2009-02-12 10:14:44
Грузия представила проект развития порта Поти и строительства там свободной индустриальной зоны (СИЗ). При этом инициаторы развития порта заявляют, что успех проекта будет в большой мере зависеть от сотрудничества с Украиной.
В Потийском порту уже начались
работы по модернизации контейнерного терминала, а в течение двух-трех лет
планируется открыть первую очередь СИЗ. Проект развития порта представило
инвестагентство RAK Al Haima Investment Authority из ОАЭ, которое в течение
100% акций крупнейшего на Кавказе торгового порта. Стоимость сделки составила
$155 млн., еще в $90 млн. обошлись земельные участки для строительства новых
комплексов.
Кроме того, инвестор планирует
вложить в развитие СИЗ и порта еще порядка $300 млн. Проект предполагает в
первую очередь строительство на
га
терминала, комплекса по переработке навалочных грузов и, собственно,
производственных площадок СИЗ. Всего будет построено до
Как сообщил корреспонденту
коммерческий директор порта Эдуард Мачавариани, на сегодня ведутся изыскания по
грунту с тем, чтобы определить объемы дноуглубительных работ для возведения
новых комплексов. Ожидается, что к лету
порт приступит непосредственно к строительству.
На первом этапе планируется
построить контейнерный терминал, который сможет принимать суда с осадкой до
предполагается довести глубины до
м
переваливает до 8 млн. т, хотя в советские времена проектная мощность порта
составляла 5,5 млн. т). Объемы переработки контейнеров составят 1,5 млн. TEU в
год. После открытия первой очереди начнется реконструкция существующей
территории порта. На новое место предполагается перенести и
автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (который является основой
транспортного коридора между Украиной и Грузией), чтобы упростить схему захода
паромов в порт.
Развитию Потийского МТП будет
способствовать и открытие СИЗ. Грузинские власти заявляют, что в течение
ближайших пяти лет на территории зоны откроются до 450 предприятий, будут
созданы до 20 тыс. рабочих мест. Основная специализация зоны – производство
текстильных изделий, строительных материалов и оборудования,
электрооборудования, развитие биотехнологий и т.п.
По словам представителей
грузинской стороны, для инвесторов созданы достаточно привлекательные условия,
поэтому первые проекты будут запущены через год после начала строительства
новых комплексов. Уже начаты переговоры и с рядом украинских компаний, которые
смогут открыть там свои производства. Правда, пока названия этих фирм не
разглашаются. Причем, судя по настроениям в Грузии, приоритет в сотрудничестве
вероятнее всего будет отдан именно украинским компаниям. После августовской
войны с Россией на Москву ставку здесь просто не делают.
Более того, закрытие российской
границы просто физически заставило грузинские предприятия переориентироваться
на поставки грузов в Европу морем через Украину. В результате по итогам
прошлого года товарооборот между странами вырос практически на треть до $1
млрд. А в ближайшее время предполагается открытие еще нескольких линий в рамках
развития совместных проектов.
Речь, в частности, идет об
открытии новой паромной линии Поти-Керчь. Она ориентирована на обслуживание
предприятий Восточной и Центральной Украины, которые работают с Грузией и
странами Закавказья. В первый год работы ее грузооборот должен составить не
менее 500 тыс. т (в
между Украиной и Грузией только тремя паромами «Укрферри» было перевезено около
700 тыс. т грузов на линии Ильичевск-Поти). «Укрферри» уже инвестировала в
проект порядка 9 млн. грн., модернизировав в Керченском порту причал,
железнодорожную развязку и выстроив железнодорожный мост.
В данной ситуации представители
украинской стороны заявляют, что для развития внешнеэкономических связей между
странами созданы все предпосылки. Если откроется новая линия Керчь-Поти,
расстояние транспортировки грузов из Украины в Грузию сократится в среднем на
40-50%, соответственно, снизится стоимость транспортировки. Так, если сейчас
стоимость перевозки стандартной грузовой фуры из Ильичевск в Поти составляет
порядка $2-2,5 тыс., то на новом маршруте цена падает как минимум до $1,5 тыс.
Еще один козырь украинским
транспортникам подкинули сами россияне. Начав войну в Абхазии и Осетии, РФ
отрезала от внешнего мира своего союзника Армению. С начала 1990-х гг. эта
страна находится фактически в состоянии войны с Азербайджаном из-за Нагорного
Карабаха, натянутые у нее отношения и с Турцией, поэтому у армянских
перевозчиков существовал единственный путь транспортировки грузов в Европу и РФ
– через Грузию.
До августовской войны армяне
имели два маршрута – через перевалы в Осетии и морской путь в Украину, РФ,
Болгарию или Румынию. Однако после конфликта с Россией осетинский вариант
закрылся и сейчас остается единственный путь – морем. Причем, эксперты обращают
внимание на достаточно странное поведение россиян. Специально под армянские
грузы еще в
была открыта паромная переправа порт Кавказ-Поти. На данную линию в начале
поставили один паром, а после российско-грузинской войны объявили о планах
запустить еще один, который рассчитан на перевозку до 50 вагонов.
Однако, как признаются в
Потийском порту, ходят эти паромы крайне нерегулярно, и если откроется
регулярная линия на Керчь, она сможет перехватить до 70% грузов российской
линии. И дело не только в расписании, а еще и в том, что украинские паромы в
два раза больше российских по вместимости, а значит, себестоимость перевозки у
них меньше. Таким образом, перед украинскими предприятиями стоит достаточно
простая задача – не упустить тех возможностей, которые открываются в Грузии.
Сергей Баталин, Транспортный бизнес.