2008-12-12 13:25:55

Эксклюзивное интервью с Первым вице-президентом Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», Лисицким Виктором Ивановичем.


МБН: Какова Ваша оценка эффективности действий правительства по
противодействию кризису в судостроительной и портовой отраслях
?

В. Лисицкий: В мае 2008 года был принят указ Президента Украины №
463/2008 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16
мая 2008 года «О мероприятиях по обеспечению развития Украины как морского
государства».

Это первый системный документ,
который подробно рассматривает меры по восстановлению указанной отрасли в
стране.

Через некоторое время, 1 июля,
Тимошенко провела совещание с предпринимателями отрасли. На котором объявила о разработке
«специального режима» для предприятий отрасли, в том о  возврате НДС – было предложено нам,
предпринимателям, вносить не идеи, а проекты правительсвтенных решений.

 4 июля прошло совещание с судостроителями в Николаеве.
На нем был принят ряд важных решений. Особо стоит отметить намерение улучшить администрирования
НДС для судостроительных заводов. Также важным является восстановление «специального
регуляторного пространства». Оно существовало в виде СЭЗ «Николаев» и «Закона о
поддержке судостроения» до 2004 года и дало свои положительные результаты. В
особенности их почувствовал судостроительный завод «Океан».

Далее был разработан проект Бюджета
Украины на 2009 год. В нем  предусматривались
государственные гарантии по кредитам судостроительных предприятий на сумму 0,5
млрд. грн. правда, необходимо отметить, что эта норма имела существенный
недостаток, так как распространялась исключительно на предприятия
государственной формы собственности. А ведь, как известно, судостроительных заводов
в госсобственности практически не осталось, это на 90% частный сектор. Ассоциация
намеревалась добиться отмены этого ограничения. Глава украинской ассоциации
судостроителей В. Гуреев подготовил соответствующее предложение.

К сожалению, далее эти предложения
не были реализованы, так как из-за политического кризиса работа над проектом
бюджета приостановилась. Что дает возможность обществу составить впечатление о
наших политиках как о людях безответственных.

Таким образом, решения, которые
приняла Тимошенко пока что в жизнь не идут. Это произошло по простейшей
причине: бюрократия притихла. Зачем выполнять инициативы премьера, если
непонятно сколько она еще продержится? Ведь может прийти новый начальник и отправить
в корзину наработки предшественника. И вместе с наработками туда отправится
бюрократ, слишком активно нал ними работавший.

Если бы эти предложения были
реализованы хотя бы на 30-40% , то судостроение и отрасль в целом имели в своем
распоряжении мощные механизмы, имеющие антикризисную составляющую.

В особенности это касается
упрощения возврата НДС – это серьезно бы улучшило положение как самих судостроителей,
так и их смежников, позволили бы решить множество вопросов, в том числе
своевременной выплаты зарплаты, которая формируется из выручки за реализованную
экспортную продукцию.

Что касается грузопотоков (что
важно для портов), то стоит отметить намерения помочь производителям зерна и горно-металлургическому
сектору.

Если бы эти меры заработали, то
указанным отраслям было бы намного легче переживать кризис. Но пока что у
политиков слишком много времени уходило на борьбу друг с другом.

Работу НБУ в курсовой политике
нужно назвать крайне неточной. Резкая девальвация гривны подорвала доверие к
национально валюте, что усложнило множество процессов. Таким образом, не могу
сказать, что меры, предпринимаемые Нацбанком, способствуют оздоровлению морской
индустрии. Любой заказчик, который видит столь значительный беспорядок в
курсообразовании – как он может размещать заказ в этой стране?

Получается, что все благие поручения
премьер-министра Юлии Тимошенко и президента Виктора Ющенко с треском не
выполнены. То есть условия в судостроении никак не изменились в лучшую сторону,
ни одно предложение не реализовано.

Поэтому усилия власти в
преодолении кризиса в судостроении считаю крайне неудовлетворительными.

 

МБН: Как Вы оцениваете намерение
министра обороны
Ю.Еханурова строить корабли в рамках
программы "украинский корвет" на зарубежных верфях?

В. Лисицкий: Такое предложение мог сделать человек крайне не
разбирающийся в вопросах отрасли. Он плохо понимает о чем говорит.

Глупо размещать заказ на 1
корабль. Очень дорого получится. Это авианосец можно строить в одном
экземпляре. И то вопрос! Корабли такого класса строятся эскадрами. Насколько
мне известно, нашему флоту нужно 10-15 корветов. При строительстве серии , существенно
падает себестоимость, за счет проектировочных работ, кадров и прочего. В целом,
при постройке 10-15 кораблей экономия выйдет 15-20%. При Советском союзе, когда
мы строили большие серии судов, у нас возникала неожиданная проблема:
необходимость как-то «заполнить» резко снизившуюся себестоимость последних кораблей
серии!

Зачем Министр обороны Юрий Ехануров
делает подобные заявления? Причины, по моему мнению, политические. Даже
геополитические. Очевидно, что это попытка уйти от влияния России. При Советском
Союзе в военном судостроении была кооперация. Комплектующие производились в
различных регионах. Так, Николаев строил корпуса, киевские заводы – приборы и
радиолокацию. В свое время мы получали главный двигатель и силовые установки из
Коломны, с Ленинградского металического завода . А вооружение производилось в
РСФСР. Видно, по политическим причинам, этой кооперации стараются избежать.

Крайне трудно будет построить
корабль из несовместимых, произведенных на Западе, составляющих. Получится
какая-то «сборная солянка».

Если разместить заказы на наших
заводах, то все бы шло тяжело и трудно – зато поднималась бы отрасль, как
судостроение, так и ВПК. Понятное дело, пришлось бы обращаться к России. Это
сложно политически, но упростило бы выполнение технических  и инженерных задач.

Постройка корвета украинскими
силами позволила бы загрузить заказами множество предприятий. Например, газотурбинные
установки производит ГП «Заря-Машпроект» (Николаев).

То есть, когда идет разговор о
строительстве корвета за границей – это значит, что речь идет о странах,
которые никогда не будут серьезно сотрудничать с Россией в производстве военной
техники. И нашими судостроителями и производителями составляющих. Эти миллиарды
потеряют машиностроители, приборостроители, НИИ, металлурги, и, соответственно,
рабочие всех этих предприятий.

Так что я крайне отрицательно
отношусь к идее разместить такие заказы за границей.

 

МБН: Но способны ли
украинские судостроительные предприятия, много лет выпускающие только корпуса и
маломерные суда, выполнить такие сложные и наукоемкие заказы?

В. Лисицкий: Если честно – то на сегодняшний день не способны.

Но если Украина собирается стать
высокоразвитым государством с высокотехнологической экономикой, то уход таких
заказов допускать нельзя. Выполнение программы «Украинский корвет» рассчитано
на много лет и серьезное финансирование.

И если Украина хочет сохранить
статус морской державы, то мы обязаны направлять такие заказы на отечественные
предприятия.

Такие деньги могут помочь
восстановить и сами заводы, и систему подготовки кадров (как управленческих,
так и рабочих), и смежные предприятия – машиностроительные, металлургические,
приборостроительные.

В свое время на Черноморском
судостроительном заводе был такой главный конструктор, Иваницкий. Очень
одаренный был человек. Когда-то ему наши конструктора доказывали, что завод не
сможет построить один заказ, потому что он слишком сложен. Он
послушал-послушал, и ответил: «На этом заказе мы воспитаем хорошие кадры».

И если мы не будем стоить такие
суда, то высококлассных специалистов у нас никогда не будет.

Поэтому, при всех сложностях,
этот заказ должен остаться в Украине.

 

МБН: Хватит ли сил у заинтересованных сторон, народных депутатов
Анатолия Гриценко, Николая Круглова, Романа Забзалюка, Геннадия Задырко и
Анатолия Кинаха, органов местного самоуправления в судостроительных регионах
пролоббировать этот проект?

В. Лисицкий: Иван Франко говорил: «Лупайте цю скалу». Мы будем
стараться и приложим все усилия для спасения судостроительной отрасли Украины.

 

 

Беседовал Александр Диордиев,

специально для ИА „Морские бизнес-новости Украины”

 

 

Справка: Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» –
негосударственное объединение судостроительных и судоремонтных предприятий
Украины, а также связанных с ними производств и структур.

Основные цели и задачи
Ассоциации:

– Представление и защита
интересов членов Ассоциации в государственных и других структурах;

– Развитие международного
делового сотрудничества;

– Содействие расширению
взаимоотношений между членами Ассоциации, налаживание и поддержка
дружественных, партнерских связей между ними;

– Защита интересов членов
Ассоциации в международных организациях, выполнение представительских функций,
интеграция в мировой рынок судостроительных и судоремонтных услуг, легализация
международных норм этих услуг через государственные органы Украины;

– Содействие налаживанию связей с
зарубежными партнерами, участие в международных выставках, конференциях, поиск
потенциальных партнеров и налаживание прямых контактов между ними и членами Ассоциации.