«Пиратская республика.Сомали» может привести к разрушению системы мирового контейнерного флота, – эксперт

2008-11-24 14:31:19

На наших глазах на территории «потерпевшего крушение» государства Сомали возникает настоящая пиратская республика. Это может привести к разрушению всей системы мирового контейнерного флота, являющейся основой мировой торговли.

В последнее время сводки
новостных агентств всё чаще напоминают страницы из романа «Остров сокровищ».
Пираты, орудующие у берегов восточноафриканской страны Сомали, почти каждый день
нападают на суда, проходящие вдоль ее берегов. Буквально на днях был захвачен
самый большой из когда-либо захватываемых пиратами танкеров — Sirius Star,
принадлежащий Саудовской нефтяной компании Aramco. На борту судна под
либерийским флагом находятся 25 членов экипажа, в том числе два британца,
граждане Польши, Саудовской Аравии, Хорватии и Филиппин. Танкер был захвачен в
450 милях к юго-востоку от кенийского порта Момбаса. Ранее так далеко от берега
пираты не нападали.

А двумя неделями ранее пираты захватили
китайское же судно «Тяньюй-6», турецкий торговый корабль Karagel, филиппинский
танкер Stolt Strength и датский сухогруз CEC Future. В то же время российский
сторожевой корабль «Неустрашимый» и британский фрегат Cumberland отбили атаку
на датское судно Powerful. А в конце сентября сомалийцы умудрились захватить
судно с грузом, состоящим из танков Т-72, зенитно-ракетных комплексов и
«Градов» (печально известная «Фаина», экипаж которой в составе 21 человека до
сих пор находится в плену).

До тех пор, пока Сомали остается
«несостоятельным государством», пиратство там будет продолжать процветать

Сомалийские пираты,
воодушевленные безнаказанностью и миллионными выкупами, которые выплачивают им
владельцы за освобождение судов, с каждой неделей становятся всё наглее, а
численность и техническая оснащенность их шаек быстро прогрессирует. Пользуясь
тем, что Сомали находится рядом с одним из самых напряженных морских торговых
путей, ее обнищавшие и отчаявшиеся жители рассматривают пиратство как
единственный источник доходов. По данным Международного морского бюро, за
первые девять месяцев этого года в мире произошло 199 случаев нападения пиратов
на суда, из них 63 случая приходится на Сомали. За это время сомалийские пираты
захватили 26 судов и 537 членов их экипажей. На начало ноября в плену у них
находилось девять судов и 182 члена их экипажей.

На наших глазах прибрежные районы
восточного Сомали превращаются в своего рода пиратскую республику, наподобие
тех, что существовали в прошлые века на островах Карибского моря или на
Барбарийском берегу Северной Африки. Проблема настолько сложна и многогранна,
что пока все попытки мирового сообщества справиться с ней не приносят заметного
результата.

 

Африканский Рог в боку у мирового
судоходства

Пиратами современных моряков не
удивишь: они бороздили моря и океаны в двадцатом и продолжают бороздить в
двадцать первом веке. Однако до последнего времени современные корсары были
довольно эпизодическим явлением, не оказывающим глобального воздействия на
морскую мировую торговлю. Общая дестабилизация экономической и политической
ситуации в мире мгновенно отразилась на повышении активности пиратов. И
совершенно необыкновенных для современного мира масштабов пиратская
деятельность достигла у берегов Сомали. Теперь она реально начинает угрожать
сложившейся системе мировых торговых перевозок. Сомалийцы, пользуясь своим
выгодным геополитическим положением и фактическим отсутствием какой-либо
государственной власти в этом регионе, сумели сделать из пиратского промысла
почти государственный бизнес.

Сомалийские пираты раздвигали
рамки возможного и невозможного постепенно. Сначала нападения были редки, они
атаковали суда тихоходные, с малой осадкой, с невысоким бортом, преимущественно
в темное время суток. А с лета этого года они вдруг поняли, что всё дозволено,
и начали атаковать буквально всё, что движется. В результате проблема приобрела
глобальный характер и ситуация продолжает ухудшаться с каждым днем.

Район действий сомалийских
пиратов — Аденский залив, лежащий на пути между Индийским океаном и Красным
морем, — один из стратегически важных для мирового судоходства маршрутов, по
нему проходит 50% всех балкерных (насыпных) грузов и около 30% мировых
контейнерных перевозок. По этой «горловине» между берегами Сомали и Йемена в
направлении Суэцкого канала идут танкеры и сухогрузы, доставляющие в Европу и
Америку ближневосточную нефть, а также промышленные товары азиатского
производства. Ежегодно по этому маршруту проходит около 20 тыс. судов. Через
Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Аденский залив и Красное море, ежедневно
транспортируется 3,3 млн. баррелей нефти. Помимо всего прочего, в любой момент
нападение пиратов на супертанкер может стать причиной гигантской экологической
катастрофы.

 

Спасите наши души

Месяц назад ведущие объединения
мировой судоходной отрасли выступили с призывом к мировому сообществу пресечь
действия сомалийских пиратов. В противном случае мореходы пригрозили
перенаправить судоходные потоки по альтернативному Суэцкому каналу маршруту —
вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды. А это автоматически значительно
увеличит транспортные затраты на перевозку (только эксплуатационные расходы
торгового судна небольшого тоннажа составляют пять-шесть тысяч долларов в день,
а гигантского судна, например, супертанкера или контейнеровоза — 20–30 тыс. в
день). К примеру, переход контейнеровоза из японского порта Нагоя в голландский
Роттердам с заходом в несколько азиатских портов через Суэцкий канал
продолжается четыре недели, аналогичный переход, но без промежуточных
остановок, — три недели. Перенаправление судов вокруг Африки увеличит
продолжительность пути как минимум вполовину, а как максимум — вдвое, на
столько же вырастут и издержки. Увеличение издержек, последующий рост цен на
фоне мирового финансового кризиса обещают крайне негативно отразиться на
мировой торговле.

Положение станет по-настоящему
катастрофическим, если пираты распространят свою деятельность и на контейнерные
перевозки. Их объемы поистине огромны: большинство одежды и товаров
повседневного спроса Европа получает из Азии, а значит, через Аденский залив.
До сих пор сомалийские пираты не захватили ни одного контейнеровоза — это самые
быстроходные из коммерческих судов. Однако за последние недели было по крайней
мере пять попыток захвата контейнеровозов. Стоимость груза на таком корабле так
велика, что, если хотя бы один окажется в руках у пиратов, то линейные компании
больше не дадут им ходить мимо Сомали. Нарушение такого рода мгновенно разрушит
сложную систему мирового контейнерного флота, которая создавалась десятилетиями
и работает как часы. Переход на маршрут вокруг Африки увеличит сроки перехода
на две-три недели. Соответственно, сразу же случится нехватка тоннажа, потому
что весь тоннаж мирового контейнерного флота строился в расчете на поставки
через Суэцкий канал. Разрушится график поставок, возникнет дефицит товаров,
пострадают торговые компании, наступит эффект домино, который скажется на
состоянии экономики в целом.

Судовладельцы надеются, что
военные флоты ведущих мировых держав возьмут на себя задачу обеспечения
безопасности судоходства. В конце концов, морем перевозится до 90% всех мировых
грузов, а свобода торговли разве не считается одним из «священных китов»
глобализации? Представители судоходной и страховой отраслей в последнее время
активно лоббируют во всех инстанциях принятие мер против сомалийских пиратов.
Так, председатель правления лондонской страховой биржи Lloyd’s лорд Питер Ливин
провел ряд встреч с руководством британского министерства обороны, а
генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Эфтимиос
Митропулос встретился с генсеком ООН Пан Ги Муном и призвал к созданию под
эгидой ООН международного командования, координирующего действия международных
военно-морских сил против пиратов.

 

Вся королевская рать

Нельзя сказать, чтобы мировое
сообщество не принимало никаких мер. В октябре Совет Безопасности ООН принял
резолюцию, разрешающую иностранным судам входить в сомалийские территориальные
воды для борьбы с пиратами. Помимо этого с 2001 года в Индийском океане
находится флотилия США и их союзников, которые проводят в этом регионе
антитеррористическую операцию, главным образом сводящуюся к «демонстрации
флага» в северо-западной части Индийского океана, недалеко от стратегически
важного Персидского залива. Миссия этих кораблей официально является частью
операции Enduring freedom, проводимой Соединенными Штатами в Афганистане. Часть
кораблей коалиции в последние годы постоянно присутствует в Аденском заливе,
чтобы хоть как-то припугнуть распоясавшихся пиратов. Операция осуществляется с
французской военной базы в Джибути (небольшом государстве на «острие»
Африканского Рога). Американские эсминцы, например, сразу же после захвата
окружили стоящий у сомалийских берегов украинский сухогруз «Фаина» (плавает под
флагом Белиза), дабы в случае чего помешать разгрузке танков, которые не должны
попасть в руки действующих в Сомали боевиков-исламистов. Канадские военные
корабли эскортируют сухогрузы, доставляющие гуманитарную помощь Всемирной
продовольственной программы (ВПП): сомалийские пираты трижды захватывали суда,
везущие их голодающим согражданам продовольствие, требуя выкуп от
судовладельцев.

Недавно НАТО направила на помощь
кораблям антитеррористической коалиции в Аденский залив дополнительную
флотилию, которая уже приступила к патрулированию. Евросоюз 10 ноября также
принял решение о проведении совместной антипиратской операции силами ВМС
Великобритании, Франции, Германии и Испании. Свои корабли к берегам Сомали
направили Индия и Малайзия. Однако, как показывает практика, всех этих мер
совершенно недостаточно и количество нападений растет с каждым днем. Военных
обвиняют в неспособности объединиться и проводить согласованные операции, что
на самом деле соответствует действительности, однако не является ключевой
проблемой.

 

Угнать за 15 минут

Отчасти эффективного
противодействия пиратам не получается из-за разработанной ими эффективной
тактики. Опыт показал, что с того момента, когда вахтенный матрос замечает
приближающуюся лодку пиратов, до момента захвата торгового судна проходит всего
около 15 минут. Когда военный корабль, находящийся в десятках километров,
подходит к месту происшествия, атака бывает либо уже отбита командой, либо
пираты ведут захваченное судно к себе в гавань, и штурмовать его — значит
поставить под угрозу жизнь экипажа.

В Сомали так же, как и в других
районах мира, тактика пиратов примерно одна и та же. Для нападения на корабли
используют небольшие лодки с мощными японскими моторами, позволяющие развивать
большую скорость. Гигантские, тяжелые и тихоходные танкеры и сухогрузы — идеальная
мишень для морских разбойников, не менее желанная добыча — частные яхты или
круизные теплоходы для богатых иностранных туристов.

На своих легких «челнах» пираты
способны нападать на суда лишь вблизи берега. Положение меняется, когда им
удается завладеть буксиром или рыбацким траулером, которые они используют в
качестве судов-баз. Не вызывая подозрений, такая посудина бороздит море, пока
не заметит подходящую добычу. Тогда с борта высаживается вооруженный «десант»
на надувных лодках, который пытается взять «жертву» на абордаж. Очевидцы
нападений отмечают хорошее вооружение сомалийских пиратов — автоматы, пулеметы,
гранатометы.

На наших глазах прибрежные районы
восточного Сомали превращаются в своего рода пиратскую республику, наподобие
тех, что существовали в прошлые века на островах Карибского моря или на
Барбарийском берегу Северной Африки

Тактика пиратов, конечно,
изучалась мореходами, и циркуляры Международной морской организации содержат
массу полезных рекомендаций. Они советуют капитанам судов в опасных с точки
зрения пиратства водах держать круглосуточную вахту. Однако это не так легко
сделать, так как в целях экономии владельцы или операторы современных судов
стремятся свести численность команды к минимуму. В случае нападения циркуляры
рекомендуют развивать максимальную скорость и совершать резкие маневры — в
результате поднимается крутая волна, которая мешает движению легких пиратских
лодок и даже может перевернуть их. В случае если бандиты всё же сблизились с
судном и пошли на абордаж, рекомендуется «обстрелять» их струями воды из
пожарных брандспойтов или применить специальные звуковые «пушки». Это особый
вид несмертельного оружия — «тарелка» весом около 20 килограммов, испускающая
направленную звуковую волну силой 150 децибелов, болезненно травмирующая
барабанные перепонки (для сравнения — противопожарная сигнализация имеет
громкость 80–90 децибелов). Для ночного наблюдения рекомендуется устанавливать
на судах приборы ночного видения. В качестве последнего рубежа обороны
советуется устанавливать по периметру бортов судна электрическую «ограду»,
поражающую пиратов сильным, хотя и не смертельным ударом тока. Международные
циркуляры убедительно рекомендуют не использовать огнестрельное оружие,
поскольку это может лишь спровоцировать атакующих и привести к жертвам среди
экипажа и пассажиров. Обычно пираты, по крайней мере в Сомали, стреляют лишь в
воздух и стараются избежать жертв. Считается, что до сих пор при нападениях
сомалийских пиратов моряки гибли только случайно, от шальной пули.

В ноябре 2005 года сомалийские
пираты атаковали шедший из Александрии на Сейшеллы круизный лайнер Seabourn
Spirit, на борту которого находились 150 пассажиров, в основном американцев.
Атаку удалось отразить при помощи звуковой «пушки», управлявший ею судовой
старшина по безопасности был ранен осколком пиратской шрапнели.

 

Кат вместо рома

По мнению экспертов, попытки
справиться с пиратами оказываются неудачными еще и потому, что их количество
растет значительно быстрее тех мер, которые против них применяются. До недавнего
времени Международное морское бюро рекомендовало судам держаться далее 200
морских миль от побережья Сомали, считалось, что дальше этой зоны пираты уплыть
не способны. В последние месяцы этих мер предосторожности уже недостаточно:
разбойники совершают нападения в открытом море. По данным Международного
морского бюро, сомалийские пираты в настоящий момент используют четыре судна-базы,
внешний вид которых хорошо известен. Фотографии двух из них — рыболовных
траулеров — помещены на сайте Антипиратского центра Международного морского
бюро, название одного — Burum Ocean, другого — Arena или Athena.

В нынешнем году число нападений
на суда в этом районе увеличилось в два раза. По данным Эндрю Мвангуры,
координатора кенийской Программы помощи морякам, если в прошлом году общая
численность пиратских банд в Сомали составляла около ста человек, то сейчас она
увеличилась десятикратно. По словам моряков, побывавших в плену у сомалийских
пиратов, они оснащены по последнему слову техники — у них имеются спутниковые
телефоны, навигационные устройства, использующие систему GPS. «Доходы пиратов
составляют миллионы долларов. Значительная их часть инвестируется в деловые
предприятия в Объединенных Арабских Эмиратах и Кении. Другая часть идет на
финансирование боевиков, представляющих все стороны: правительственных
деятелей, полевых командиров, исламистов — все получают свою долю», — заявил
Мвангура.

По свидетельству журналистов и
сотрудников гуманитарных организаций, работающих в Сомали, бывшие убогие
рыбацкие деревушки в Пунтленде, превратившиеся в пиратские базы, переживают
экономический бум. На деньги, вырученные от выкупа, там строятся просторные
дома, пираты разъезжают на новеньких джипах. В деревнях открылось много новых
ресторанов, которые посещают пираты и иностранные моряки, дожидающиеся
освобождения. Идет бойкая торговля алкоголем. В публичных домах Джибути
сомалийских пиратов, спускающих за ночь тысячи долларов, встречают как самых
желанных гостей. Столицей пиратства в Пунтленде стала деревня Эйл, где
содержится большинство захваченных судов. Это место может считаться современным
эквивалентом столицы карибских пиратов XVII века — гавани Порт-Ройял на Ямайке.
Только вместо рома сомалийские «коллеги» Генри Моргана и Черной Бороды
предпочитают кат — содержащие наркотическое вещество листья, которые любят
жевать жители Йемена и стран Африканского Рога.

 

Загадочные посредники

По мере того, как растет
численность и оснащение пиратов, увеличиваются и их аппетиты. Средний размер
выкупа, полученный ими за одно захваченное судно, в прошлом году исчислялся
сотнями тысяч долларов, а в этом году показатель составил уже около миллиона
долларов. В последние же месяцы, когда количество нападений растет ежедневно,
речь уже идет о сумме в 1,7–1,8 млн. долларов. По оценке британского Королевского
института международных исследований (Chatham House), в нынешнем году общая
сумма полученных пиратами выкупов превысила 30 млн. долларов. По оценкам
экспертов страховой компании Hiscox, работающей на рынке Lloyd’s и страхующей
риски, связанные с похищением и выкупом, в том числе обусловленные пиратством,
к концу года доходы сомалийских флибустьеров составят около 50 млн. долларов.
Бюджет Пунтленда составляет 20 млн., стоит ли удивляться, что пиратство стало в
этих краях главной отраслью экономики?

По мнению экспертов, не последнюю
роль в развитии пиратского бизнеса играют информаторы и посредники, работающие
на сомалийцев в фешенебельных офисах Лондона, Дубая или Найроби.

Ведущий международный судоходный
бюллетень, лондонский Lloyd’s List, недавно провел расследование, показавшее,
что переговоры с представителями пиратов и выплата выкупа ведется в наши дни не
где-нибудь в африканской пустыне, а во вполне цивилизованных местах. Владельцев
судов и грузов представляют специализированные компании в области морской
безопасности, пиратов — посредники из числа сомалийской диаспоры за рубежом,
принадлежащие к тем же кланам, что и морские разбойники. Деньги перечисляются
на счета адвокатских фирм, имеющих клиентов-сомалийцев, которые затем
переправляют их на родину, используя неформальную систему денежных переводов,
известную под названием хаваля, через которую иммигранты мусульмане перечисляют
на родину из стран Запада часть своих заработков. Правда, в последнее время
пираты чаще всего уже требуют, чтобы выкуп доставлялся им наличными прямо в
Сомали.

В 2000 году сомалийские пираты
захватили испанский рыболовецкий траулер Albacore-4, который вскоре был
освобожден. «Ситуация разрешилась после того, как на переговорах было
достигнуто соглашение о выплате выкупа в Лондоне, — заявил в интервью одной из
газет испанской Страны Басков владелец судна Иньяки Латсага. — Там находятся
некоторые юридические фирмы, которые на этом специализируются, и похитители
имеют там контакты… Я думаю, всякий может судить об этичности действий этих
фирм, так что иногда задаешься вопросом, где находятся пираты — в Сомали или в
Лондоне».

Джеймс Уилкес, управляющий
директор компании Gray Page, которая специализируется на ведении переговоров об
освобождении заложников и захваченных судов, также считает, что сомалийские
пираты имеют сообщников за границей. «Эти ребята имеют источники и наблюдателей
во ”внешнем мире”, и они стремятся получить любую информацию о том, как
компании управляют ситуацией, чтобы усилить свою стратегию переговоров», — сказал
Уилкес в интервью Lloyd’s List.

 

Нельзя повесить на рее

Еще одной сложностью борьбы с
пиратами для ВМС западных стран является то, что их нельзя брать в плен. Из
всех западных стран самую решительную позицию в отношении пиратов занимает
Франция. Президент Николя Саркози в этом году отдал приказ об операции против
пиратов силами морского спецназа. В первый раз — в апреле, когда было захвачено
французское круизное судно Le Ponat, второй — в сентябре, когда была захвачена
яхта Carre d’As вместе с находившейся на ее борту французской семейной парой. В
обоих случаях французские боевые пловцы захватили нескольких пиратов и вывезли
их во Францию для суда. При освобождении Carre d’As один из разбойников,
попытавшийся оказать вооруженное сопротивление, был убит.

Другие страны предпочитают более
осторожную линию поведения. Например, датские военные моряки, захватившие в
море группу сомалийских пиратов, поразмыслив, отпустили их восвояси,
предварительно разоружив. А британское министерство иностранных дел предостерегло
моряков ВМС своей страны от попыток взять пиратов под арест. Мотив: сомалийцы,
оказавшись на британской территории, могут… попросить политического убежища. В
конце концов, отсидеть несколько лет в британской тюрьме и остаться на Альбионе
для жителей разоренной гражданской войной страны — не такая плохая перспектива.

В международном праве нет четких
норм о том, что делать с захваченными пиратами. Международное право считает
пиратством лишь те акты морского разбоя, что произошли в международных водах, в
территориальных водах те же деяния рассматриваются как «грабеж, совершенный в
море», и виновные подлежат юрисдикции стран, где они совершены. Но что это
означает в случае с Сомали, где фактически отсутствует судебная система, если
не считать шариатских судов? Попытка передать пиратов в руки властей любой
африканской страны, где действует смертная казнь, может стать поводом для
просьбы о политическом убежище. В суде демократической страны, если пираты не
были захвачены в момент атаки, доказать факт участия в преступном промысле
будет трудно. Правовой статус арестованных пиратов может быть сродни положению
исламистов, содержащихся на американской базе в Гуантанамо. Ведь американские
власти до сих пор не могут сообразить, куда деть талибов и джихадистов, завезенных
сгоряча из Афганистана и прочих горячих точек.

 

Кто заплатит за безопасность?

Многие скептически относятся к
возможности национальных ВМС кардинально изменить ситуацию в Аденском заливе
еще и потому, что это слишком дорого обойдется госбюджету, ведь постоянно
держать в регионе крупную военно-морскую группировку — дело весьма накладное.
«Если речь пойдет о том, что НАТО должна эскортировать отдельные суда, я думаю,
возникнут трудности. Например, кто будет платить за это?» — заявил недавно
генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. С аналогичными мнениями
выступают и представители коалиционной военно-морской группировки, несущей
службу в Аденском заливе. Заместитель командующего силами западной коалиции в
Индийском океане британский капитан Кейт Уинстенли заявил по поводу
сомалийского пиратства: «Мы не являемся решением этой проблемы. Многие люди
просто-таки подпрыгивают от нетерпения и кричат, что это мы должны ее решить.
Однако, говоря по-честному, корень этой проблемы находится на берегу, а наши возможности
ограничены. Ее причины выходят за рамки того, что могут сделать военно-морские
силы. У коалиции здесь есть 40–50 кораблей, но мы не можем сконцентрировать их
все в Аденском заливе, потому что у нас есть много других миссий». В связи с
этим капитан Уинстенли посоветовал морякам обратиться к услугам частных
компаний в области безопасности.

Что, судя по всему, они уже и
сделали. Недавно стало известно, что крупная американская охранная компания
Blackwater снарядила и намеревается в конце года направить к берегам Сомали
принадлежащее ей судно McArthur, способное нести на своем борту вертолеты.
McArthur не несет тяжелых вооружений, однако, как заявляет компания, частный
охранный корабль оснащен для «поддержки процесса обучения военных и сотрудников
органов правопорядка, операций с целью миротворчества и поддержания
стабильности». На борту McArthur будет находиться группа из 30–40 контрактников
Blackwater, имеющих при себе огнестрельное оружие.

Свои услуги по охране судов от
сомалийских пиратов сейчас предлагают многие охранные фирмы. Цены на рынке
зависят от квалификации охранников, профессионалы должны не только хорошо уметь
стрелять, но и знать международные правила поведения на море, чтобы избежать
нарушения международных законов. Услуги крупных компаний, таких, как
Blackwater, стоят на порядок больше, чем у мелких, только что созданных фирм.
По данным Lloyd’s List, средняя цена услуг — восемь тысяч фунтов стерлингов за
три дня и 12 тыс. фунтов за пять дней перехода в районе Аденского залива, в
течение которых судно будет сопровождать команда из трех невооруженных
охранников. Расценки увеличиваются примерно вдвое, если клиент хочет, чтобы
охрана была вооружена огнестрельным оружием, однако охранные фирмы обычно не
рекомендуют этот вариант. «Некоторые компании в этой сфере не разбираются в
морском бизнесе, иногда судовладельцы и операторы сами не вполне ясно всё
представляют. Существует больший риск, что их судно будет арестовано из-за
нарушения законов, чем будет атаковано пиратами», — считает Крис Остин из
британской компании Maritime&Underwater Security Consultants.

 

Выкуп за контейнер

Параллельно создается что-то типа
регулярной береговой охраны на коммерческой основе. В мае нынешнего года глава
временного правительства Сомали Абдуллахи Юсуф заключил предварительное
соглашение с французской компанией в области безопасности Sicopex, созданной
отставными высокопоставленными офицерами элитных частей французской армии и
спецслужб. Предполагается, что в течение трех лет французские советники
создадут в Сомали службу береговой охраны, которая будет бороться с пиратами и
собирать пошлину с иностранных рыболовных траулеров, а также обучат личных
телохранителей французского президента. Однако соглашение пока не вступило в
силу, поскольку у Сомали нет средств на оплату услуг компании, а это от 50 до
100 млн. евро в год. Ожидается, что создание морской охраны могут оплатить
международные доноры, такие, как ООН, Международная морская организация,
Всемирный банк, правительства Франции и Соединенных Штатов. Ранее две попытки
частных компаний наладить охрану сомалийских вод оказались безуспешными — в
конце 90-х это пыталась сделать английская компания Hart, а в 2005-м —
американская компания Topcat, которая отказалась от участия в программе, потому
что госдепартамент США счел, что это будет нарушением международного эмбарго на
поставки оружия в Сомали.

В целом большинство экспертов
считают, что при сложившихся обстоятельствах проблема вряд ли будет решена в
ближайшем будущем. «До тех пор, пока Сомали остается ”несостоятельным
государством”, пиратство там будет продолжать процветать. Весьма возможно, что
элементы внутри временного правительства Сомали получают доход от пиратства», —
заявил «Эксперту» Шон Кейн, аналитик частной британской компании AKE Group,
оказывающей услуги по управлению рисками клиентам, работающим в проблемных
регионах мира. До сих пор сомалийские пираты никогда не брали деньги за судно,
всё время выкуп выплачивался за освобождение судна и экипажа. А судно стоит
ничтожно мало по сравнению с тем, что оно перевозит. Что будет, если пираты
захватят контейнеровоз, идущий в Европу, на котором четыре-пять тысяч
контейнеров с товарами? Это сотни миллионов долларов. На контейнеровозе есть
всё — от новогодних хлопушек до ноутбуков и мотоциклов Kawasaki. Хватит на всё
Сомали. Если выкуп начнут платить владельцы грузов, суммы могут быть на порядок
больше. И тогда в Сомали потянутся люди посерьезнее, например, организованные
преступные группировки.

 

Наценка за риск

Защита от пиратов дорого
обходится судовладельцам, ведь деньги, необходимые для выкупа, они чаще всего
платят из своего кармана. Хотя в некоторых случаях часть суммы выкупа или даже
вся сумма может покрываться за счет страховки. Традиционно такие выплаты
осуществлялись по полисам страхования корпуса судна или страхования военных
рисков.

В последние месяцы в связи с
ситуацией в Сомали на международной бирже морского страхования Lloyd’s
предлагаются специализированные страховые продукты на случай рисков, связанных
с пиратством. Так, по сообщению Lloyd’s List, компания Swinglehurst в
дополнение к такого рода полису, покрывающему убытки на сумму до 75 млн.
долларов, предлагает услуги частных охранников из компании Hart, бывших морских
пехотинцев, которые будут сопровождать суда в опасных с точки зрения пиратства
районах. По условиям полиса охранники будут использовать только нелетальное
охранное снаряжение, такое как звуковые пушки, и не будут иметь огнестрельного
оружия. Присутствие на борту вооруженных охранников многие страховщики
расценивают как фактор риска и повод для отказа в выплате компенсации ущерба.
Многие страны вообще запрещают нахождение вооруженных людей на борту судов,
ходящих под их флагом.

Рост стоимости страхования
судоходства в Аденском заливе тоже ложится тяжким грузом на судовладельцев,
приводит к росту страховых тарифов. По данным страховой компании Hiscox, за
последний год стоимость страхования рейса торгового судна через Аденский залив
от риска захвата и выплаты выкупа увеличилась в десять раз — с 900 до 9000
фунтов стерлингов (13,5 тыс. долларов).

Кроме того, в начале октября
между Международной федерацией транспортных рабочих (ITF) и Международным
согласительным форумом, в который входят федерации разных категорий
судовладельцев, была достигнута договоренность, что за время прохождения Аденского
залива все моряки будут получать двойную ставку зарплаты (стандартная ставка
моряка, входящего в профсоюз, составляет около 30 долларов в день). По
подсчетам Lloyd’s List, эта мера будет стоить судоходной отрасли по меньшей
мере 24 млн. долларов в год, не считая значительно более крупных зарплат
капитанов и других старших чинов.

С учетом огромного потока судов,
проходящих через Аденский залив, риск пиратства грозит обернуться для отрасли
морских перевозок сотнями миллионов долларов дополнительных расходов.

 

Повторение кошмара

Когда-то Сомали, бывшая
британская и итальянская колония, являлось для европейцев популярным морским
курортом. Пришедший в 1969 году к власти генерал Сиад Барре одно время пытался
строить социализм с помощью СССР, однако в 1974-м он развязал войну против
просоветской же Эфиопии, после чего Москва отказала ему в поддержке. Со времени
падения в 1991 году режима Барре никакой власти в Сомали не существует, разные
его части контролируют вооруженные группировки племенных кланов, поддерживающие
связи с вожаками пиратских шаек. В разных районах бывшего Сомали на базе
местных союзов племен появилось несколько никем не признанных
квазигосударственных образований. Оплотом пиратства считается полуавтономная
область Пунтленд, расположенная в северо-восточной прибрежной части
Африканского Рога.

В начале 1990-х администрация
президента США Уильяма Клинтона пыталась построить в Сомали демократическое
государство силами спецназа. В 1993 году в сомалийской столице Могадишо
американцы вступили в кровопролитный бой с боевиками, потеряв 18 человек
убитыми и два вертолета (со стороны сомалийцев погибло около 300 человек). По
рассказам американских военных, вместе с боевиками против них с автоматами
наперевес шли женщины и дети. В Вашингтоне сразу осознали, что ввязываются в
гражданскую войну в регионе, не имеющем для США первостепенной важности. После
этого международное сообщество постаралось забыть о Сомали как о кошмарном сне,
который теперь нежданно-негаданно напомнил о себе.

Первыми сомалийскими пиратами
были рыбаки, оказавшиеся без средств к существованию. В начале 1990-х, когда
экономическую зону страны стало некому охранять, в местные лазурные воды
ринулись западные и азиатские рыболовные суда на хищнический промысел рыбы,
главным образом ценного тунца, чтобы сбывать его за немалые деньги на рыбном
рынке в Токио. Разъяренные сомалийские рыбаки нападали на конкурентов,
захватывая их траулеры. По свидетельству побывавших в Сомали гуманитарных
работников, остовы этих судов до сих пор ржавеют на берегу близ рыбацких
деревень. Затем сомалийцы сообразили, что затапливать иностранные суда и
отпускать экипажи не к лицу рачительным хозяевам. Гораздо рациональнее
потребовать за них выкуп.

В 1999 году администрация
Пунтленда при помощи британской частной компании в области безопасности Hart
Security попыталась организовать службу береговой охраны, которая должна была
обеспечить безопасность судоходства и бороться с пиратами. Иностранные
инструкторы начали обучение группы из 70 сомалийцев, которые должны были служить
в ней. Однако денег на то, чтобы профинансировать начинание, не нашлось,
программа была свернута в 2002 году. Судя по рассказам иностранных моряков,
побывавших в плену у пиратов, получившие подготовку у западных инструкторов
сомалийцы пополнили ряды пиратов, составив наиболее квалифицированную их часть.

Черным годом для сомалийских
пиратов стал 2006-й, когда контроль над большей частью страны установили
боевики Союза исламских судов, внутри которого эксперты различают как
радикальные, так и умеренные элементы. Новые власти жесткой рукой пресекли
пиратство, примерно на полгода мореходы смогли вздохнуть спокойно.
Администрация Джорджа Буша восприняла приход исламистов к власти как серьезную
угрозу. По данным американских спецслужб, именно в Сомали находилась база
террористов, организовавших в 1998 году взрывы американских посольств в Кении и
Танзании, после которых имя Усамы бен Ладена стало широко известно в мире. В
2006 году Пентагон и ЦРУ создали антитеррористический союз «светски»
настроенных полевых командиров, которые при поддержке соседней христианской
Эфиопии (исторического недруга Сомали) прогнали исламистов на юг страны.

После того как власть
переменилась, пиратство в Сомали снова расцвело. Международно признанное
временное переходное правительство страны, которое, впрочем, не контролирует
большую часть ее территории, официально дало разрешение иностранным кораблям
атаковать пиратов в сомалийских территориальных водах. Однако известно, что
переходное правительство Сомали состоит из представителей тех же кланов, что и
администрация автономного региона Пунтленд — оплота пиратства. По мнению
осведомленных экспертов, пиратские шайки отдают часть сумм, полученных в
качестве выкупа за освобождение кораблей, командирам вооруженных формирований
или политическим деятелям, близким к переходному правительству Сомали и
администрации Пунтленда, пользуясь их негласным покровительством. Тем более что
многие пираты принадлежат к тому же самому клану маджиртин, что и президент
временного переходного правительства Сомали генерал Абдуллахи Юсуф Ахмед, в
прошлом президент Пунтленда.

Алан Бадов, «Эксперты Украины»