2009-02-19 10:01:38
Стоимость морской транспортировки грузов, как свидетельствует индекс Baltic Dry, с начала года выросла более чем вдвое, среагировав на китайский план борьбы с кризисом. Это подтолкнуло инвесторов к покупке валют основных стран-экспортеров сырья.
Однако пока сложно говорить об
устойчивости тенденции роста товаропотоков, поэтому приобретение норвежских
крон и австалийских и канадских долларов может оказаться опрометчивым шагом.
Цены на фрахт морских судов
подскочили на 147% на признаках того, что стимулирующий план правительства
Китая на сумму 580 млрд. долларов приведет к повышению стоимости сырья, —
заявил Ихаб Салиб из Federated Investments.
В этой ситуации получат выгоду
страны-экспортеры сырья, поэтому инвестор «активно торгует» нацвалютами
Норвегии, Австралии и Канады, которые в последние годы движутся очень
согласованно вместе с Baltic Dry. Многие эксперты также считают, что сейчас,
возможно, наступает удачный момент для покупки норвежских крон, австралийских и
канадских долларов, передает агентство Bloomberg.
Baltic Dry после повышения на
протяжении 17 торговых сессий подряд достиг пикового значения этого года 11
февраля (2055 пунктов), а затем упал на 10%. По итогам торгов в понедельник он
потерял 3,2%, закрывшись на отметке 1846 пунктов.
Таким образом, Baltic Dry упал
более чем на 84% после достижения 20 мая прошлого года рекордного уровня в
11793 пункта. А 5 декабря он опускался до 663 пунктов — до минимума с августа
1986 года.
Многие трейдеры стали
использовать индекс стоимости ФРАХТа Baltic Dry, отслеживающий цены на морские
перевозки насыпных и навалочных грузов по всему миру, для принятия решений о
том, какой валютой торговать. Данный индикатор и тройка упомянутых валют в
последние годы все чаще демонстрируют движение в одну и ту же сторону: 96%
времени в прошлом году против 84% за последнее десятилетие.
«Исторически Baltic Dry является
хорошим индикатором направления для стоимости сырья, — отмечает Ихаб Салиб. —
Сырьевой рынок сейчас в глубокой депрессии, что дает хорошую долгосрочную
стоимость сырья. И названные валюты должны показать себя хорошо».
Китай является крупнейшим в мире
потребителем меди и железной руды. На долю Австралии и Канады приходится около
10% мирового производства этих двух видов продукции. Основным экспортом
Норвегии является нефть. По прогнозам опрошенных агентством аналитиков, в
четвертом квартале этого года стоимость нефти поднимется в среднем до 66
долларов за баррель по сравнению с 40,62 долларами за баррель 1 января.
«Если восстановление Китая
поможет установить «дно» для стоимости сырья, это должно стать сильным толчком
для валют стран, «завязанных» на сырье», — отмечает глава валютного отдела
Citigroup в Лондоне Джим МакКормик.
В текущем году норвежская крона
показывает наилучший результат после бразильского реала среди 16 наиболее
активно торгующихся валют мира. Аналитики Goldman Sachs Group ожидают повышения
курса и австралийского доллара в течение полугода на 9,5%, и кроны — на 13%, но
не прогнозируют существенного изменения стоимости канадского доллара.
Эксперты валютного фонда
Millennium Asset Management также рекомендуют покупать нацвалюты Австралии и
Норвегии.
По словам Самарита Шанкара из
Bank of New York Mellon, инвесторы ставят на все три валюты, поскольку приток
средств в них за последний квартал в четыре раза превышал средний показатель за
весь прошлый год.
Однако независимый эксперт по
транспортной отрасли Виктор Цховребов считает, что пока рано говорить об
устойчивой тенденции по восстановлению индекса и надеяться на рост мировых
перевозок. «По итогам 2008 года значение индикатора снизилось более чем на 91%,
то есть до очень низкого уровня. Поэтому, возможно, сейчас мы наблюдаем всего
лишь коррекцию, — заявил эксперт.
По словам Цховребова, в последние
месяцы цена фрахта была ниже себестоимости эксплуатации судов, не считая того,
что компаниям-владельцам необходимо еще и выплачивать проценты по тем кредитам,
которые затрачены на их постройку. Конечно, крупные судоходные компании, у
которых есть запас прочности, смогут пережить сложившиеся условия, но мелким
судовладельцам грозит уход с рынка. Тем не менее, процесс резки на металлолом
устаревших судов, эксплуатация которых еще полгода назад могла приносить доход,
продолжается.
Он напомнил, что по итогам
прошлого года российские порты «перевалили» примерно столько же грузов, сколько
и в позапрошлом году, и сейчас рано рассчитывать на рост перевозок. «Если
говорить о ситуации в Питерском порту, то за последние два месяца там
наблюдается массивное падение оборота. Это касается импорта, который из-за
девальвации рубля, кем-то названной плавной, стал дороже и практически иссяк.
По экспорту такого падения нет, идет его ПЛАВное снижение, и нефть как
экспортировалась, так примерно, в таких же объемах, и вывозится на экспорт. В
последние время намечается даже некоторое оживление по металлам и, возможно,
весной начнется некоторый рост перевозок. Но в целом по году результаты будут
тяжелые, и снижение товарооборота портов в 2009 году составит не менее 25%», —
заключил Цховребов.
«Инвесторы надеются на то, что
Китай сейчас значительную часть своих золотовалютных резервов потратит на
закупку сырья, чтобы создать товарные запасы на минимуме их стоимости. Но если
этот фактор и окажет воздействие на рынок, то весьма краткосрочное. Пока
рассчитывать на устойчивое оживление спроса и рост перевозок все-таки
преждевременно», — согласен с Цховребовым ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий
Лютягин
Материал BFM.RU