2008-11-28 13:06:49

Индекс Baltic Dry, отслеживающий цены на морские перевозки насыпных и навалочных грузов по всему миру, упал до минимума с января 1987 года — 763 пункта.

Коллапс этого сектора за последние
месяцы является беспрецедентным, заявил глава клиринговой палаты морских
грузоперевозок Baltic Exchange Джереми Пенн.

Он отметил в интервью Financial
Times, что индекс опустился почти до исторического рекорда, зафиксированного в
1986 году, при этом сложившаяся на данный момент ситуация намного
проблематичнее, чем два десятка лет назад, передает Інтерфакс-Україна.

Однако Пенн осудил компании,
которые нарушают свои обязательства по договорам, заключенным в то время, когда
ставки еще были высоким.

Индекс Baltic Dry достиг пикового
значения (11793 пункта) 20 мая текущего года, а затем обрушился на 93,5%.

Ставки фрахта крупнотоннажных
судов обвалились на 98,8%: 5 июня была зафиксирована рекордная средняя
стоимость — почти 234 тыс. долларов в сутки, к 26 ноября она составляла менее
2,8 тыс. долларов.

Тяжелое положение в этой отрасли
обусловлено финансовым кризисом, замедлением экономического роста и спроса,
разногласиями между китайскими сталелитейными компаниями и бразильскими производителями
железной руды.

Некоторые судовладельцы и
операторы сухогрузных судов, например, одесский Industrial Carriers и
лондонский Britannia Bulk, уже объявили о банкротстве.

“Внезапный и чрезвычайный дефицит
спроса на фрахт ошеломил всех”, — говорит Пенн.

Сухогрузные перевозки в настоящее
время представляют собой сложную последовательность сделок, в ходе которых
операторы фрахтуют сухогрузные суда у их владельцев, а затем передают их другим
фрахтователям, рассчитывая зафиксировать прибыль.

При этом владельцы судоходных
компаний опасаются финансовой нестабильности своих контрагентов в этих длинных
цепочках, что уже привело к приостановке ряда сделок за последние шесть недель
и грозит в дальнейшем обострением кризиса на рынке фрахта морских судов.

Baltic Exchange провела 19 ноября
конференцию в Лондоне, одной из основной тем которой стало нарушение договоров
как клиентами, так и операторами сухогрузных перевозок.

Участники встречи, собравшей 450
представителей отрасли, обсудили также возможности создания центральной
клиринговой палаты, которая смогла бы решить вопросы с ответственностью
компаний, но к единому мнению они так и не пришли.