Немытые пираты в юбках

2009-01-26 10:53:21

Капитан судна, два с половиной месяца пробывшего в плену у сомалийских корсаров, рассказал, как это было


У капитана датского сухогруза CEC Future Андрея Ножкина еще свежи
воспоминания и о захвате, и об освобождении своего корабля. В плен к
сомалийским пиратам 11 российских моряков, гражданин Грузии и гражданин Латвии
попали 7 ноября прошлого года. Контейнер с выкупом пиратам сбросили в прошлую среду,
почти целый день они делили и пересчитывали добычу, потом были 9-балльный шторм
и опасения нового захвата, и наконец, в четверг вечером уставшие моряки
прилетели в Петербург.

Руководство компании-судовладельца – Clipper Group – не озвучивает
величину выкупа за CEC Future, ссылаясь на то, что пираты в следующий раз могут
использовать эту информацию в своих интересах. Ведь у побережья Сомали в плену
остаются больше десятка судов. По неофициальным данным, озвученным многими СМИ,
выкуп за «Фьюче» составил от 1 до 2 млн долларов.

«Захватчики постоянно находились в наркотическом возбуждении.
Постоянное клацанье автоматами, стрельба, было по-человечески страшно»

«Я не знаю, сколько им заплатили, – признался корреспонденту газеты
ВЗГЛЯД капитан корабля Андрей Ножкин. – Меня интересовало только то, что деньги
на борту, а значит наше освобождение уже не за горами. Пираты предлагали и мне
поучаствовать в этих расчетах, но я отказался. Сказал, что если дотронусь до
этих пачек, а потом пропадет 2 доллара, как я докажу, что я тут ни при чем?»

Время с момента получения денег и до того, как пираты начали
покидать корабль, было самым страшным. Захватили судно представители трех
разных группировок, они постоянно подозревали друг друга в обмане, чуть что –
хватались за автомат, стрельба на судне вообще редко замолкала. А дележ длился
19 часов…

За время пленения было всякое. Вломиться среди ночи в каюту,
помыться, а потом стянуть со спящего моряка одеяло и вытереться им вместо
полотенца у пиратов было в порядке вещей. Несколько человек из команды
постоянно прислуживали пиратам как официанты. Были попытки не давать морякам
спать.

«Но я пресекал такие вещи. Я сразу постарался поставить себя с ними
так, чтобы они поняли: для того, чтобы судно находилось в нормальном рабочем
состоянии, все было в порядке и сделка состоялась, они должны относиться к нам
нормально, – объясняет Андрей. – В целом, если сравнивать с некоторыми другими
захватами, о которых я слышал, мы жили довольно сносно».

Хотя психологически, конечно, было непросто. Периодически люди
срывались, впадали в панику.

«Нам повезло, что происходило это вразнобой, то есть, не у всех
одновременно. И мы могли успокоить друг друга. А срывы были у всех, и у меня в
том числе, – признается капитан. – Хотя нашу панику с психическим состоянием
сомалийских пиратов даже не сравнить. Захватчики постоянно находились в
наркотическом возбуждении. Постоянное клацанье автоматами, стрельба, было
по-человечески страшно».

В плену Андрей близко познакомился с бытом и нравами пиратов. Порой
они вели себя очень забавно, и сейчас, когда ужасы плена позади, над некоторыми
вещами он даже может посмеяться: «Интересно, как они моют голову. Берут Head
and Shoulders, намазывают его на волосы, прямо так, без воды, потом идут на
кухню и смывают его с волос подсолнечным маслом. Считается, что голова после
этого чистая…

Или такой аспект. Пардон, мы когда ходим в туалет, делаем свое дело,
смываем и выходим. У них же последовательность действий нарушена, причем во
всем. Пират заходит, СНАЧАЛА смывает, делает свое дело и выходит…

Одеваются они тоже интересно – в основном все ходят в юбках, точнее,
в набедренных повязках, которые достают им до самых пят. Забавно было
наблюдать, как они ходят в них по нашим крутым лестницам. Сначала постоянно
наступали себе на подол, потом стали брать юбки в зубы. Вот так бывало,
поднимутся на палубу, продолжая держать юбку в зубах, а под ней ничего.

Неравномерность их развития меня потрясала. Потом из этой
набедренной повязки они доставали мобильный телефон последнего поколения со
спутниковой связью и т.д.»

Капитан Future признается, что испытывает к пиратам двойственное
чувство. С одной стороны, их образ жизни ему претит категорически, приязни к
тем, кто продержал его два месяца в плену, он не испытывает. Но с другой стороны,
в своем деле – деле получения выкупов за захваченные корабли – они
профессионалы, говорит наш собеседник, а профессионализм он уважает: «Они четко
знают, чего хотят, их цель – получить деньги, и они действуют четко в
соответствии с этой целью, каждый пират знает, какую роль он играет, что должен
делать при штурме.

«За сутки до пленения я провел беседу с экипажем на тему того, что
мы входим в воды, где возможна встреча с пиратами. Я подробно описал то, что с
нами потом случилось»

У них выработалась своя схема работы: попав на борт, они сразу
смотрят на «судовую роль» – это информация о том, что за судно, откуда и т.д.
Проверяют паспорта. Пираты ненавидят французов – так исторически сложилось, еще
не любят датчан, корейцев. К остальным, вроде, такой злобы нет. Захватив судно,
они ведут его в порт, находят там переводчика – мы общались через него на
английском, выходят на связь с судовладельцем».

Правда, все эти «профессиональные» действия пиратов происходят с
«диким налетом безалаберности», как выразился капитан. И практически в
постоянном состоянии наркотического опьянения.

«Они, кстати, довольно долго искали на нашем корабле спиртное, мол,
русские моряки… Но ничего не нашли – в нашей компании запрещено брать на борт
алкоголь».

CEC Future после пленения стоял в 4 километрах от берега Сомали, и
члены его экипажа могли видеть другие захваченные суда: «По «Фаине» ничего не
могу сказать. Она стоит где-то в другом районе. Дай бог им здоровья и
терпения».

Судно «Фаина»? напомним, пираты захватили в конце сентября. Капитан
Андрей Ножкин, безусловно, знал, что его может ждать в водах Аденского пролива.

«За сутки до нашего пленения я даже провел перед экипажем беседу на
тему того, что мы входим в воды, где возможна встреча с пиратами, – признался
наш собеседник. – Так получилось, что я подробно описал все то, что с нами
потом случилось».

Как же так получается, что в XXI веке кучка сомалийских пиратов,
вооруженных ржавыми автоматами, держит в страхе страны, обладающие самым
современным оружием? Андрей отмахивается: этот вопрос мол, пусть решают
политики, он не в его компетенции, но добавляет: «В принципе, на кораблях
существует система защиты от пиратов. И мы у себя проводили учения, знаем, что
нужно делать в определенных ситуациях, например, у нас были приготовлены
крепления для контейнеров – они могут служить прекрасным метательным оружием.
Но есть пираты-воры, цель которых украсть часть груза, стащить что-нибудь, а
есть настоящие вооруженные до зубов грабители. И когда они влезают на борт и
дают очередь из автомата, мы, конечно, бессильны. Торговому судну, такому, как
наше, оружие не положено. Самый лучший вариант защиты в сегодняшних условиях,
наверное, сопровождение торговых судов военными кораблями».

Капитан Ножкин выразил благодарность компании-судовладельцу за то,
что она очень грамотно провела переговоры с пиратами и постоянно поддерживала
семьи моряков, а также экипажу буксира «Фотий Крылов», который в условиях
9-балльного шторма не побоялся подойти к Future, чтобы передать бывшим
пленникам еду и обеспечил судну охрану. Ведь уже после освобождения из плена
моряки вновь увидели вокруг себя подозрительные лодки, принадлежащие явно не
рыбакам (какая рыбалка в шторм), была реальная угроза повторного захвата.

По данным ООН, в прошлом году в районе Сомали было зарегистрировано
около 120 случаев нападения пиратов, были захвачены 35 торговых судов. Многие
из них до сих пор остаются в плену.

газета "Взгляд"