2009-02-12 17:31:44
Несмотря на отсутствие украинских флагов на круизных судах, отечественная отрасль прогнозирует минимальное влияние кризиса на объем продаж. Прошлогодние показатели удастся удержать за счет иностранных операторов рынка. Это связано с тем, что круизы – нишевый продукт, целевая аудитория которого является зажиточными людьми.
Круизный бизнес в Украине
все-таки существует, хотя своих «белых теплоходов» у нас нет. Одним из наиболее
привлекательных морских туристических центров на черноморском побережье
является Одесса. «Если в
г
круизных судна, то в
эта цифра составила уже 75. Это означает, что с каждым годом в Одессу приезжает
все больше туристов, – говорит начальник морского вокзала Одесского порта
Николай Маковецкий. – К нам приходят суда практически со всех стран мира». Было
подсчитано, что в прошлом году Одессу посетило около 92 тыс. человек на
иностранных круизных судах, представляющие 74 национальности.
В этом круизном сезоне, который
начнется 22 марта судозаходом пассажирского лайнера «Deutschland», при
сохранении положительной тенденции, ожидается не меньшее количество туристов.
Так, на
Морвокзалом запланировано 71 судно, 13 из которых длиной более
гигантами пассажирского круизного флота для Черноморского бассейна.
Впервые на территории
Черноморского бассейна появится лайнер Norwegian Jade, длина которого
составляет
а на его борту могут находиться 2228 пассажиров. Этот гигант зайдет в Одессу 5
октября, а 6 октября порт ждет лайнер Avrora длиной
круизного сезона, пик которого приходится на август, сентябрь и октябрь,
некоторые суда будут заходить в порт и по нескольку раз. Так, например Le
Levant посетит Одессу 8 раз, Costa Europa придет трижды.
Конечно, такие факты не могут не
радовать. Но печально то, что среди пассажирских судов, заходящих в наши порты,
нет ни одного украинского. Впрочем, у соседствующих стран СНГ собственных
круизных судов тоже нет. Возможно ли возрождение отечественного круизного
судоходства?
«К сожалению, в силу различных
причин неудачей закончились все предпринимавшиеся в первой половине 2000-х гг.
частными компаниями, такими как «Антарктика» и «Каалбай» попытки возрождения
отечественного круизного судоходства на теплоходах «Асседо», «Тарас Шевченко»,
«Одесса». Старые теплоходы как будто отказывались работать в другую эпоху, –
рассказывает директор по маркетингу СК «Укрферри» Роман Моргенштерн. – Не принеся
своим владельцам какой-либо прибыли, они один за другим были проданы. Не так
давно в Алане (Индия) был разделан на лом последний из плеяды знаменитых
круизных лайнеров прошлого – т/х «Одесса». С этого момента украинский морской
круизный флот полностью прекратил свое существование».
По мнению Р.Моргенштерна,
возможным сценарием восстановления круизного судоходства на Черном море может
стать и приход в Черноморский регион иностранных круизных операторов с целью
выхода на растущий местный туристический рынок. Сегодня иностранные
судовладельцы уже прочно закрепились на Черном море в контейнерных перевозках.
«Круизное судоходство не станет исключением, если они (зарубежные компании)
всерьез заинтересуются этим рынком, для чего у них есть все основания. Но я бы
хотел отметить, что с точки зрения стратегических интересов Украины глупо
отдавать этот перспективный бизнес компаниям из других стран», – подчеркивает
Р.Моргенштерн.
Но для того, чтобы приобрести и
запустить в эксплуатацию круизный теплоход требуется огромная сумма. По
подсчетам специалистов, примерный объем инвестиций составляет минимум $100 млн.
«Безусловно, них есть все основания. Но я бы хотел отметить, что с точки зрения
стратегических интересов Украины глупо отдавать этот перспективный бизнес
компаниям из других стран», – подчеркивает Р.Моргенштерн
Но для того, чтобы приобрести и
запустить в эксплуатацию круизный теплоход требуется огромная сумма. По
подсчетам специалистов, примерный объем инвестиций составляет минимум $100 млн.
«Безусловно, ни одна компания – инвестор из Украины или России не рискнет
сейчас средствами такого масштаба. В любом случае для восстановления круизного
судоходства требуется серьезная господдержка. Как мы понимаем, данный вопрос
вряд ли является сейчас актуальным для украинского государства», – подытожил
представитель СК «Укрферри». Так что пока не стоит рассчитывать на то, что в
ближайшие несколько лет Черное море будут бороздить суда под украинским флагом.
В отличие от других туристических
услуг круизный бизнес окажется наиболее устойчивым к финансово-экономическому
кризису. В этом уверена гендиректор «Укрферри Тур» Марина Плакида: «Рецессия крупнейших
экономик мира, падение цен на нефть, ослабление гривны привели к сокращению
финансовых показателей, что вызывало снижение спроса на туруслуги. Но туристы,
привыкшие к морским круизам, к интересным и разнообразным путешествиям, к
идеальному сервису на борту, не хотят менять свои предпочтения. Круизы – это
нишевый продукт со своей целевой аудиторией, и она составляет на нашем рынке
уже порядка десятка тысяч человек».
Эти люди как пользовались такими
услугами, так и будут пользоваться. Ведь такие клиенты никогда не ездили в
круизы за чужой счет или на последние деньги. Морские круизы покупают тогда,
когда уже есть квартира, машина, дача, когда человек уже объездил сам пол
Европы и мира. По данным экспертов пока спрос на круизы не растет, но и не снижается.
Хотя к концу года предвидится сокращение продаж, но в пределах 15-30%.
Марина Анимуцкая, ugmk.info