«Болит душа» из-за крейсера «Украина» – экс-командующий Черноморским флотом Касатонов

2009-02-16 13:01:42

Интервью с адмиралом Игорем Владимировичем Касатоновым о военном судостроении в Николаеве.

Крейсер «Украина», который уже
почти 20 лет находится в недостроенном состоянии в Николаеве, достоин лучшей
судьбы, – заявил экс-командующий Черноморским флотом адмирал Касатонов.

Адмирал Игорь Владимирович
Касатонов – человек-легенда. Его блистательная карьера, высочайший
профессионализм и бескомпромиссная гражданская позиция снискали ему
непререкаемый авторитет и уважение в обществе.

Сегодня он один из наиболее
известных и прославленных российских адмиралов. Потомственный моряк, сделавший
свою карьеру не в столичных кабинетах, а на океанских просторах, он за свою
долгую воинскую службу командовал многими флотами и соединениями. При этом
фортуна отнюдь не баловала Игоря Владимировича спокойными должностями и
комфортными назначениями.

Волею судеб он оказался на самом
острие политических событий и был причастен к наиболее судьбоносным и порой
трагическим страницам нашей истории. Благодаря его личной мужественной позиции
России удалось, практически без потерь, сохранить Черноморский флот в эпоху
безвластия и всеобщей неразберихи.

А кроме того, с именем адмирала
И.В. Касатонова неразрывно связаны и судьбы наших знаменитых авианесущих
кораблей, построенных в моём родном Николаеве во второй половине прошлого
столетия. Собственно говоря, именно с воспоминаний о многолетних
"взаимоотношениях" Игоря Владимировича с городом Николаевом и началась
наша беседа.

 

– Игорь Владимирович, вы
неоднократно бывали в Николаеве, многие николаевцы хорошо знают вас как
человека,   принимавшего   корабли, построенные на николаевских
заводах. А с чего начиналось ваше знакомство с городом?

– С Николаевом я связан более
полувека… Впервые мне довелось посетить его в далёком 1958 году, когда я, тогда
ещё курсант 3-го курса Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С.
Нахимова в Севастополе, прибыл туда вместе со своими сокурсниками на эсминце
"Прозорливый". В то время мы совершали свой первый переход в Николаев
для установки на корабли Черноморского флота новых типов крылатых ракет.

 Разумеется, я и до этого имел некоторое
представление о Николаеве, поскольку часто слышал об этом городе от своего отца
– адмирала флота В.А. Касатонова, неоднократно бывавшего там. Но уже в первый
мой приезд Николаев поразил меня своей удивительно продуманной планировкой,
строгой геометрией своих улиц и городской архитектурой, рождающей чувство
особой красоты. С моими товарищами-сокурсниками мы не раз прогуливались по
Николаеву, поражаясь удивительному спектру "морских" названий его
улиц – Артиллерийская, Большая Морская, Адмиральская… Тогда всё это
воспринималось нами, как некая экзотика, а ведь уже в те годы это была история
города, и хорошо, что названия эти сохранились до нынешних времён!

А уже после, когда я приступил к
регулярной службе на флоте, судьбе угодно было распорядиться так, что
практически каждый год мне доводилось не раз и подолгу бывать в Николаеве. То
приходилось менять турбину, как на БПК "Проворный", то проводить
очередной плановый ремонт или модернизацию других кораблей ЧФ.

Ну и, конечно, отдельный разговор
о строительстве в Николаеве на заводе им. 61 коммунара большого
противолодочного корабля "Очаков". Мне, как первому командиру этого
корабля, довелось принимать его у заводчан и, конечно, много общаться с
замечательными специалистами, коих на заводе было немало. Таких, к примеру, как
директор завода В.Н. Андрианов, главный инженер А.А. Малярчук, строитель В.Н. Калинин,
сдаточный механик В.П. Фуртат, ответственный сдатчик В.А. Кирюхин и многие
другие. Именно тогда со многими из заводчан у меня сложились добрые
товарищеские отношения, переросшие впоследствии в нашу многолетнюю дружбу. На
корабль мы переехали 31 марта 1973 года, когда начинался период настройки
механизмов и аппаратуры и обучение экипажа, а уже в августе вышли на ходовые
испытания. Такая в те годы у нас была слаженная и напряжённая работа!

 В дальнейшем мне приходилось неоднократно
бывать и на другом николаевском заводе – Черноморском судостроительном, где
проходила постройка и приёмо-сдаточные испытания первых советских авианесущих
кораблей. И вновь я благодарен судьбе за то, что она подарила мне встречи со
многими замечательными людьми – выдающимися отечественными кораблестроителями и
настоящими профессионалами. Это в первую очередь директор завода Ю.И. Макаров,
главный инженер И.Н. Овдиенко, главный строитель И.И. Винник и многие другие.
Всех их, без преувеличения, я считаю специалистами мирового уровня и горжусь
многолетней дружбой с каждым из них. Именно благодаря им и тысячам других
высококлассных николаевских корабелов мы в относительно короткие сроки смогли
поставить на Северный флот ТАКР "Киев" и "Баку", а
"Минск" и "Новороссийск" – на Тихоокеанский. Мне довелось
выводить эти уникальные корабли с ЧСЗ, и каждый раз невольно возникало
непередаваемое чувство гордости и за эти корабли, и за тех, кто их строил и
проектировал. Это не сравнимое ни с чем чувство надёжности и уверенности, когда
управляешь движением огромного суперсовременного авианосца и каждый раз
ощущаешь необычайный душевный подъём. По-моему, схожие чувства испытывали все,
кому довелось побывать когда-либо на борту авианосца, – и люди военные,  и производственники. А ведь, помимо всего прочего,
такие проводки позволили мне приобрести бесценный опыт вывода кораблей такого
класса по достаточно сложному Днепро-Бугскому судоходному каналу и, кстати,
попутно до мельчайших деталей изучить окружающий природный ландшафт
Николаевщины!

А в конце 80-х годов, когда я уже
был первым заместителем командующего Северным флотом, мы получили от
николаевских корабелов их последнее творение – ТАКР "Адмирал
Кузнецов". И, опять же, мне приходилось тогда подолгу бывать в Николаеве,
куда мы прилетали целыми группами по 40-60 человек для участия в приёмо-
сдаточных испытаниях и отработки боевого взаимодействия…

– А что сегодня? Ведь и сейчас вы
достаточно часто бываете в Николаеве, встречаетесь с николаевцами. Как вам
сегодняшний город, его люди и состояние николаевских судостроительных заводов?

– Сегодня я бываю в Николаеве
реже, в основном в составе делегаций Николаевского землячества Москвы. У меня
сложились добрые отношения с губернатором Николаевской области А.Н. Гаркушей и
мэром Николаева В.Д. Чайкой. В последнее время удалось побывать не только в
Николаеве, но и в Очакове и ряде других мест области. Встречаемся с ветеранами,
кораблестроителями, военными, учёными. Каждая такая встреча – это лишний повод
вспомнить о том времени, которое я считаю великой эпохой расцвета николаевского
кораблестроения и которым сегодня все мы вправе гордиться. И те, кто строил
корабли, и те, кто служил на них.

 А что касается нынешнего состояния
николаевских судостроительных заводов, то я могу сказать лишь одно: болит душа,
когда видишь, в каком состоянии они сегодня находятся. И, думаю, не у меня
одного. Да и как же можно спокойно смотреть на то, как ржавеет и морально
устаревает замечательный ракетный крейсер "Лобов" (ныне
"Украина"), почти два десятилетия простаивающий на заводе им. 61
коммунара! Разве такой судьбы достойно это уникальное творение рук николаевских
корабелов? Впрочем, стареют не только корабли – стареют люди и уходят, не успев
до конца раскрыть свои таланты. Уже несколько лет нет с нами Юрия Ивановича
Макарова, с которым меня связывала давняя многолетняя дружба. Да и многие
другие ветераны николаевского кораблестроения давно уже остались не у дел, так
и не сумев передать потомкам свои бесценные знания. А ведь это специалисты
мирового уровня! Их производственный опыт бесценен, как же можно так
расточительно относиться к тому, что столетиями накапливалось в николаевском
кораблестроении!

Ведь весь Черноморский флот – и
сегодня, и сто, и двести лет назад – строился исключительно в Николаеве. За эти
годы в городе накоплен колоссальный опыт постройки кораблей самого различного
класса. При этом нередко возникали целые династии потомственных кораблестроителей!
А сколько в Николаеве было НИИ, КБ, научных и испытательных лабораторий,
учебных заведений. Такого уровня научно-исследовательского потенциала и
производственных мощностей, сконцентрированных в одном месте и успешно
функционирующих на протяжении столетий, нет нигде в мире! Мне часто приходилось
бывать на судостроительных заводах Великобритании, США, и я могу со всей
ответственностью сказать, что по уровню продуманности и организации системного
подхода к строительству кораблей Николаев в период своего расцвета ничуть не
уступал лучшим мировым судостроительным центрам.

Думаю, и сегодня производственный
потенциал николаевских заводов всё ещё может и должен быть востребован.
Вспомните, как в начале прошлого века создавался флот Великобритании, когда
Джон Фишер, тогдашний первый морской лорд Великобритании, начинал строить
мощные линкоры и дредноуты. Всего за десятилетие английский королевский флот
стал сильнейшим в мире, что позволило резко интенсифицировать подъём и в
остальных, смежных сферах промышленности и создать там дополнительные рабочие
места. При этом Великобритания, параллельно с военным, стала интенсивно строить
и обновлять свой торговый флот, что в свою очередь  обеспечило существенное пополнение британского
бюджета. Поэтому хочется надеяться, что и николаевские судостроительные гиганты
возродят своё былое величие и станут мощнейшим локомотивом для развития теперь
уже украинского промышленного потенциала.

 – Недавно увидела свет ваша новая книга
"Очаков" – связь времён и поколений", в которой вы много добрых
слов посвящаете городу Николаеву и его судостроительным заводам. С чем связан
выход в свет именно этого издания?

– Николаев – город корабельный.
Его улицы видели многих выдающихся русских моряков и флотоводцев, снискавших
Родине бессмертную славу.

Так, в 1791 году в Николаеве
побывал прославленный флотоводец Ф.Ф. Ушаков, один из создателей Черноморского
флота. А в 1794 году здесь же был построен 90-пушечный фрегат "Святой
Павел", ставший флагманским кораблём адмирала Ушакова.

Одним из первых командиров
Черноморского флота был адмирал Н.С. Мордвинов – известный государственный и
общественный деятель России, живший и работавший в Николаеве с 1794 г. В своём доме на
Адмиральской улице жил в Николаеве и прославленный адмирал М.П. Лазарев – один
из первооткрывателей Антарктиды. В 1827 году, вскоре после антарктических
экспедиций, капитан 1-го ранга Лазарев, командовавший линейным кораблём
"Азов", отличился в Наваринском сражении, за что был произведен в
контр-адмиралы и награждён четырьмя орденами – российским, английским,
французским и греческим. С 1816 по 1818 годы в Николаеве в должности командира
строящегося фрегата "Флора" служил друг и соратник М.П. Лазарева –
адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен, разделивший с ним честь открытия Антарктиды. Здесь
же с 1834 по 1836 гг. проходил службу П.С. Нахимов, тогда командир строящегося
84-пушечного линейного корабля "Силистрия", будущий адмирал и герой
Крымской войны 1854-1856 гг. В 1849-1854 гг. на Большой Морской улице проживал
начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов, возглавлявший
во время Крымской войны героическую оборону Севастополя. Наконец, в 1848 году в
Николаеве родился выдающийся русский учёный и флотоводец адмирал С.О. Макаров –
один из основоположников научной теории непотопляемости кораблей.

В разные годы в Николаеве служили
и бывали многие известные и выдающиеся русские адмиралы: И.И. де Траверсе
(1802-1809), Н.Л. Языков (1809-1816), А.С. Грейг (1816-1833), В.И. Истомин
(1837), Г.И. Бутаков (1856), Н.Ф. Метлин (1855), Б.А. фон Глазенап (1860-1871),
Н.А. Аркас (1871-1881), М.П. Манганари (1881-1882), А.А. Пещуров (1882-1890),
Н.В. Копылов (1891-1898), С.П. Тыртов (1898-1900), К.М. Тикоцкий (1900-1902),
Ф.А. Энквист (1902-1904), А.С. Загрянский- Кисель (1904-1906), В.М. Зацаренный
(1906-1909), А.В. Колчак (1916), А.И. Мязговский (1909-1917), В.Н. Чернавин…

И сегодня Николаев – по-прежнему
город корабелов и мореплавателей, признанная всеми столица судостроения,
несмотря на все нелёгкие испытания, которые выпали на его долю в последние годы.

 Обо всём этом – о выдающемся историческом
прошлом города Николаева, о его людях и славной, хоть и непростой истории его
судостроительных заводов и героических кораблей, к судьбе которых я был
причастен, мне хотелось рассказать в этой моей книге…

Каждый раз, бывая в Николаеве, я
обязательно нахожу время посетить единственный в Украине Музей истории
судостроения и флота, которым руководит замечательный директор Т.С. Митковская.
В этом музее, на мой взгляд, удалось сохранить главное – истинное лицо города,
его "морское" предназначение и неразрывную связь времён в его более
чем двухсотлетней биографии, не подверженную никаким политическим катаклизмам.
Уверен – Николаев был, есть и наверняка ещё будет одним из ведущих мировых
центров  кораблестроения! Сегодня этот
музей – поистине сокровищница уникальных экспонатов и документов нашей славной
героической истории, бережно хранимых её сотрудниками, истинными энтузиастами и
патриотами своего края. Огромная им благодарность за это от всех моряков!

* * *

10 февраля адмиралу И.В.
Касатонову исполнилось 70 лет. Николаевское землячество Москвы от всей души
поздравляет прославленного флотоводца с его замечательным юбилеем и вместе со
всеми его друзьями и коллегами, кто давно знает и уважает Игоря Владимировича,
провозглашаем в его честь любимый тост адмирала – традиционное морское
троекратное "Ура"!

Владимир Христенко, глава
Николаевского землячества в Москве, газета «Вечерний Николаев»