Завод им. 61 Коммунара не сертифицирован Регистром судоходства Украины

2009-02-12 11:08:25

Как оказалось, ГП «Судостроительный завод им. 61 Коммунара» производит ремонт судов, не будучи сертифицированным Регистром судоходства Украины.

О выявлении этого «небольшого
изъяна» бывшего судостроительного гиганта ИА «Морские бизнес-новости Украины»
рассказывает директор ООО «ЮгСудРем Сервис» Константин Шолом.

 Для справки: Предприятие, которое занимается судостроением или
судоремонтом в соответствии с Правилами Регистра судоходства Украины должно
быть признано Регистром и иметь Свидетельство о признании Регистром.

Для выдачи Свидетельства,
предприятие, его лаборатории, работники проверяется Регистром и должны быть компетентны
и владеть методами и способами контроля необходимыми для выполнения работ. Т.е.
лаборатории  осуществляющие контроль
качества должны периодически проверять свои приборы и оборудование под
контролем Регистра, иными словами периодически подтверждать свою квалификацию для
обеспечения надлежащего контроля качества выполняемых работ.   

Это является нарушением
«Руководства по техническому наблюдению за постройкой и изготовлением
материалов и изделий» Регистра судоходства Украины. Поэтому нельзя  гарантировать качество произведенных
судоремонтных работ, и как следствие безопасность  плавания судна после ремонта.

 

МБН: Константин Викторович, расскажите, как вы узнали  о том, что ГП «Судостроительный завод им. 61 Коммунара»
производит ремонт судов, не будучи сертифицированным Регистром судоходства
Украины?

К.Шолом: 12 августа 2008 года 
ГП «Госгидрография» заключило договор с ООО «ЮгСудРем Сервис» на ремонт
большого гидрографического судна «ГС-82». Часть ремонта «ЮгСудРем Сервис»
провел сам, а  на часть, требующую
докования, заключили 10.09.08 договор субподряда  с ГП «Судостроительный завод им. 61 Коммунара».
По указанному договору завод должен был произвести ремонт наружной обшивки бортов
и винторулевого комплекса.

МБН: Что это за судно?

К.Шолом: Судно ГС-82 – ветеран гидрогафичекого флота, ему более 40
лет. Тем не менее, оно до сих пор играет ключевую  и незаменимую роль в обеспечении  безопасности судоходства
Бугско-днепровско-лиманском канале. Только его мощности позволяют поднимать и ремонтировать
большие (до 2 т) буи. А без этих буев безопасное прохождение по длинному (80 км) и извилистому (11
колен) каналу попросту невозможно.

МБН: Как проходил ремонт?

К.Шолом: Хотя ремонт проходил медленнее, чем предусматривалось
условиями контракта, 30.09.08г. все-таки судно подняли в док. Ремонт был
произведен, судно спущено на воду и готово для передачи заказчикам. И тут
выяснилась одна мелкая, на первый взгляд, проблема – нет заключений лаборатории
по качеству  на отдельные этапы работ
подконтрольных  Регистру судоходства Украины,
а именно на качество сварных швов по бортам, отсутствие трещин на гребных
валах, качества сварных швов и отсутствие трещин на лопастях гребных винтов. Поинтересовавшись,
почему же так произошло, и где соответствующая документация – мы были крайне
удивлены ответом: ее нет она будет несколько позже. А причина состоит в том,
лаборатория завода  и сам завод  вообще не сертифицирована РСУ! То есть, удостоверить
качество произведенных работ нет никакой возможности.

А это прямое нарушение Правил
Регистра и договора заключенного нашими предприятиями, предусматривавшего поэтапное
предьявление работ инспекторам РСУ.

Более того, заложником данной
ситуации стал и сам ООО «ЮгСудРем Сервис» – ведь в договоре заключенном с ГП
«Госгидрография» необходимость заключения РСУ также предусмотрена.

МБН: Получается, что из-за проблем завода ООО «ЮгСудРем Сервис»  не имеет оснований считать Контракт
выполненным и произвести оставшиеся оплаты за ремонт?

К.Шолом: Верно, без заключения РСУ услуга судоремонта не может
считаться оказанной. И если ООО «ЮгСудРем Сервис» и  ГП «Госгидрография» подпишет Акт выполненных
работ в данной ситуации, то основания для расследования по факту оплаты не оказанных
услуг и служебного подлога получит Контрольно-ревизионное управление и
прокуратура. Как следствие, из-за отсутствия оплаты по указанным причинам, "Госгидрография"
не может получить свое судно. Оно продолжает фактически удерживаться на заводе.
Другими словами Завод не выполнив Условия контракта держит в заложниках
государственное имущество, что является противозаконным.

МБН: Как это влияет на 
безопасность судоходства в БДЛК?

К.Шолом: Тем временем обстановка в БДЛК осложняется. В зимнее время
года льды постоянно задевают буи, повреждая их. С августа 2008 года малые
гидрографические суда, имеющиеся в распоряжении ГП «Госгидрография» исправно
работают с малыми (по 720 кг)
буями. Но большими заниматься попросту некому.

Таким образом, проблемы отдельно
взятого завода становятся проблемой для целого региона.

Причем проблемы эти нарастают. Под
угрозой безопасность судоходства, а также непредусмотренные затраты.

МБН: Сложно ли было предупредить такую ситуацию?

К.Шолом: Абсолютно нет. Как уверяют специалисты, прохождение
сертификации заводом обошлось бы в сумму ничтожно малую по сравнению с суммами
получаемым заводом за свои «услуги" и могут быть выполнены за очень короткий
период времени. Почему завод не провел эту процедуру до сих пор – загадка.

Тем временем транспортная
прокуратура 27.01.2009 выдала предписание в котором требовало у завода вернуть
незаконно удерживаемое судно ГП «Госгидрография». Завод отказался выполнять
данное предписание. Причем, как уверяют свидетели, в нецензурных выражениях.

ООО «ЮгСудРем Сервис» и ГП
«Госгидрография» подготовили предложения по мирному, вне судебному,  разрешению данной ситуации:

1)      Судно
передается законному владельцу – ГП «Госгидрография»;

2)      Завод
проходит сертификацию УРС;

3)      Судно
работает по временным документам в каботажном плавании до истечения гарантийного
срока;

4)      При
отсутствии поломок или дефектов производится освидетельствование судна Регистром
и УРС выдает документы на судно;

5)      Оплата
по договору после предъявления  судна.
Регистру и получения регистровых документов.

МБН: Как отреагировало руководство завода на это?

К.Шолом: Позитивного ответа на данные предложение нет.

Мы дважды с исками по данным
вопросам обращались в хозяйственный суд Николаевской области, но к нашему
большому удивлению оба раза суд по надуманным основаниям оставлял иск без
рассмотрения. Остается только догадываться об истинных причинах такой позиции
хозяйственного суда. Невзирая на это, мы готовимся обжаловать определения
первой инстанции в Одесский апелляционный хозяйственный суд.

МБН: Ведь ГС -82 не первое судно
которое ремонтировалось на заводе. Судовладельцы теперь узнают что их суда
эксплуатируются с неизвестным качеством  произведенного ремонта?

К.Шолом: Получается так, что суда
после ремонта сейчас эксплуатируются имея «кота в мешке» в смысле
подтверждения  качества ремонта. Но это
дело судовладельцев и других заинтересованных в этом вопросе сторон. 

 За комментарием МБНУ обратились к начальнику Николаевского отделения ГП «Госгидрография» Василий
Викторович Подгорный

«Да действительно, ситуация такая есть. ГС-82 стоит на ремонте
в доке Судостроительного завода им. 61 Коммунара. И мы ведем переговоры по его передаче
обратно. Мы не хотим никаких конфликтов и надеемся на мирное разрешение данной
ситуации», – заявил он.