2009-02-20 16:01:55
Начало 2009 г. мало радовало владельцев и операторов контейнерного тоннажа. За последние два месяца количество находящихся на приколе судов-контейнеровозов выросло в 2,2 раза, а их суммарная вместимость достигла 800 тыс. TEU, что эквивалентно 6,5% контейнеровместимости всего действующего флота.
Эта цифра вдвое превышает
печальный показатель марта
г
5% в
когда был остановлен весь контейнерный флот US Lines в связи с банкротством
этой компании. Такая массовая постановка тоннажа на прикол обусловлена не
прекращающимся сокращением контейнерных сервисов из-за избытка работающих на
них судов в условиях прозаической нехватки грузовой базы.
Динамика находящегося на отстое контейнерного флота
в конце 2008 – начале 2009 года
Период |
Количество судов, ед. |
Контейнеро-вместимость, ТЕU |
Доля от общей вместимости,% |
Начало декабря |
135 |
300 000 |
2,5 |
Конец декабря |
165 |
430 000 |
3,5 |
Начало января |
210 |
550 000 |
4,6 |
Конец января |
255 |
675 000 |
5,5 |
Начало февраля |
303 |
800 000 |
6,5 |
Источник: AXS Alphaliner
По состоянию на начало февраля
2009 года мировой флот контейнеровозов состоял из 4740 судов суммарным
дедвейтом 161,7 млн. т и общей вместимостью 12,2 млн. TEU. По сравнению с
на 50,2 млн. т или на 45%, а суммарная контейнеровместимость – на 20,3 млн. TEU
или 49,3%. В то же время по состоянию на 01.02.09 мировой портфель заказов
состоял из 1156 контейнеровозов суммарным дедвейтом 70,4 млн. т, что составляет
43,6% действующего тоннажа.
Общая контейнеровместимость вновь
заказанных контейнеровозов составляет 5,9 млн. TEU или 48,4% действующего
тоннажа. При этом более 50% общей вместимости вновь заказанного контейнерного
тоннажа приходится на суда вместимостью 8000 TEU и более, в то время как на
суда вместимостью до 3000 TEU приходится чуть более 10% вновь заказанных судов.
Таким образом, в ближайшие несколько лет дедвейт контейнерного
тоннажа опять вырастет почти в 1,5 раза. Почти треть этого тоннажа должна быть
поставлена уже в
Это означает, что в ближайшие 12 месяцев предложение контейнерного тоннажа
вырастет еще на 15%. С другой стороны, как прогнозируют аналитики JP Morgan,
спрос на контейнерные перевозки в 2009 году
в мире вырастет только на 2,6%, в сравнении с прежними прогнозами в
размере 7,6%. По более оптимистичному мнению аналитиков BNP Paribas в
контейнерных перевозок составит 6%, но и это мало что меняет.
Представительные поставки нового контейнерного тоннажа
в январе
Название судна |
Судостроительная верфь |
Судовладелец/ оператор |
Контейнеро-вместимость, TEU |
HANJIN SEMARANG |
Kyokuyo |
ITOCHU |
907 |
MAERSK NEWBURY |
Volkswerft Stralsund |
A P Moller |
2478 |
HAMMONIA BAVARIA |
Jiangsu Yangzijiang |
Peter Doehle |
2504 |
HAMMONIA ROMA |
Jiangsu Yangzijiang |
Peter Doehle |
2504 |
SEOUL TOWER |
Xiamen Industry |
Zodiac Maritime Agencies |
2564 |
CSAV RANCO |
Shanghai Shipyard & Chengxi Shipyard |
Norddeutsche Vermogensanlage |
3534 |
YM EFFICIENCY |
China Shipbuilding Kaohsi |
Yang Ming Marine Transport |
4250 |
CAP GREGORY |
Hyundai Mipo |
Norddeutsche Vermogensanlage |
4319 |
CMA CGM CORAL |
Hanjin HI |
CMA CGM Holding |
4400 |
ZAGROS |
Hyundai HI |
Islamic Republic of Iran Shipping Lines |
4900 |
MONTE ALEGRE |
Daewoo-Mangalia |
Rudolf A Oetker |
5900 |
HYUNDAI LONG BEACH |
Koyo |
The Royal Bank of Scotland Group |
6350 |
NYK THESEUS |
Hyundai HI |
NYK Line |
6500 |
NYK TRITON |
Hyundai HI |
NYK Line |
6500 |
XIN FEI ZHOU |
Hudong-Zhonghua |
China Shipping Group |
8528 |
CMA CGM IVANHOE |
Hyundai HI |
Reederei Claus-Peter Offen |
9661 |
CMA CGM THALASSA |
Daewoo & Marine Engineering |
Global Ship Lease |
11000 |
Источник: Fairplay
Не спасают ситуацию и заметно
участившиеся списания старого контейнерного тоннажа на скрап. Дело в том, что
контейнерный флот является самым молодым в мире и предстоящие списания гораздо
ниже поставок.
Сокращение контейнеропотоков в
первую очередь связано со снижением потребительского спроса населения,
обусловленного мировым кредитно-финансовым кризисом и, как следствие ростом уровня безработицы и снижением
благосостояния основных слоев населения. Например, тайваньский экспорт на
европейские страны, основу которого составляет электроника, за последнее время
снизился на 40%. Экспорт из Японии и Южной Кореи упал на 25% и 30%
соответственно. Существенно снизился и китайский экспорт, о чем свидетельствуют
последние данные о динамике контейнерооборота ведущих портов этой страны. Так,
в декабре
по сравнению с аналогичным периодом
китайских портов Шанхай и Шеньжень снизились на 6% и 15,7% соответственно.
Кроме того, весьма показательным индикатором является снижение в январе
Россией и Китаем сразу на 42% (59% – по экспорту и 27% – по импорту). Согласно
прогнозу аналитического агентства IHS Global Insight, контейнерооборот крупнейших
портов США в первой половине 2009 года сократится на 11,8%. Сразу на 30% ожидается в
контейнерного терминала в Джакарте (Индонезия). Из-за сокращения
контейнерооборота в порту Гамбург отложена до 2015 года программа строительства
нового контейнерного терминала пропускной способностью 3,5 млн. TEU.
Неутешительна январская динамика и большинства контейнерных терминалов Украины,
РФ и стран Балтии. Даже лидер контейнерного бизнеса на Черном море – румынский
порт Констанца с конца прошлого года стал показывать отрицательную динамику перевалки
контейнеров. Правда лидерами снижения контейнерооборота в силу различных причин
оказалась не Констанца, а украинские порты. Перевалка контейнеров в Одесском
порту за январь нынешнего года составила
21 785 TEU, что меньше показателей аналогичного периода
ведущий терминал Одесского порта – ДП «ГПК-Украина» уменьшил переработку
контейнеров сразу на 40% – до 19,2 тыс. TEU. В Ильичевском порту
"Укртрансконтейнер" в январе снизил контейнерооборот на 54,4% – до
16,9 тыс. TEU.
Отрицательная динамика
контейнерооборота присуща и портам Прибалтики. Например, в порту Клайпеда в
январе
оборот контейнеров снизился на 27,5% –
до 21096 TEU. В силу известных причин контейнерооборот Калининградского порта в
январе снизился сразу в 3,4 раза – до
3480 тыс. TEU. Контейнерооборот Первого Контейнерного Терминала в
Санкт-Петербурге за январь 2009 года составил 63 307 TEU, что на 21,9% ниже
итогов работы в январе 2008 года. В январе
Владивостокского контейнерного терминала составил 14 760 TEU, что на 3,1%
меньше, чем в аналогичный период
г
30,9 тыс. TEU, главным образом, за счет
«Новолесэкспорта», где он вырос сразу на 67,6% (правда, немаловажную
роль в этом сыграла низкая для сравнения база января
предлагают некоторые аналитики, сейчас в пору говорить не о максимальных темпах
роста, а о минимальных темпах снижения контейнерооборота.
Прогрессирующий дисбаланс между
спросом и предложением привел к тому, что
китайская Cosco на 50% снизила свое присутствие на сервисе Южный Китай –
Западное побережье США (SEA). В связи с сокращением объемов морских перевозок
вторая в мире по размеру контейнерного флота компания Mediterranean Shipping
Company (MSC) приостановливает работу сервиса Tigers Service, который
обслуживают 9 судов контейнеровместимостью 6500 TEU. Кроме того, будут оптимизированы следующие
сервисы MSC: Phoenix Service, Jade
Service, Silk Service, Dragon Service и Lion Service. Члены консорциума Grand
Alliance в который входят Hapag-Lloyd, MISC Berhad, NYK Line и OOCL, объявили о
приостановке с 6 февраля сервиса Европа – Азия (EU5), как минимум, до июня
нынешнего года. На сервисе были задействованы восемь судов средней вместимостью
3 300 TEU, совершавшие заходы в порты Шанхай, Нингбо, Ксямынь, Амстердам,
Гамбург, Саутгемптон и Сингапур. Закрытие данного сервиса означает примерно 12%
сокращение еженедельной провозоспособности флота.
По данным AXS Alphaliner за
последние полгода в направлении Азия – Европа закрыто порядка 10-ти
контейнерных сервисов с еженедельной вместимостью 330 тыс. TEU, что означает
21% сокращения.
Сокращение занятого на перевозках
тоннажа лишь на короткий момент в середине января
падение основных контейнерных индексов. В итоге за рассматриваемый период
Braemar Container Index снизился еще на 2,7 пункта или на 5,4%. Уместно
напомнить, что еще год назад данный индекс превышал 150 пунктов и имел
тенденцию к росту.
В долгосрочной ретроспективе
динамика тайм-чартерных ставок на контейнерный тоннаж выглядит еще более
удручающей. По сравнению с пиковым
ниже. В наибольшей степени ставки снизились для контейнеровозов вместимостью
1700 с грузовыми средствами, в наименьшей – для фидерных контейнеровозов
вместимостью 725 TEU.
По мнению аналитиков HSBC
фрахтовые ставки в 2009году упадут на 35% и еще на 7% в
другого банка – JP Morgan, которые считают, что ставки уже сегодня ниже
издержек перевозки и просто не могут быть ниже.
Исторически низкий уровень
наблюдается в настоящее время не только на тайм-чартерный тоннаж. До уровня
ниже себестоимости перевозок опустились и линейные тарифы. Так, по оценкам
экспедиторов суммарный тариф (включая бункерную и валютную надбавки) на
перевозку сорокафутового контейнера в направлении Дальний Восток – Европа на
основных контейнерных линиях в настоящее время составляет порядка 800 – 900 USD
или 400 – 450 USD/ TEU. В то же время по оценке аналитиков банка JP Morgan
себестоимость перевозок на данном направлении составляет 489 USD/ TEU. Подобные данные приводятся и для других
направлений перевозок. В ряде случаев доказывается, что в лучшем случае
действующие линейные тарифы покрывают лишь рейсовые (бункер, портовые и
канальные сборы) и терминальные издержки, т.е. постоянные расходы судов
(содержание экипажей, техобслуживание, страхование, АУР и т.д.) составляют
чистый убыток судовладельцев. Да и какой прибыльности может идти речь, когда в
направлении Индия – Европа ставки по данным Fairplay в последнее время
обвалились на 50%, а в направлении Индия – США – на 28%. Поэтому неудивительно,
что многие контейнерные перевозчики озвучивают вместо прибыли убытки, а
некоторые известные компании вообще уходят с арены контейнерного бизнеса. Так,
из-за «отсутствия каких-либо признаков оздоровления ситуации в 2009г. и
перспектив повышения фрахтовых ставок в долгосрочной перспективе» в конце
января нынешнего года контейнерная линия Senator Lines (Бремен) объявила о
прекращении своих операций. Все сервисы и слот-чартерные соглашения Senator
Lines переходят под управление основного акционера – компании Hanjin. По данным
AXS Alphaliner с начала 2000 года Senator Lines и Hanjin вместе потеряли около
40% свое доли в контейнерном рынке.
О снижение ожидаемого финансового
результата по итогам 2008г. объявила группа A.P.Moller-Maersk. Конечный
финансовый результат составит не $4-4,3 млрд., как прогнозировалось в ноябре
прошлого года, а порядка $3,4 млрд. При этом порядка 800 млн. ожидаемого
снижения составляет переоценка в сторону уменьшения активов компании, что
совершенно понятно, учитывая резко упавшие цены на тоннаж.
По оценкам Credit Suisse компания
OOIL (материнский холдинг гонконгской OOCL) покажет в текущем году убытков на
$63 млн. Причиной тому является падение
на 20-30% в начале года контейнерных перевозок флотом OOCL, занимающей сегодня
12 место в мировой табели о рангах контейнерных перевозчиков. В связи с этим уже в 1 квартале текущего
года планирует на четверть сократить флот компании.
После убытков в размере $149 млн.
в 4-м квартале
весьма неутешительные прогнозы на
сингапурская компания была вынуждена сократить свое присутствие в направлении
Азия – Европа на 25%, Дальний Восток – США – на 20% и внутри региональных
азиатских перевозках – 16%.
О финансовых трудностях в связи с
сокращением объемов контейнерных перевозок объявили и фидерные операторы, такие
как Singapore Feeder Service – EP Carrier, а также Regional Feeder Lines.
О своих убытках в размере $38,6
млн. по итогам
объявила известная чилийская компания
CSAV. И это при том, что по итогам 2007 года компания имела чистую прибыль в
размере $116,8 млн. Руководство компании предрекает «серьезные убытки» и по
итогам нынешнего года. По мнению менеджеров компании объем контейнерных перевозок
в
снизится на 3%, что произойдет впервые за последние 29 лет, когда их
среднегодовой прирост составлял 9,3%. И это на фоне того, что предложение
контейнерного тоннажа в
г
контейнерного тоннажа составил 12,7%). В этих условиях менеджмент компании
разработал «программу реструктуризации». В числе предлагаемых мер: закрытие
сервиса Азия – Северная Америка, рационализация операций компании на
бразильском рынке и повсеместное сокращение расходов, включая бункерное топливо
и лизинговые платежи, интермодальные и терминальные издержки, а также аренду
судов и административные расходы. В перспективе компания сосредоточит внимание
на усилении своего присутствия в южноамериканском регионе, плече Индия –
Континент и Азия – Черное море (CSAV Norasia Line).
О программе сокращения расходов
заявила и китайская COSCO. Для этого компания отказалась от аренды
дополнительных судов, а по имеющимся чартерам вышла с предложением сократить
уровень заложенных в них ставок на 10 – 15% сроком до трех лет.
Понятно, что многие ведущие
перевозчики, занимающие прочное положение на контейнерном рынке, не согласны и
дальше работать себе в убыток, особенно после резкого снижения бункерных
надбавок из-за снижения цен на нефть. Поэтому целый ряд крупнейших мировых
контейнерных перевозчиков, таких как Mediterranean Shipping Co., Emirates
Shipping Line, CMA CGM, Mitsui O.S.K. Lines, Hapag-Lloyd, объявили о пересмотре
в сторону увеличения базисных ставок линейных тарифов на различных направлениях
перевозок. Учитывая резко отрицательное отношение к подобным действиям Советов
грузоотправителей, особенно в условиях финансового кризиса, в ближайшее время
контейнерный мир ожидают весьма активные переговоры и потрясения.
Валерий Войниченко, к.э.н.
Источник: ПортНьюс.