Коллегия юристов морского права осуждает изменение Режима плавания судов у мыса Сарыч

2009-01-01 08:35:57

К вопросу об изменении режима плавания судов у мыса Сарыч (ЮБК), который был поднят в заявлении Правления АМКО и комментарии по этому поводу представителя ГП «Дельта-лоцман».

„Заявление

Коллегия юристов морского права с
интересом отмечает роль государственного предприятия «Дельта-Лоцман» в нынешней
морской общественной жизни. Роль эта, по-видимому, особенная. Во всяком случае,
на Заявление Правления Ассоциации морских капитанов Одессы (АМКО) от 17.12.2008
по поводу изменения режима плавания у мыса Сарыч (Крым, Украина), адресованное
руководству транспортного ведомства, вместо пресс-службы ведомства, почему-то
высказывается государственное предприятие «Дельта-лоцман» в лице г-на Шарабуры
В.Н, заместителя директора по регулированию движения судов и лоцманскому
обеспечению.

И, причём, не просто
высказывается в поддержку тех или иных решений ведомства, а выдвигает
предположения и даёт правовые оценки, как действиям ведомства, так и заявлению
Правления АМКО: «Таким образом, Минтранссвязи не нарушил ни одного требования
международных и национальных документов, касающихся порядка внесения изменений
и введения новых схем движения судов». Однозначная оценка со стороны
представителя госпредприятия господина Шарабура В.Н.

Раз уж речь зашла о правовых
вопросах, то Правление КЮМП считает возможным высказаться по сути поднятого
Правлением АМКО вопроса.

Прежде всего, хотели бы
поддержать позицию АМКО, высказанную в Заявлении Правления АМКО. При этом, мы
хотели бы отметить, что заявление Правления АМКО выдержано в очень толерантном
и конструктивном духе и не упоминает о каких-либо нарушениях «международных и
национальных документов». Правление АМКО говорит лишь о нарушении общепринятой
международной практики процедуры внесении изменений правил плавания. А
международная практика, например, такая – в Великобритании официальное
объявление о будущих изменениях делается не позднее, чем за 8 недель до
введения новой или изменения существующей системы разделения движения. В
Украине Госгидрография 30.05.2008 г. издала 224-е Извещение мореплавателям:
«отменить», «ввести» и всё!

Интересно то, что как раз у
Госгидрографии то и нет полномочий самостоятельно изменять режим плавания судов
в водах Украины. Положением о навигационно-гидрографическом обеспечении,
утверждённом приказом Минтранссвязи №514 от 29.05.2006 г. Госгидрографии даны
права разрабатывать проекты путей движения судов и схем разделения движения
судов. Проекты! А утверждать эти проекты и вводить правила плавания, это –
полномочия Министерства транспорта и связи Украины (согласно ст.3 Кодекса
торгового мореплавания Украины). Приказа Минтранссвязи об изменении режима
плавания у ЮБК, в базе данных законодательных актов Украины пока обнаружить в
открытом доступе не удалось. Но, согласно существующему законодательству, без
такого решения уполномоченного государственного органа, причём, приказа,
зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины, все «изменения» – это лишь
благие пожелания заинтересованных лиц.

Можно также отметить, что
государственная регистрация нормативно-правовых актов министерств, других
центральных органов исполнительной власти и других государственных органов,
осуществляется в соответствии с Указом Президента Украины от 3 октября 1992
года № 493 "О государственной регистрации нормативно-правовых актов
министерств и других органов исполнительной власти".

Государственная регистрация
нормативно-правовых актов осуществляется в порядке, определённом Положением о
государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других
органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля,
которые задевают права, свободы и законные интересы граждан или имеют
межведомственный характер, утверждённый постановлением Кабинета Министров
Украины от 28.12.92 № 731.

Порядок подачи
нормативно-правовых актов на государственную регистрацию осуществляется в
соответствии с Порядком, утверждённым приказом Министра юстиции Украины от
04.2005 № 34/5.

Это – по крайней мере три
нормативнво-правовых акта, нарушенных Минтранссвязи в случае с изменением
системы регулирования движения судов у мыса Сарыч. Как мы видим, «изменения»
были просто объявлены извещением мореплавателям, а не введены в действие
нормативно-правовым актом уполномоченного на то органа в соответствии с
действующим законодательством.

Можно отметить, что если нет ни
соответствующего Постановления Правительства, ни Приказа Министерства, то и
«нововведённых» изменений формально не существует!

Печально, что некоторые
специалисты своего дела, которые работают в специализированном предприятии
«Дельта-Лоцман» не обращают внимания на требования действующего
законодательства. Хотя, в оправдание этих специалистов можно отметить, что и
руководство транспортного ведомства, похоже, само ещё живёт представлениями не
правового и недемократического периода, когда нормы права вводились актами,
издаваемыми не органами исполнительной власти, а специализированными
предприятиями. И, хотя, советские порядки уже давно закончились, некоторые
руководители, похоже, этого не заметили и по-прежнему пытаются издавать
распоряжения, не базирующиеся на законе, с нарушением статьи 19 Конституции
Украины.

Именно поэтому Коллегия юристов
морского права считает своей обязанностью повысить информированность всех
субъектов хозяйствования о несовершенствах правового регулирования в
морехозяйственном комплексе Украины. Поэтому и заявление Правления АМКО мы
считаем чрезвычайно актуальным, важным и полезным для дальнейшего
совершенствования порядка разработки и принятия правовых норм, регулирующих
вопросы судоходства.

Правление КЮМП

www.umba.od.ua

30.12.2008 г.”