2008-11-18 15:02:40

Международное рейтинговое агентство Moody’s понизило корпоративный рейтинг транспортной группы FESCO с “B1” до “В2”, рейтинг компании по национальной шкале понижен с “A2.ru” до “A3.ru”. При этом рейтинги остаются на пересмотре с возможностью дальнейшего понижения.

"Ухудшение рейтингов
отражает опасения Moody’s, касающиеся возможных последствий текущих негативных
рыночных условий для финансовой гибкости компании, учитывая ее зависимость как
от сферы перевозок, так и логистики", – отмечает вице-президент и старший
кредитный аналитик Moody’s Марко Ветулли.

По его словам, Moody’s ожидает
ухудшения результативности FESCO в 2009г., а также ее кредитных показателей в
связи с ухудшением рыночной ситуации. Кроме того, как считает М.Ветулли,
ожидаемые доходы и сокращение денежного потока создает неопределенность,
касающуюся того, сможет ли компания соответствовать финансовым ковенантам в
рамках своих кредитных линий, сообщает SeaNews.

Банки, кредитующие FESCО,
продолжат поддерживать компанию, уверены в Moody’s. Однако увеличение стоимости
привлечения денежных средств компанией может создать дополнительную нагрузку на
ее денежный поток. Снижение темпов экономического роста в РФ и значительное ухудшение
ситуации на мировых рынках капитала также может негативно сказаться на
финансовой гибкости компании.

Как объяснили в Moody’s,
ухудшение рыночной ситуации связано как с падением фрахтовых ставок, со
снижением спроса и в целом с кризисом мировой экономики. В агентстве ожидают
снижения спроса как в сегменте логистики, так и в области морских перевозок.
Финансовая отчетность многих игроков на рынке логистики (например, Deutsche
Post и TNT) подтверждает эти выводы. В целом логистика и шиппинговый сектор (если
говорить не только о России, рынок корой больше зависит от спроса на сырье)
будут испытывать на себе отсутствие спроса, поскольку упадет и потребительская
активность.

“Кроме того, на развитие этих
сегментов рынка оказывают и такие факторы, как ликвидность банковского сектора.
Многие ключевые клиенты судоходных компаний привлекают кредиты для доставки
своего товара. Отсутствие доступа к этим инструментам скажется на спросе. Это
особенно скажется на рынке перевозок сухих грузов. Но мы должны принять во
внимание то, что FESCO является сильно диверсифицированной компанией, и поэтому
она не сильно пострадает от снижения активности на данном рынке“, – подчеркнул
представитель Moody’s.

Как рассказал Владимир
Сергиевский, аналитик ИК “ФИНАМ”, “существует мнение, что, когда рейтинговые
агентства снижают рейтинги, можно задумываться о покупки этих компаний
(поскольку рыночные котировки реагируют существенно оперативнее рейтинговых
агентств). Однако, на наш взгляд, FESCO – не этот случай”.

Аналитик отмечает, что в
последние годы FESCO реализовывала (и продолжает реализовывать) амбициозную
стратегию по созданию многопрофильного транспортного оператора. Для
осуществления этой стратегии запланирован большой объем капитальных инвестиций,
преимущественно за счет долговых источников финансирования. Снижения рейтинга,
по его словам, может негативно отразиться на способности компании привлекать
финансирование на и без того очень ”узком” долговом рынке.

По оценке В.Сергиевского,
”изначально стратегия компании бела абсолютно оправданной, однако сейчас
ситуация принципиально изменилась. В условиях ограниченного доступа к кредитным
ресурсам и снижения спроса на транспортном рынке мы отмечаем резко возросшие
риски для FESCO”.

В самом FESCO заявили, что
снижение рейтинга не является для компании неожиданностью. «Мы очень
обстоятельно и плотно обсуждали ситуацию со специалистами агентства в течение
нескольких месяцев, – рассказал SeaNews директор департамента акционерного
капитала FESCO Станислав Вартанян. – Этот шаг носит отраслевой характер. Те
параметры отраслевой модели, на основании которых агентство анализировало
компанию год назад, неприменимы к изменившимся условиям рынка сегодня».