Инфраструктурные проекты правительства — немногочисленны и нереалистичны

2009-02-23 17:01:33

Правительственные заявления о готовящемся запуске сотен инфраструктурных проектов, призванных вывести экономику Украины из кризиса, не соответствуют действительности.

Об этом свидетельствуют
официальные ответы министерств и ведомств на запрос Зеркало Недели.

Я убеждена, что вытянет экономику
из кризиса радикальное изменение инвестиционного климата в стране… Для каждого
министерства мы утвердили сотни инфраструктурных проектов — строительство
дорог, электростанций, линий электропередач, газо — и нефтепроводов,
нефтеперерабатывающих заводов, новых мощностей в аэро — и морских портах. —
Юлия Тимошенко в интервью «Зеркалу недели».

С просьбой предоставить данные об
антикризисных инфраструктурных проектах, прошедших утверждение на уровне
министерств или правительства, «ЗН» обратилось к министерствам промышленной
политики, аграрной политики, угольной промышленности, топлива и энергетики,
транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей
природной среды, по вопросам чрезвычайных ситуаций. Запросы были также
направлены в «Укрзалізницю», Госадминистрацию связи, Госводхоз и «Укравтодор».

Ни один из полученных ответов не
содержал запрашиваемой информации в полном объеме. В частности, все
министерства, за исключением Минпромполитики и Минуглепрома, не ответили на
вопрос о количестве создаваемых в рамках проектов рабочих мест. При этом
«Укрзалізниця» и Минприроды в нарушение закона «Об информации» вообще не
предоставили официальных ответов.

В центральном аппарате Минприроды
«ЗН» на словах объяснили, что у министерства нет проектов, о которых можно
сообщить прессе. Об отсутствии масштабных инфраструктурных и тем более
антикризисных проектов свидетельствуют также ответы МЧС и Минрегионстроя.

В Госкомитете по водному
хозяйству сообщили, что антикризисных проектов у ведомства нет, но есть надежда
на продолжение реализации в 2009 году пяти программ, начатых в 2001–2008 годах.
В том числе программ противопаводковой защиты в бассейнах рек Тиса, Днестр,
Прут, Сирет.

Минжилкоммунхоз отчитался об
одном крупном проекте — по развитию городской инфраструктуры в Украине, который
был утвержден еще до кризиса. В рамках проекта планируется модернизация
коммунальных инфраструктур в Одессе, Чернигове, Ивано-Франковске, а также в
Борисполе (Киевская область) и Краснодоне (Луганская область).

В Минагрополитики сообщили о двух
инвестиционных проектах, одобренных правительством к внедрению, — по организации
производства и использования местных возобновляемых видов топлива в Сумской
области и по реконструкции системы теплообеспечения города Шостка. Об остальных
проектах министерство сообщить отказалось, ссылаясь на то, что они разработаны
бизнес-структурами, финансируются за счет негосударственных средств и не могут
быть обнародованы без согласия собственников.

Госадминистрация связи сообщила о
двух основных проектах, реализация которых потребует в сумме почти 300 млн.
гривен в 2009 году, — по внедрению цифрового телевидения и по развитию и
автоматизации производственных процессов на предприятиях «Укрпочты».

Госслужба автомобильных дорог
предоставила перечень из семи наиболее подготовленных к реализации
инвестпроектов по строительству, реконструкции и ремонту дорог, но не указала,
утверждены ли они на министерском или правительственном уровне.

Минтопэнерго предоставило
перечень из пятнадцати приоритетных проектов, определенных на совещании у
премьер-министра в январе этого года. При этом немногие из них, по прогнозам
экспертов, имеют шансы получить необходимое финансирование в 2009 году.

Минугольпром сообщил о двадцати
четырех проектах на общую сумму 7,5 млрд. гривен, 85% которой (6,4 млрд.
гривен) планируется получить в текущем году.

Минпромполитики предоставило
перечень из пятидесяти трех приоритетных инвестиционных проектов, ни один из
которых пока не прошел утверждение даже на уровне министерства. При этом
приоритетными в разгар кризиса названы проекты по возобновлению производства
Ан-124, Ан-148Т, Ан-74 и Ан-148, а также по возрождению серийного строительства
универсальных судов для перевозки грузов, на которые в общей сумме потребуется
почти 4 млрд. гривен.

В Минтранссвязи сообщили о
шестидесяти двух презентованных в прошлом месяце масштабных проектах и реестре
из двухсот инфраструктурных проектов, реализация которых будет продолжена или
начата в 2009 году. Вместе с тем, для большинства готовящихся к запуску в этом
году проектов не найдены инвесторы, а для некоторых — отсутствует
техдокументация. О проектах по развитию фиксированной связи и по развитию
мобильной связи третьего поколения, для реализации которых только в 2009 году
потребуется около 8 млрд. гривен, эксперты отрасли отзываются крайне
скептически, напоминая о нецелесообразности первого и бессмысленности второго —
с учетом отсутствия у Минтранссвязи возможности как-либо повлиять на внедрение
связи третьего поколения, происходящее по рыночным законам.

В целом, около половины
предоставленных «ЗН» проектов не утверждены даже на уровне министерств. При
этом эксперты ожидают, что даже утвержденные правительством инфраструктурные
проекты в 90% случаев не имеют в 2009 году шансов на финансирование.