 г. практически
прекратились, составив в январе 100 вагонов. По прогнозам, февральские
показатели столь же невысоки. Для сравнения: в 2008 г. среднемесячное количество
вагонов с российским зерном, направлявшимся в наши порты, равнялось 1,8-1,9
тыс.

Потеря популярности украинских
перевалочных мощностей объясняется новыми льготными тарифами, введенными
Россией в этом году в рамках стимулирования экспорта. Сельхозпроизводители
получили скидку к железнодорожному тарифу на перевозку зерна и продукции
мукомольной промышленности — с 1 января на перевозки дальностью от 1100 км
действует понижающий коэффициент 0,5 (сейчас участники зернового рынка России
просят расширить эту скидку — на перевозки 500 км). Коэффициент для перевозки
автомобилей на расстояние 1000-3000 км снизился с 0,71 до 0,37. По данным ОАО
«Российские железные дороги», с декабря 2008 г. по настоящее время
железнодорожный тариф при экспорте зерна через российские порты на средней
дальности 624 км снизился с $15,9 до $13 за тонну (почти на 20%), несмотря на
5%-ную индексацию в январе 2009 г.

Отметим, что в этом сезоне из
России будет экспортировано рекордное количество зерна — около 18-20 млн. т,
что сулит выгоду и украинской инфраструктуре, поскольку значительная часть
экспорта ранее шла через украинские порты. Однако если объем перевалки
транзитных зерногрузов останется на уровне первых месяцев года, то финансовые
показатели украинских портовых предприятий будут значительно ниже планируемых
(поскольку упала перевалка и по другим категориям грузов, в частности,
металлу). «Единственное, на что мы можем рассчитывать,— что российских
перевалочных мощностей не хватит для обеспечения рекордного экспорта»,— отмечают
эксперты.

По различным оценкам, прибыль,
полученная всеми украинскими портами за прошлый маркетинговый год от перевалки
российского зерна, составила около $5 млн.

Отечественные морские порты в
этом году могут остаться без перевалки российского зерна.

Анна КОВАЛЬЧУК, «Экономические Известия»