«Мы переориентировались с постройки яхт на судоремонт», – директор завода «Лиман» С. Исаков

2009-02-06 12:01:06

Директор судостроительного завода «Лиман» Сергей Исаков рассказал о сложившейся ситуации на заводе и о том, как предприятие планирует пережить мировой финансовый кризис.



Сергей Михайлович, весной прошлого года Вы вернулись на завод в качестве
антикризисного менеджера. На сколько Вы выполнили поставленные перед Вами
задачи?

– Не мне судить о моей работе, но что
касается показателей завода, то намеченные планы были почти реализованы и доведены
до логического конца.

Я еще летом говорил и сейчас повторюсь,
что главной задачей, которую собственники завода поставили передо мной – это
привлечение серьезного инвестора на завод.

 И
мы практически вышли на соглашение по приходу профильного инвестора на
предприятие, который продолжил бы заниматься постройкой мега-яхт. Уже был подготовлен соответствующий договор, антимонопольный комитет также дал «добро»
на консолидацию акций.

 Оставалось только одно – начать
финансирование. Но из-за наступившего кризиса в ноябре прошлого года инвестор
сказал, что он не готов начать в данный момент финансирование. Он отложил
сделку «на потом», а сколько это: месяц, два три – не известно.


А как насчет постройки крытых эллингов, модернизации завода в целом? Все
откладывается?

– Да, эта задача также откладывается.
Так программа обновления судостроительных мощностей завода, которую планировал
профинансировать инвестор, предусматривала постройку практически нового завода
на этой территории.

Опять-таки с крытыми эллингами и самыми
современными технологиями. На это бы понадобилось 10 млн. долларов. Это был
один из основных моментов договора между сегодняшними владельцами и инвестором.


Могли бы вы назвать, кто планировал прийти на завод?

– Это инвестор, конечно, из другого
государства. Его международная компания зарегистрирована в Швейцарии.


Была информация о том, что завод продают россиянам?

– Никакой продажи акций каким-то
россиянам или же кому-либо другому не было. Была подготовка к продаже определенного
пакета акций, но сделка не состоялась. Поэтому никаких изменений в структуре
акционеров не произошло.


Предприятие участвовало в нескольких тендерах в конце года. Каких результатов
вы добились?

– Действительно, «Лиман» выиграл
несколько тендеров, даже подписан договор с одним из организаторов тендера.

Но говорить о том, что это принесло
соответствующие результаты нет оснований. Так как, к примеру, мы заключили
договор на постройку катеров с погранслужбой Украины.

К сожалению, финансовое состояние страны
таково, что, по моему мнению, подписанный договор не состоится, так как в
бюджете, скорее всего, не будет на это денег. Но надежда умирает последней.
Пока официальных заявлений о том, что этот договор не состоится, мы считаем его
действительным.


А другие тендеры?       

– В других случаях с победой в тендерах,
такая же ситуация как и с предполагаемым инвестором. Прекращено финансирование
у предполагаемых заказчиков. К примеру, мы должны были подписать договор на
постройку 40-метровой яхты, но у заказчиков пока нет на это денег.


Тогда какие перспективы видит руководство завода?

– Надо четко понимать, что яхты пока что
никто заказывать не будет, поэтому мы переориентировались на тот вид
деятельность, которым занимались всегда – судоремонт. Мы выиграли несколько
тендеров на ремонт судов некоторых государственных предприятий.


Конкуренты на эти заказы не претендовали?

– Конкуренция есть всегда. Но сейчас мы
ведем достаточно агрессивную политику в вопросах получения заказов на
судоремонт. Мы предлагаем сейчас услуги всем предприятиям, которые объявляют
тендеры по ремонту судов. Надеюсь, что это переориентирование позволит пережить
предприятию нормально этот нелегкий период. Я совершенно четко понимаю, что в
ближайший год-другой у заказчиков руки до постройки яхт не дойдут.


То есть главная цель завода это остаться на плаву?

– Все правильно, сегодня мы говорим о
выживании в этих сложных современных условиях. Сейчас нужно прожить как минимум
полгода, потом, возможно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

Мы переориентировались, берем сейчас
заказы, от которых раньше отказывались, считая их недостаточно перспективными.
Поэтому беремся за все, что предлагают. Тактику мы поменяли, но стратегия
остается прежней – заводу нужен стратегический инвестор, который вдохнет вторую
жизнь в завод.

Мы перешли на мелкий рынок, рынок
судоремонта, хотя, с другой стороны, у этого рынка есть весомое преимущество –
это быстрые деньги, за пару месяцев сделали работу, соответственно получили
расчет.


То есть перспектив с постройкой новых яхт нет вообще?

– Не совсем. Есть несколько договоров,
которые в любой момент могут быть разморожены. Так как никто не хочет оставлять
яхту, которая построена, к примеру на 70 %.

Поэтому заказчики нам сказали, что как
только ситуация поменяется в лучшую сторону – достройка яхт возобновляется. Но,
я думаю, что в ближайшие полгода, ситуация не изменится. Заказчики смотрят на
то, как будет развиваться ситуация на финансовом рынке.

 Персонал увольнять – не в ваших планах?


В этом вопросе есть свои нюансы. К
примеру, у нас уже возникают проблемы с обеспечением работой квалифицированных
столяров. Некорые объекты мы еще достраиваем, поэтому сможем удержать их на
заводе еще некоторое время. Но в перспективе, если ситуация не поменяется, то
проблема с обеспечением работой столяров у нас будет. Загрузить их всех не
удастся.

Что касается сборщиков корпусов и
механиков, то, как ни странно, для них работа есть. Хотя, им сложно перестраиваться
на черные металлы, так как они постоянно работали с алюминием. Но, тем не
менее, жизнь есть жизнь, и этих специалистов мы удержим. А столяров постараемся
перевести на береговой бизнес.


Произошла ли на заводе оптимизация производства?

– Естественно, мы тоже пошли по пути
уменьшения затрат. Но мы выбрали не путь массовых сокращений, а оптимизировали
заработную плату путем перехода на четырехдневную рабочую неделю.

Пересмотрели все позиции, к примеру,
сокращение оплат счетов по мобильным телефонам и другим расходам. Также мы
перевили рабочих в одно здание, а второе просто закрыли, по крайне мере на
зиму. Экономия на его освещении и обогреве – значительная.


Увольнений персонала вообще не было?

– Было, но мы сократили всего 6 человек.
Эти люди просто не были нужны предприятию. 


Возможно ли сотрудничество с яхт-клубами на безоплатной основе. К примеру,
ремонт оборудования?

– Это мелко для завода. Как президент
федерации парусного спорта Николаевской области я понимаю, что бюджеты
спортивных организаций в этом году уменьшены на 30%.

Поэтому рассчитывать на какие-то
финансовые ресурсы спортшкол мы не имеем права. Дай бог, чтоб на зарплату
тренерам хватало. А заниматься безоплатной работой мы не можем, так как если
предприятие  не приносит прибыль, это значит,
что оно уже не тем, чем надо занимается.

Получать прибыль – записано в уставе
предприятия. Мы участвуем в различных благотворительных мероприятия, но когда
самому предприятию плохо, невозможно говорить о помощи кому-то на безоплатной
основе.


Не побоялся ли инвестор приходить в Украину, учитывая степень
коррумпированности всех органов власти?

– Тот 
инвестор, который планировал прийти на «Лиман» знаком с коррупцией не понаслышке,
так как он родом из России. Поэтому весь этот путь он прошел и знает, что это
такое. Проблема с коррупцией есть, и она, конечно, будет влиять на ситуацию с
приходом инвестора на завод.

Хотя, я вам скажу, я уже 10 месяцев
работаю на заводе и особых проблем с представителями местной или же областной
власти не почувствовал.


Нет проблем?

– Единственная проблема – это проблема
взаимоотношений с налоговой администрацией. Но это, в первую очередь, связано с
тем, что налоговики всеми правдами и неправдами пытаются пополнить бюджет. И я
их стремление, как бывший чиновник, прекрасно понимаю. Но и они должны
понимать, что после их некоторых действий предприятие просто становится на
колени, что может повлиять существенно на его дальнейшую работу.

К примеру, заводу сейчас налоговая
администрация должна около 2 млн. гривен. Это заработанные, именно заработанные
нами деньги!  За счет этой суммы мы могли
бы платить 4 месяца заработную плату нашим рабочим. Поэтому с выплатой зарплат
мы маневрируем буквально на грани. На данный момент нет задолженности по
зарплате, но с такими действиями налоговой администрации задолженность может
легко появиться.


А как «Лиман «может защищаться от подобных набегов?

– Мы судимся с налоговой. По некоторым
своим же претензиям налоговики признали нашу правоту. Доходило до того, что
чиновники из Киева признавали, что их николаевские коллеги действовали
неправомерно.

Поэтому ряд своих решений
специализированная налоговая признала, но не отдала те деньги, которые они
забрали ранее. Дело не в коррупции, а в непонимании государством того, что
происходит. Стоит только предприятию задержать выплату зарплаты на несколько
дней, как сразу же увеличивалось лавинообразно количество проверок.

Вместо того, чтоб помочь решить
имеющиеся проблемы, начинается проверка за проверкой. Также десятки различных
организаций требуют различную информацию, к примеру, по состоянию на каждый
понедельник. Зачем это им, я не знаю, так как количество работников у нас не
увеличивается и не уменьшается и так далее. Причем на каждый вопрос, нужно
готовить новый ответ. Эти вопросы, допросы, просто выбивают из колеи. Но мы
переживем этот сложный период.