2008-11-24 18:01:20

Глобальный экономический спад грозит серьезным кризисом в секторах воздушных и морских перевозок. В условиях снижения объема мировой торговли компании-перевозчики несут колоссальные убытки. Ожидать улучшения ситуации не приходится: глава Всемирного банка Роберт Зеллик на этой неделе предупредил, что, если быстро не обеспечить доступ производителей к кредитам, угроза обрушения мировой торговли может стать реальностью.

Проблемам грузоперевозок на этой
неделе была посвящена специальная конференция в Лондоне, организованная
клиринговой палатой морских грузо­перевозок Baltic Exchange.

Участники встречи выразили
беспокойство, что средняя цена фрахта крупнотоннажного судна снизилась с 233,9
тыс. долл. в день в июне до 3,6 тыс. долл. в ноябре.

В числе наиболее пострадавших
оказались азиатские компании, специализировавшиеся на доставке сырья и грузов в
Европу и США.

Ряд компаний оказался на пороге
банкротства. На днях крупнейший контейнерный перевозчик в ЮВА Neptune Orient
Lines Ltd. заявил о сокращении 1 тыс. рабочих мест (9,1% всего персонала).

В первую очередь будут
сворачивать подразделения в США, где, по прогнозу FitchRatings, рост экономики
в 2009 году снизится на 1,2%.

В сфере морских грузоперевозок
наблюдается серьезное давление на фрахтовые ставки, подтверждает аналитик по
транспортному сектору ИК «Тройка Диалог» Кирилл Казанли.

«В четвертом квартале будут очень
большие потери, особенно у перевозчиков, специализирующихся на спотовых
контрактах. Подобная динамика сохранится до первого и даже, может, второго
квартала 2009 года, — говорит эксперт. — Компании, у которых большая часть портфелей
состоит из чартерных контрактов, пока несут менее серьезные убытки, но и они
ощутят кризис в следующем году, когда начнут перезаключать контракты».

Ожидается, что в 2008 году потери
авиаперевозчиков превысят 5 млрд. долл.

Многие ранее вполне устойчивые
авиакомпании вынуждены бороться за выживание. В частности, Air New Zealand
объявила о сокращении 200 человек, а гонконгская Cathay Pacific Airways
объявила о сокращении в два раза годовых бонусов сотрудникам.

«Снижение потребностей — основная
причина кризиса, — считает главный стратег BGC Partners Говард Уилдон. —
Впрочем, кризис в отрасли начался еще и потому, что авиакомпании подняли цены
на фоне роста стоимости топлива».

Несмотря на то что теперь нефть
дешевеет, влияние взлета цен на «черное золото» еще долго будет оказывать
негативный эффект на отрасль, уверен аналитик.

Владимир Павлов, rbc-daily