Уроки угольного терминала, построенного ТИСом

2008-12-17 08:31:52

До 2 декабря, когда в Малом Аджалыкском лимане — в 40 километрах от Одессы — у причала общества с ограниченной ответственностью «Трансинвестсервис» (ТИС) ошвартовалось судно «Сильвер Гейт» под флагом Либерии, прибывшее с грузом 67800 тонн коксующегося угля из США, монополия на перегрузку угля принадлежала морским торговым портам в Южном и Мариуполе.

Оба государственных порта в
состоянии обработать в течение года 10 миллионов тонн угля. Со 2 декабря такой
монополии уже не существует…

Мощности угольного терминала ТИСа
позволяют в экспортном и импортном режиме перерабатывать 15 миллионов тонн
груза. Арифметика здесь более чем проста и в комментариях не нуждается, ибо она
ясна, как равнобедренный треугольник.

Аналогов построенных ТИСом
угольных терминалов в Украине нет, и, вероятно, в течение нескольких лет не
будет, это точно.

Когда ООО «Трансинвестсервис» в
2004 году приняло решение о начале разработки технико-экономического
обоснования и строительстве терминала, его посчитали нереальным даже те
специалисты, которые горой стояли за увеличение пропускных мощностей портов
страны по переработке грузов. И дело было не только в цене — предполагалось
привлечение 115 миллионов евро инвестиций. Эксперты сомневались в способности
предприятия выполнить гигантский объем работ — углубление акватории,
строительство двух глубоководных причалов, перемещение миллионов кубометров
грунта на суше. Высказывали специалисты сомнения и в том, что ТИСу удастся
выдержать строжайшие требования и нормативы экологов, которые, как говорится,
пообещали грудью стоять за охрану окружающей среды.

Проект терминала разрабатывался
ТИСом совместно с украинскими институтами. Бизнес-план проекта был разработан
известной и авторитетной в этой области фирмой «HPC» (Гамбург. Порт.
Консалтинг). Проект прошел абсолютно все необходимые согласования и получил все
разрешения контролирующих органов в Украине.

Два года назад начались
строительные работы. Дноуглубительные работы в акватории порта было поручено
вести немецкой фирме «Мебиус», имеющей высокий авторитет в мире в этой области.
Кстати, «Мебиус» ранее прекрасно зарекомендовала себя при строительстве
глубоководного судового хода Дунай—Черное море.

Нет необходимости рассказывать о
том, как шло строительство угольного терминала — если говорить откровенно, то с
таким качеством, с такой точностью соблюдения технологического графика в нашей
стране не работают уже давно.

Кстати, в процессе строительства
группа молодых, грамотных, амбициозных украинских инженеров, как говорится, по
ходу вносила изменения в первоначальный проект. Они, к примеру, предложили,
чтобы угольный терминал работал не только в импортном, но и в экспортном
варианте. Это решение оказалось конкурентоспособным и отвечающим сложившимся на
сегодняшний день реалиям.

Почему речь зашла об импортном
варианте обработки грузов? Да потому, что уже тогда, на начальном этапе
строительства, на предприятии абсолютно точно спрогнозировали, что настанут
времена, когда сырье для металлургической промышленности дешевле будет завозить
из-за границы, чем покупать отечественный коксующийся уголь. Именно так и
произошло — коксующийся уголь из Бразилии и Аргентины сегодня дешевле, чем
украинский.

Мощность угольного терминала,
построенного ТИСом, позволит полностью закрыть потребности
горно-металлургического комплекса в Украине в коксующемся угле и железорудном
сырье.

Что представляет из себя угольный
терминал ООО «Трансинвестсервис», который приступил к работе 2 декабря
нынешнего года?

— Гидротехническая часть, —
рассказал корреспонденту «Голоса Украины» главный инженер Виталий Котвицкий, —
представляет из себя два глубоководных причала глубиной до 15 метров. В
перспективе планируется углубление до 17 метров, общей длиной 500 метров.
Вынуто 4,5 миллиона тонн грунта дноуглубления. Европейские эксперты считают,
что по конструктивному решению причалы ТИСа являются самыми передовыми,
позволяющими принимать для экспортно-импортной обработки угля многотоннажные
суда.

Технологическая часть терминала
представлена высокопроизводительными специализированными грейферными
перегружателями. Закуплены судопогрузочные машины. На терминале установлены
складские машины фирмы «Крупп», а также системы пылеподавления, отвечающие
мировым требованиям. Суммарная мощность складов — один миллион тонн угля.

Директор угольно-рудного
комплекса ТИС Александр Чебручан рассказывает, что новый угольный терминал
обеспечил работой 300, а в перспективе — и 360 жителей Одесской области. Двое
из них — старший диспетчер Сергей Аникин и его заместитель Роман Чмиль —
рассказали, что и не мечтали о том, что придется работать на таком
суперсовременном предприятии. О заработках говорить не приходится — они гораздо
выше средней заработной платы по Одесской области. И что главное — никаких
задержек с ее выплатой на предприятии просто не бывает.

Было бы, наверное, неправильно
думать, что ТИС прошагал к открытию угольного терминала по ковровой красной
дорожке, ни разу не споткнулся, ни разу не сбился с ритма. Было и это.
Привычная для дня сегодняшнего картина состоит в том, что государственные
структуры скорее оказывают противодействие частной компании, сумевшей привлечь
многомиллионные инвестиции, нежели помогают ей. Не будем говорить сегодня о
персоналиях, но в компании ТИС хорошо помнят о том, как в течение нескольких
месяцев ей запрещали эксплуатировать только что построенный суперсовременный
глубоководный 18-й причал. В результате и компания, и государство потерпели
огромные убытки. Помнят в трудовом коллективе о том, как шаланды немецкой фирмы
«Мебиус» с вынутым со дна морского грунтом простаивали по причине приказа не
выпускать их из акватории порта. Были времена, когда баржи с песком из Херсона,
который ТИС планировал использовать для формирования тела новых причалов и
засыпки анкеров, не смогли войти в акваторию порта опять-таки по приказу свыше.

Углевоз «Сильвер Гейт» уже стоял
под выгрузкой, а в кабинете первого заместителя генерального директора Виталия
Котвицкого трезвонили телефоны. Звонили из Кривого Рога. Первый руководитель
департамента экспорта продукции и поставок сырья компании «АрселорМиттал Кривой
Рог» господин С. Синха интересовался, когда прибудет эшелон с коксующимся
углем, который так ждут на предприятии. И весьма обрадовался, когда узнал, что
теплоход с коксующимся углем стоит на рейде в ожидании разгрузки. А уже через
две недели после разгрузки эшелоны с углем взяли курс со станции «Химическая»
на Кривой Рог.

Уроки угольного терминала,
построенного ТИСом, — это, по большому счету, уроки для всей украинской
экономики: доверие инвесторов к Украине возможно только при честном и
добросовестном исполнении взятых обязательств как с одной, так и с другой
стороны. И эти уроки «Трансинвестсервис» в течение 14 лет уже преподал и
продолжает преподавать отечественным бизнесменам, занимаясь перевалкой зерновых
культур, химических и минеральных удобрений, руды, строительством контейнерного
терминала, первая очередь которого заработает весной 2009 года.

Кстати, после того как немецкая
фирма «Мебиус» завершит дноуглубительные работы до 17,6 метра, порт
«Трансинвестсервиса» станет самым глубоководным на Черном море. Это позволит
ему принимать суда, которые на сегодняшний день разгружаются в Румынии в порту
Констанца. Именно там сейчас из-за отсутствия в украинских портах современной
перегрузочной техники, ограничения по мощностям и долгих простоев судов в
очередях обрабатываются большегрузные суда.

Вячеслав ВОРОНКОВ, Голос
Украины