Пираты украли с «Фаины» оружие, а моряки варили на судне самогон

2009-02-23 16:16:01

Матрос-моторист Иван Герелюк рассказал как жилось в плену.

Семью Михаила Герелюка называют в
родном селе Черногорское Одесской области — «морской». Оба сына директора
местной школы выбрали для себя морское ремесло. Старший сын Руслан Герелюк
вот-вот должен прийти из рейса. А младший Иван совсем недавно вернулся домой
после пятимесячного пиратского плена.

О своем «сомалийском приключении»
он вспоминает без особых эмоций, но в отдельных местах своего рассказа начинает
нервничать и даже злиться. «Этот рейс на «Фаине» у меня всего второй по счету в
моей карьере моряка. В «Томэкс» меня привел мой старший брат Руслан. Как
матросу-мотористу мне положили зарплату в 700 долларов в месяц. С самого начала
мы знали, что маршрут нашего рейса проходит через Аденский пролив. Конечно,
знали и о пиратах. А когда нас поставили в известность, что мы повезем оружие в
Африку, сразу возник вопрос, будет ли военное сопровождение нашего судна. Но
капитан все темнил, туманно отвечая, что это не наши проблемы. Поэтому когда на
судне раздалась аварийная тревога, я уже знал, что на нас напали. Поднимаясь из
трюма на мостик, наша вахта материлась — все знали, что нас ждет. На палубе уже
ждали негры с автоматами. Они построили нас, пересчитали и загнали в
одноместную каюту. Семнадцать человек в тесной каюте сидели друг у друга на
голове, а спали по очереди. Несколько дней у нас вообще ничего не было, потом
тайком от пиратов принесли несколько книг, колоду карт и пару станков для
бритья, которыми брились тоже по очереди», — рассказывает моряк.

Герелюк признается, что после
того дня как судно покинули пираты, для него все было как в тумане. «Американцы
поднялись на борт, накормили нас сухпайком, врачи, Момбаса, самолет,
«Борисполь», родные лица… Успокоился только дома, сели, отметили мое
возвращение. Но уснуть долго не мог. До самого рассвета смотрел фотографии
команды, которые удалось сделать на «Фаине». Понял, что в одиночку мы бы не
выжили. Всех ребят я буду вспоминать до конца жизни — они мне теперь как
братья».

После «Фаины» забыть муки
пиратского плена Ване помогает его любимое хобби — мотоцикл. С братом они
потихоньку переделывают старый «Урал» так, чтобы он стал похож на мечту любого
байкера — американский «Харлей». «Жаль только, что мою кожаную куртку-косуху,
которую я взял с собой в рейс, сперли пираты», — сетует моряк. В следующий раз
выйти в море Герелюк планирует только осенью, хорошенько отдохнув.

 

ТАЙКОМ ОТ ПИРАТОВ ВАРИЛИ САМОГОН

 

«Атмосфера в нашей маленькой
каюте-тюрьме была нервозной. Дня не проходило без ссор по мелочам. Главным
поводом была теснота — кто-то кому-то наступил на руку, кто-то листик из книги
потерял. Но до большего не доходило. Все понимали, что плывем в «одной лодке».
Останавливало еще и то, что пираты могли неправильно понять шум из нашего
кубрика и просто дать очередь из автомата туда не глядя», — рассказывает моряк.

С другой стороны, даже в этих
нечеловеческих условиях ребята умудрялись наслаждаться жизнью. «На Новый год мы
поставили маленькую пластмассовую елочку. Но какой праздник без самогона?
Спасла морская смекалка — решили сделать браги из сахара и дрожжей. Их тайком
«прихватизировал» у негров наш кок. Браги хватило на всех — нагнали мы
африканского «самограя» более двадцати литров в канистре из под моющего
средства. Но это пойло нас подвело. На наши желудки, привыкшие к однообразному
рациону из риса и макарон хмельной напиток оказал роль катализатора. А в туалет
выводили по ночам пираты крайне неохотно. Тогда вся команда начала буянить,
требуя немедленной выводки. Пришлось сонным пиратам нас по очереди выводить в
соседнюю каюту», — хохочет Герелюк.

 

ПИРАТЫ В ПАНТАЛОНАХ И «СВАДЬБА В
МАЛИНОВКЕ»

 

Пираты забрались на борт «Фаины»
с кормы — там очень низкая рампа. Увидев в трюме оружие, они нисколько не
удивились. «Было впечатление, что они заранее знали, какой груз везет наше
судно», — делится Иван Герелюк. Все время бандиты тайком вывозили с «Фаины»
гранатометы и пулеметы. Более крупное оружие они вывезти не смогли — вскоре
после захвата подошел американский военный корвет «Масон», с которого следили
за пиратами.

Но сомалийцы обхитрили
американцев. На «Фаине» бандиты оборудовали что-то вроде мастерской — они
разрезали пластиковые канистры, разбирали оружие и складывали его внутрь. Потом
канистры запаивали и на своих катерах отвозили на берег под видом пустых. Так
они вывезли с судна большую часть стрелкового оружия. Но его было так много,
что и после ухода пиратов в трюме осталось много раскуроченных ящиков со
«стволами». Кумулятивные снаряды, гранатометы и пулеметы вперемежку с обломками
ящиков катались от борта к борту.

«Вид у пиратов, конечно, дикий.
Меня поразило, что один из них был одет в дамские панталоны с кружевами и
другой одежды на нем не было. Взяв наше судно и основательно прошерстив наши
вещи, пираты приоделись. Первое время мы развлекались, подмечая, кто из пиратов
во что одет. Вот «моя маечка» пошла, а вот и «мои любимые шортики», —
вспоминает Иван и добавляет, что в быту пираты очень неопрятны. «Месяцами они
ходили в одних и тех же вещах и запах от них просто «сшибал» моряков с ног.

Под конец плена они начали от
скуки захаживать к нам на «киносеансы». Атаман пиратов, Мохаммед, разрешил
принести нам ноутбук, где мы почти непрерывно крутили фильмы. Однажды, когда к
нам зашел на «огонек» тот самый пират, который поначалу был одет в женские
панталончики, мы поставили ради смеха «Свадьбу в Малиновке». Особенный хохот у
нас вызвал эпизод, когда один из разбойников Грициана Таврического примерял
женскую кацавейку и хвастался «штанишками, которые он сменял на седьмой
пулемет». Но сомалиец ничего так и не понял и только плевался и требовал
поставить кино со стрельбой и с женщинами», — говорит Иван. По его словам, к
концу плена некоторые пираты настолько «обогатили» свой словарный запас, что
могли выстраивать целые предложения из русского мата почти без акцента.

 

МОРЯКИ НАДЕЮТСЯ НА КОМПЕНСАЦИЮ В
20-50 ТЫС. ЕВРО

 

Понемногу отходя от злоключений у
берегов Сомали, украинцы строят планы на будущее. Примечательно, что никто из
них, проведя почти пять месяцев в плену у пиратов, не ставит крест на морской
карьере. Уйти в рейс — для многих это единственный способ кормить свою семью.
«Через Аденский залив, конечно, я уже точно никогда не пойду. Но в море
собираюсь. Просто заранее постараюсь узнать будущий маршрут. Второй раз к
пиратам не хочу», — говорит Иван Герелюк. Сейчас же многих волнуют компенсации,
которые моряки должны получить от судовладельца.

«Пока они говорят, что еще не
определились с размерами выплат», — уточняет Герелюк. По его словам, вопрос
станет более ясным лишь в среду, когда всю команду «Фаины» пригласили в
«Томэкс» на переговоры. «Думаю, что нам должны выплатить хотя бы минимальные
компенсации, которые в таких случаях платят в Европе морякам, попавшим в
подобную ситуацию. Это выплаты в размере от 20 до 50 тысяч евро. Об этом нам
рассказала омбудсмен Нина Карпачева при встрече с ней. Если нам не выплатят
компенсации, придется подавать в суд на компанию. Хотя я надеюсь, что нас все
же не обманут. Пока же нам предложили бесплатную реабилитацию и медицинское
обследование в «Феофании» и потом еще поездку на какой-то украинский курорт», —
рассказывает Иван Герелюк.

Подтверждает его слова и Светлана
Мгеладзе, мать еще одного моряка с «Фаины» Роланда. Женщина тоже надеется, что
о ребятах не забудут и рассчитаются по справедливости.

В свою очередь руководитель
крюинговой компании «Томэкс», набиравшей экипаж на «Фаину», Виктор Муренко подтвердил,
что вопрос о компенсациях будет обсуждаться на этой неделе. «Мы ждем ответ из
лондонского ITF (Международный транспортный профсоюз. — Авт.), у нас его еще
нет. Там надо много чего учесть индивидуально по каждому члену экипажа для
того, чтобы это не было самодеятельностью украинской компании. Все права
моряков хорошо защищены, они все будут удовлетворены», — заверил Муренко.

 

ПОПРОЩАЛИСЬ С КАПИТАНОМ

 

Капитана Владимира Колобкова,
умершего, по версии медиков, от сердечного приступа на третий день захвата,
похоронили 19 февраля на полузакрытом Серафимовском кладбище, в той части,
которая именуется Мемориалом погибших моряков. Отец капитана Рудольф Колобков
во время похорон, как пишут российские СМИ, рассказал, что Владимир и раньше
ходил в сомалийских водах. «Может быть, он надеялся, что если он уйдет далеко в
море, пираты не достанут корабль на своих лодочках. Одно считаю неправильным:
отправляют судно с таким грузом без охраны! Спасибо старпому Никольскому,
который и для экипажа сделал много, и сына моего привез».

Сохранять тело капитана в течение
131 дня было трудно, вспоминал в прощальной речи сам Никольский. Нужно было
поддерживать работу аварийного дизельгенератора, но топлива было
катастрофически мало. Украинские моряки с «Фаины» не смогли побывать на
похоронах: слишком поздно узнали их точную дату.

Александр Сибирцев, Дмитрий Гомон истории