Стоимость фрахта крупнотоннажных судов упала с июня до ноября на 98,4%, – Wall Street Journal

2008-11-21 08:01:45

Мировой экономический спад может привести к полномасштабному транспортному кризису в секторах воздушных и морских перевозок в Азии и других регионов.

Крупнейшие компании отрасли
обсуждают сокращение рабочих мест и вывод части воздушных и морских судов из
эксплуатации, поскольку объемы грузоперевозок снижаются в связи с ослаблением
спроса, а стоимость фрахта опустилась до того уровня, когда ряд перевозчиков
работают в убыток.

Клиринговая палата морских
грузоперевозок Baltic Exchange провела в среду конференцию в Лондоне, одной из
основной тем которой стало нарушение договоров как клиентами, так и операторами
сухогрузных перевозок, пишет газета The Wall Street Journal.

Доверие в отрасли зависит от
выполнения договорных условий всеми сторонами. В результате падения стоимости
фрахта за последние несколько недель клиенты выходили из имеющихся договоров и
заключали новые – по более низким ставкам.

Средняя стоимость фрахта
крупнотоннажных судов упала за период с 5 июня до 17 ноября на 98,4%, с почти
$234 тыс. в сутки до $3670, и сейчас даже близко не окупает затраты на их
эксплуатацию.

Один из судовладельцев, чье имя
не называется, предложил провести 25- или 30-дневную забастовку, чтобы
напомнить клиентам о важности грузоперевозок, но это предложение не нашло
поддержки.

Кризис сухогрузных перевозок
усугубляется сложной системой сделок, в ходе которых операторы фрахтуют
сухогрузные суда у их владельцев, а затем передают их другим фрахтователям,
рассчитывая зафиксировать прибыль.

При этом владельцы судоходных
компаний опасаются финансовой нестабильности своих контрагентов в этих длинных
цепочках, что уже привело к приостановке ряда сделок за последние шесть недель
и грозит в дальнейшем обострением проблем на этом рынке.

Участники встречи обсудили
возможности создания центральной клиринговой палаты, которая смогла бы решить
вопросы с ответственностью компаний, но к единому мнению они так и не пришли.

Одним из показателей серьезности
положения отрасли стало заявление сингапурской Neptune Orient Lines Ltd. о
сокращении 1000 рабочих мест (9% персонала), выводе из эксплуатации своих судов
и закрытии главного офиса в США.

Этим меры должны помочь компании
сэкономить $200 млн в течение 2009 года – в противном случае ей грозит
банкротство.

"Негативные условия на рынке
являются беспрецедентными за всю историю нашей отрасли, – отметил глава Neptune
Orient Рон Уиддоус, – то, что мы видим сейчас, выходит за рамки обычно
циклического спада".

Наиболее резко сокращаются
грузоперевозки в Азии и ввоз товаров в Азию, в том числе в связи с охлаждением
спроса на сухогрузы (например, железную руду и уголь) в Китае.

Грузовые и пассажирские
авиаперевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе страдают в результате замедления
экономического роста и рецессии в Японии, Гонконге, Австралии.

Так, Air New Zealand Ltd.
сокращает 200 рабочих мест, в основном экипажи самолетов, осуществляющих
перевозки на дальние расстояния.

Гонконгская авиакомпания Cathay
Pacific Airways Ltd. урежет бонусы, выплачиваемые сотрудникам по итогам года, в
два раза.