Порт Поти: шанс для Украины

2009-02-12 10:14:44

Грузия представила проект развития порта Поти и строительства там свободной индустриальной зоны (СИЗ). При этом инициаторы развития порта заявляют, что успех проекта будет в большой мере зависеть от сотрудничества с Украиной.

В Потийском порту уже начались
работы по модернизации контейнерного терминала, а в течение двух-трех лет
планируется открыть первую очередь СИЗ. Проект развития порта представило
инвестагентство RAK Al Haima Investment Authority из ОАЭ, которое в течение 2008 г. в два этапа выкупило
100% акций крупнейшего на Кавказе торгового порта. Стоимость сделки составила
$155 млн., еще в $90 млн. обошлись земельные участки для строительства новых
комплексов.

Кроме того, инвестор планирует
вложить в развитие СИЗ и порта еще порядка $300 млн. Проект предполагает в
первую очередь строительство на 300
га
прилегающей к порту территории нового контейнерного
терминала, комплекса по переработке навалочных грузов и, собственно,
производственных площадок СИЗ. Всего будет построено до 1 км новых причальных стенок.

Как сообщил корреспонденту
коммерческий директор порта Эдуард Мачавариани, на сегодня ведутся изыскания по
грунту с тем, чтобы определить объемы дноуглубительных работ для возведения
новых комплексов. Ожидается, что к лету 2009 г. все проектные работы будут завершены, и
порт приступит непосредственно к строительству.

На первом этапе планируется
построить контейнерный терминал, который сможет принимать суда с осадкой до 13 м, а в дальнейшем
предполагается довести глубины до 18
м
. Мощность порта составит 30 млн. т (сейчас Поти
переваливает до 8 млн. т, хотя в советские времена проектная мощность порта
составляла 5,5 млн. т). Объемы переработки контейнеров составят 1,5 млн. TEU в
год. После открытия первой очереди начнется реконструкция существующей
территории порта. На новое место предполагается перенести и
автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (который является основой
транспортного коридора между Украиной и Грузией), чтобы упростить схему захода
паромов в порт.

Развитию Потийского МТП будет
способствовать и открытие СИЗ. Грузинские власти заявляют, что в течение
ближайших пяти лет на территории зоны откроются до 450 предприятий, будут
созданы до 20 тыс. рабочих мест. Основная специализация зоны – производство
текстильных изделий, строительных материалов и оборудования,
электрооборудования, развитие биотехнологий и т.п.

По словам представителей
грузинской стороны, для инвесторов созданы достаточно привлекательные условия,
поэтому первые проекты будут запущены через год после начала строительства
новых комплексов. Уже начаты переговоры и с рядом украинских компаний, которые
смогут открыть там свои производства. Правда, пока названия этих фирм не
разглашаются. Причем, судя по настроениям в Грузии, приоритет в сотрудничестве
вероятнее всего будет отдан именно украинским компаниям. После августовской
войны с Россией на Москву ставку здесь просто не делают.

Более того, закрытие российской
границы просто физически заставило грузинские предприятия переориентироваться
на поставки грузов в Европу морем через Украину. В результате по итогам
прошлого года товарооборот между странами вырос практически на треть до $1
млрд. А в ближайшее время предполагается открытие еще нескольких линий в рамках
развития совместных проектов.

Речь, в частности, идет об
открытии новой паромной линии Поти-Керчь. Она ориентирована на обслуживание
предприятий Восточной и Центральной Украины, которые работают с Грузией и
странами Закавказья. В первый год работы ее грузооборот должен составить не
менее 500 тыс. т (в 2008 г.
между Украиной и Грузией только тремя паромами «Укрферри» было перевезено около
700 тыс. т грузов на линии Ильичевск-Поти). «Укрферри» уже инвестировала в
проект порядка 9 млн. грн., модернизировав в Керченском порту причал,
железнодорожную развязку и выстроив железнодорожный мост.

В данной ситуации представители
украинской стороны заявляют, что для развития внешнеэкономических связей между
странами созданы все предпосылки. Если откроется новая линия Керчь-Поти,
расстояние транспортировки грузов из Украины в Грузию сократится в среднем на
40-50%, соответственно, снизится стоимость транспортировки. Так, если сейчас
стоимость перевозки стандартной грузовой фуры из Ильичевск в Поти составляет
порядка $2-2,5 тыс., то на новом маршруте цена падает как минимум до $1,5 тыс.

Еще один козырь украинским
транспортникам подкинули сами россияне. Начав войну в Абхазии и Осетии, РФ
отрезала от внешнего мира своего союзника Армению. С начала 1990-х гг. эта
страна находится фактически в состоянии войны с Азербайджаном из-за Нагорного
Карабаха, натянутые у нее отношения и с Турцией, поэтому у армянских
перевозчиков существовал единственный путь транспортировки грузов в Европу и РФ
– через Грузию.

До августовской войны армяне
имели два маршрута – через перевалы в Осетии и морской путь в Украину, РФ,
Болгарию или Румынию. Однако после конфликта с Россией осетинский вариант
закрылся и сейчас остается единственный путь – морем. Причем, эксперты обращают
внимание на достаточно странное поведение россиян. Специально под армянские
грузы еще в 2007 г.
была открыта паромная переправа порт Кавказ-Поти. На данную линию в начале
поставили один паром, а после российско-грузинской войны объявили о планах
запустить еще один, который рассчитан на перевозку до 50 вагонов.

Однако, как признаются в
Потийском порту, ходят эти паромы крайне нерегулярно, и если откроется
регулярная линия на Керчь, она сможет перехватить до 70% грузов российской
линии. И дело не только в расписании, а еще и в том, что украинские паромы в
два раза больше российских по вместимости, а значит, себестоимость перевозки у
них меньше. Таким образом, перед украинскими предприятиями стоит достаточно
простая задача – не упустить тех возможностей, которые открываются в Грузии.

Сергей Баталин, Транспортный бизнес.