Рынок контейнерного тоннажа в ноябре: ставки ушли под воду

2008-12-17 13:32:18

В ноябре Braemar Container Index снизился почти на 25 пунктов или практически на 30%. Такое большое снижение индекса за столь непродолжительный период свидетельствует о почти вертикальном падении конъюнктуры фрахтового рынка контейнерного тоннажа.


Рынок контейнерного тоннажа в
ноябре: ставки ушли под воду

В ноябре Braemar Container Index
снизился почти на 25 пунктов или практически на 30%. Такое большое снижение
индекса за столь непродолжительный период свидетельствует о почти вертикальном
падении конъюнктуры фрахтового рынка контейнерного тоннажа.

По данным Fairplay, сейчас BCI
вышел на уровень I квартала кризисного 2002 г. Но этот рубеж будет весьма скоро
преодолен, т.к. по выражению Journal of Commerce «фрахтовые ставки на
контейнерный тоннаж находятся в состоянии свободного падения, за которым может
последовать волна банкротств».

 

Динамика Braemar Container Index
в ноябре 2008 г.

 

 

Контейнеро
вместимость,

TEU

Период
отфрахтования, мес.

Тайм-чартерная
ставка, $/сут.

Фрахтователь

508

1

?4150

MAC
ANDREWS

511

6

6800

MELFI

519

3

7200

SEA
CONSORTIUM

658

6

4000

TEAM
LINES

698

3

5100

VAN
UDEN MARITIME

698

6

8300

CENTRANS
OCEAN

698

6

7200

CK
LINE

698

40
дней

7700

MINSHENG

801

7
дней + 7 дней

5100

DELPHIS

809

3

6500

CMA-CGM

848

3+3

5250

STX
PAN OCEAN

1016

3

7350

SEA
CONSORTIUM

1050

3

6800

HANJIN
SHIPPING

1102

1

8100

COSCO

1102

6

8200

SFL

1118

40
дней

10800

NILE-DUTCH

1200

9

6800

SL-MISC

1296

10 м

8750

KMTC

1350

3

8000

CMA-CGM

1368

3

11000

CMA-CGM

1525

50 м

7250

PIL

1608

3+3

8300

CMA-CGM

1698

40
дней

10500

CARGO
LEVANT

1728

40
дней + 40 дней

8500

HAMBURG
SUED

1835

8

10000

SINOTRADE

1856

50-80
дней

9900

NILE-DUTCH

2008

12

11600

NILE-DUTCH

2171

3

13350

CMA-CGM

2478

10
дней

10400

PIL

2526

10
дней

13500

Hyandai
Merchant Marine

2741

6

11000

MSC

2986

10

10500

MSC

 

 

G – с грузовыми средствами

GL – без грузовых средств

 

Источник: Braemar Container
Shipping&Chartering

 

Практически отвесный график
падения ставок все больше напоминает аналогичную ситуацию 2005 г. с той
разницей, что тогда существовал достаточно высокий задел для их снижения, что
полностью отсутствует сейчас. Многие судовладельцы и операторы контейнерного
тоннажа уже не могут покрыть свои эксплуатационные расходы. Более того,
возникла прямая угроза погашению взятых у банков на строительство нового флота
кредитов.

Во второй декаде ноября брокерами
вообще не было зафиксировано отфрахтовок контейнеровозов вместимостью свыше
3000 TEU. Это неудивительно, если учесть, что уровень ставок по последним
сделкам для контейнеровозов вместимостью 3500 TEU колебался в пределах
$10000-15000/сут., а в среднем около $14000/сут., что более чем в два раза
меньше, чем в прошлом году. Еще в сентябре нынешнего года ставки для этих судов
составляли порядка $19500/сут.

Для пользовавшихся еще не так давно
большой популярностью судов вместимостью 1700 TEU ставки упали до уровня
$8000-8500/сут. против $11300/сут. в сентябре. Контейнеровозы вместимостью 1000
TEU сейчас могут претендовать лишь на ставки порядка $6000/сут., да и то, на
очень короткий период. Это лишь половина уровня, наблюдавшегося в мае нынешнего
года, когда ставки для этих судов были почти $13000/сут.

По оценкам аналитиков, уже в
начале ноября общая вместимость поставленных на прикол контейнеровозов
составляла около 150 тыс. TEU. Это всего порядка 1,25% суммарной вместимости
существующего контейнерного тоннажа. В начале декабря 2008 г. эта цифра
практически удвоилась. Следует отметить, что в 2002 г. вместимость находившихся
на приколе контейнеровозов составляла также 150 тыс. TEU, но тогда это было
3,2% общей вместимости.

Согласно данным Freight World, на
середину ноября 2008 г. на приколе только в Сингапуре, Гонконге и Шанхае
находилось порядка 80 контейнеровоз. Вместимость большинства этих судов
составляет от 1000 до 3500 TEU, однако есть и суда вместимостью 5000-8000 TEU.
По мнению президента и исполнительного директора Neptune Orient Lines Рона
Виддоуз, на прикол в скором времени могут попасть и линейные суда
контейнеровместимостью свыше 10000 TEU. При этом некоторые обозреватели уточняют,
что пока что суда находятся не на приколе, а на отстое, т.к. с них не сняты
экипажи и они не законсервированы. Поэтому все операционные издержки, за
исключением рейсовых, продолжают накручиваться. И, по всей видимости, отстой
будет иметь место до тех пор, пока судовладельцы не примут окончательного
решения по поводу дальнейшей судьбы этого тоннажа в зависимости от ситуации на
фрахтовом рынке.

 

Представительные тайм-чартерные
ставки на контейнерный тоннаж в ноябре 2008 г.

 

Контейнеро
вместимость,

TEU

Период
отфрахтования, мес.

Тайм-чартерная
ставка, $/сут.

Фрахтователь

508

1

?4150

MAC
ANDREWS

511

6

6800

MELFI

519

3

7200

SEA
CONSORTIUM

658

6

4000

TEAM
LINES

698

3

5100

VAN
UDEN MARITIME

698

6

8300

CENTRANS
OCEAN

698

6

7200

CK
LINE

698

40
дней

7700

MINSHENG

801

7
дней + 7 дней

5100

DELPHIS

809

3

6500

CMA-CGM

848

3+3

5250

STX
PAN OCEAN

1016

3

7350

SEA
CONSORTIUM

1050

3

6800

HANJIN
SHIPPING

1102

1

8100

COSCO

1102

6

8200

SFL

1118

40
дней

10800

NILE-DUTCH

1200

9

6800

SL-MISC

1296

10 м

8750

KMTC

1350

3

8000

CMA-CGM

1368

3

11000

CMA-CGM

1525

50 м

7250

PIL

1608

3+3

8300

CMA-CGM

1698

40
дней

10500

CARGO
LEVANT

1728

40
дней + 40 дней

8500

HAMBURG
SUED

1835

8

10000

SINOTRADE

1856

50-80
дней

9900

NILE-DUTCH

2008

12

11600

NILE-DUTCH

2171

3

13350

CMA-CGM

2478

10
дней

10400

PIL

2526

10
дней

13500

Hyandai
Merchant Marine

2741

6

11000

MSC

2986

10

10500

MSC

 

Источник: Fairplay

 

В качестве основного фактора
снижения предложения грузов к перевозке аналитики приводят сезонный спад на
фоне усугубившегося финансового кризиса и рецессии миров