Первоочередные условия для восстановления транзитного потенциала Украины

2008-12-17 09:31:56

Международные транспортные экспедиторы, члены АМЭУ – это предприниматели, которые осуществляют свою деятельность по организации перевозок и обеспечению их сопутствующими услугами на всех видах транспорта по поручению участников внешнеторговой деятельности.

Поэтому все проблемы, которые
возникают в секторах, связанных с иностранным или отечественным экспортом и
импортом, а также на транспорте, ощущаются ими остро и мгновенно.

Предоставляя
транспортно-экспедиторские услуги при осуществлении свыше 60%
экспортно-импортных перевозок и около 75% транзитных, мы с уверенностью можем
констатировать, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы,
касаются всего рынка перевозок внешнеторговых грузов. Я не буду приводить
печальные цифры в подтверждение падения их объемов – они все время изменяются
и, к сожалению, в худшую сторону. Однако почему я решил поднять эту тему во
время глобального финансового и экономического кризиса?

По моему глубокому убеждению,
реализация транзитного потенциала Украины путем содействия деятельности
транспорта, а именно в сфере перевозок транзитных грузов, в условиях кризиса
является спасительным вариантом не только для транспортного сектора экономики.
Согласно выводам ведущих мировых экспертов, Украина владеет наибольшим в Европе
показателем транзитности (коэффициент – 3,75, сравните с Польшей – 2,92), но
использует его не в полной мере. Моя убежденность в этом основывается также на
анализе проблем, как мировых так и сугубо украинских, которые имеют место в
экономике, внешнеторговых связях, деятельности железных дорог, портов, пунктов
пропуска и т.п.

Многие читатели понимают, что
выход украинской экономики из кризиса из-за политических, финансовых и прочих
негативных факторов, к сожалению, не произойдет быстрее, чем в экономике тех
государств, где и политическая, и финансовая, и энергетическая стабильность на
порядок выше нашей. Досадно, но это факт. Доля транзитных грузов в общем объеме
для транспортного комплекса Украины еще недавно составляла около 50%, т.е.,
каждая вторая тонна – это транзитный груз, а сегодня объемы этих перевозок и
обработки упали в 2 раза.

Скажите, готовы ли мы в условиях
кризиса отечественного промышленного комплекса использовать свой транзитный
потенциал для обеспечения более успешных экспортноориентированных экономик
наших далеких и близких соседей в их внешнеторговых связях? Ведь вопреки всем
проблемам контракты будут заключаться, торговля будет осуществляться. Создать
благоприятные и конкурентные условия для привлечения объемов перевозок
экспортно-импортных и транзитных грузов, является в этих условиях
первоочередным и приоритетным заданием. Это необходимо сделать для сохранения
сектора перевозок, и тех объектов инфраструктуры, которые сотрудничают с ним, в
т.ч. и государственных. Это сотни тысяч рабочих мест.

 

Тем не менее, что мы имеем сегодня
в повестке дня:

– идут рейдерские атаки на ведущие
государственные морские порты;

– в антикризисных мероприятиях
разных уровней ни слова о транспорте;

– лишение права таможенного
перевозчика государственного предприятия, которым является «Укрзализныця», в
результате чего в 2 раза сократились объемы перевозок подакцизных грузов.
Сегодня их перечень еще более увеличился благодаря приказу ГТСУ №396, но
вопреки закону и здравому смыслу;

– предлагаются новые сложные схемы
финансовых гарантий для определенных структур с элементами потенциальных
злоупотреблений;

– своеволие государственных
контролирующих органов (в лице ветеринарной, экологической, карантинной
инспекций и т.д.) на пограничных переходах, в совместной деятельности с
таможенными органами, сегодня превратили процесс пересечения границы, вместо
упрощенного и ускоренного, как предусмотрено в утвержденной законом КП «Украина
– транзитное государство» – в зависимое от обычного инспектора решение. И все
это под прикрытием защиты госинтересов, но с особым акцентом для таких
категорий грузов, как контейнерные, подакцизные и транзитные товары. Обо всем
этом хорошо известно нашим потенциальным зарубежным партнерам.

 

Борьба с этими отрицательными и
позорными для нас явлениями ведется безальтернативно, без привлечения
специалистов, без планирования, без анализа причин и последствий, без выводов.
Вдумайтесь, сегодня одно письмо или приказ ГТСУ может отменить установленные
Законом нормы. К сожалению, здесь невозможно привести все примеры в
подтверждение сказанного, но это возможно сделать в другом месте и в другое
время, если будет заинтересованность у причастных к этому лиц.

 

В завершение мы должны дать себе
ответ:

1. Готовы ли мы в условиях более
быстрого выхода из кризиса мировых экспортноориентированных экономик предложить
им транзитный потенциал Украины с конкурентноспособными сроками транзита,
соответствующими его условиями, сервисом и тарифами?

2. Готовы ли мы безотлагательно
убрать барьеры на пути движения транзитных грузов, которые возникли в результате
нормотворческой и другой частно-инициативно-коррупционной деятельности
государственных контролирующих органов?

 

Со своей стороны мы предлагаем
Правительству не на словах, а на деле осуществить предусмотренную
законодательством Украины государственную поддержку транспортного комплекса
Украины. Причем это возможно сделать без финансовых расходов из бюджета на
строительство дорог, терминалов, приобретение новых локомотивов, вагонов и
т.п., а лишь за счет ревизии нормативной базы, которая регулирует транзитные
перевозки. Снятие искусственных барьеров будет содействовать привлечению
транзита.

Также считаем необходимым
предложить представителям отечественной промышленности, автоперевозчикам, УЗ,
портам заказывать услуги и заключать договора по организации и осуществлению
интермодальных перевозок экспортно-импортных, транзитных товаров у национальных
экспедиторов на условиях INCOTERMS.

Лозунг: свой, к своему, за своим –
актуален. Поверьте, такие мероприятия, в которых мы готовы принять
непосредственное активное участие, дадут положительные результаты по
привлечению дополнительных объемов транзитных грузов уже в ближайшее время.

Если своих кормов не хватает, то
создадим же условия, при которых наша «курица» будет «есть чужое просо».

Юрий Приходько, Транспортный бизнес.