2008-11-17 18:07:37

После майского заседания в Бухаресте Сторон Конвенции ЭСПОО (ЕЭК ООН) в украинских СМИ тема реализации проекта ГСХ «Дунай-Черное море» поднималась исключительно в контексте работы Украины по имплементации Решений Сторон конвенции про оценку влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция ЭСПОО).

В окончательных выводах
соответствующей комиссии Конвенции, которое базируется на предложениях Румынии
и Украины, правительству Украины указывается: остановить работы по реализации
проекта, отозвать окончательное Решение о реализации проекта и выполнить шаги
по выполнению положений конвенции. В противном случае пригрозили вынесением
предупреждения.

Следует отметить, что судоходство
на Дунае регулируется не конвенцией ЭСПОО, а Белградской конвенцией. И в рамках
положений этой Конвенции главный оппонент украинского проекта «Дунай – Черное
море» – Румыния, предпринимает значительные усилия по вытеснению Украины из
международного судоходства.

Для понимания тех процессов,
интриг и переговоров, которые сегодня ведутся вокруг украинского проекта ГСХ
«Дунай-Черное море» давайте рассмотрим обе Конвенции и их влияние на Украину.
Это позволит Украине переоценить те процессы, которые сегодня происходят при
переговорах Украины с Румынией в рамках конвенции Еспоо.

 

Украина сама сдала «козырные
карты» Румынии на заседании комиссии Еспоо

Работу правительства Украины по
лоббированию интересов государства в рамках Конвенции ЭСПОО иначе как бездарной
назвать нельзя. Посудите сами, если в 2007 году решения комитета Конвенции были
достаточно мягкими и лояльными в отношении реализации Украиной проекта ГСХ
«Дунай-Черное море», то в 2008 году ситуация кардинально изменилась – от
встречи к встрече, комитет принимает все более неприятные для нас решения.
Последнее заседание – ярчайший тому пример.

Редакция располагает копией письма Исполнительного  секретаря, заместителя Генерального секретаря
ЕЕК ООН господина Марека Белка, в котором отмечается, что Украина не совсем
правильно интерпретирует  рекомендации
Комитета по имплементации, и что Украина, выполнив условие по прекращению всех
видов работ по второй очереди украинского проекта (на самом деле эти работы еще
на начались), должна обеспечить: «шаги, которые будут выполнятся Украиною
касательно применения соответствующих положений Конвенции в будущем, должны
также включать какие-либо  дальнейшие
работы, связанные с первым этапом проекта, включая операционные и эксплутационные
работы».

Таким образом, Украину лиши права
выполнять любые виды работ по проекту, и при этом, для контроля, господин Белка
просит Правительство Украины предоставить до 28.02.2009г  и  до
31.08.2009г отчеты Комитету ЭСПОО  по
выполнению этих шагов.

До Встречи в Бухаресте украинская
сторона не удосужилась активно поработать, чтобы смягчить проект решения или
как минимум его отстоять.

В процессе  заседания Сторон в Бухаресте украинская
делегация подготовила проект «компромиссного решения» в виде письма от Вице-премьера Г. Немыри. В
окончательном тексте этого письма на имя М. Белки указывалось, что Украина
«готова пересмотреть Окончательное Решение по проекту ГСХ» и «могут быть
назначены и проведены дополнительные консультации со сторонами, на которые
влияет проект».

По сути, этим письмом было признано,
что Украина не выполнила положений Конвенции и самое главное – была
перечеркнута вся предыдущая многолетняя работа Правительства по отстаиванию
позиции в части отсутствия фактов значительного трансграничного влияния  украинского проекта по восстановлению
судоходства в Килийской дельте р. Дунай.

Это письмо сыграло роковую роль
при принятии решения на заседании Сторон в Бухаресте, определении позиции  Администрации Конвенции ЭСПОО (ЕЭК ООН) и в
дальнейшем процессе реализации украинского проекта.

 Румынская сторона моментально воспользовалась
тем, что член Украинского Правительства письменно признал факт невыполнения
Конвенции, и тем самым ее предыдущие обвинения в адрес Украины являются
обоснованными.

Секретариат Конвенции и многие
участники заседания Сторон были в замешательстве, это письмо пошатнуло их
нейтральную позицию и с учетом настойчивых предложений Румынии были приняты
значительно более жесткие решения: во-первых – приостановить работы, во-вторых
– отозвать окончательное решение и, в-третьих – выполнить соответствующие
положения Конвенции.

Почему так происходит? Ответ
прост – нынешнему правительству проект ГСХ «Дунай-Черное море» не нужен,
непонятен и неудобен.

Вместо того, чтобы заниматься его
реализацией и выходом на полное развитие (напомним, что первая очередь проекта
была построена еще в 2004 году), наше правительство представляет Румынии все
возможности для того, чтобы сделать реализацию этого проекта для Украины
невозможной.

Например, уровень
представительства Украины на встречах Комиссии очень низок, руководители
высшего звена лоббированием проекта просто не занимаются – на последней встрече
Комиссии Украину представлял заместитель директора ГП «Дельта-лоцман».
Очевидно, лоббирование проекта ГСХ Минтранссвязи и ГП «Дельта-лоцман» было не
интересно.

 

Фактически, проект «Дунай-Черное
море» по-тихому «спускают на тормозах».

 

Апофеозом в этом «спектакле»
стало Решение вице премьер-министра Украины Г.Немыри от 11 августа 2008 года об
отзыве Украиной окончательного решения про выполнение второй фазы проекта
возобновления ГСХ «Дунай-Черное море» на украинском участке дельты Дуная с
целью «доработки».  Под этим решением
стоят также подписи трех министров – министра охраны окружающей природной среды
Украины, Г.Филипчука, министра иностранных дел, В.Огрызко и министра транспорта
Украины, Й.Винского.

Таким образом, Украина вместо
защиты национальных интересов «усердно» выполняет п.п. 2 из 3 рекомендации
Конвенции Еспоо тем самым губит проект «Дунай-Черное море».

В третьем пункте – требуется
выполнение положений Конвенции и предусматривает проведение двусторонних
консультаций Украины и Румынии. Кстати, таких двухсторонних консультаций в
период только 2007 года проведено более десятка на которых Украина представляла
соответствующие документы, экспертные заключения и выводы экологического
мониторинга, а позиция Румынии осталась прежняя – украинский проект несет
значительную угрозу экологии и имеет трансграничное влияние.

В ходе сегодняшних встреч
украинских и румынских экспертов повторяется ситуация предыдущих
переговоров.  Очень жаль, что
уступки  Украины   (которые были описаны нами выше) дают повод
Румынии затянуть вопрос согласования и не допустить реализацию Украинского
проекта.

Например, 15-16 октября прошла
встреча между украинской и румынской сторонами по реализации проекта
восстановления глубоководного судоходного хода «Дунай-Черное море». Встреча
проходила в Министерстве охраны окружающей среды Украины между украинскими и
румынскими экспертами. Эксперты обсуждали План действий Украины по имплементации
Решения IV/2 принятого на Четвертой встрече Сторон конвенции Еспоо.

Стороны не пришли к согласию –
представителями Украины был предложен график выполнения процедур Конвенции в
течение 9 недель, в то время, как румынская делегация готова пройти те же
процедуры не меньше чем за 15 недель. Протокол разногласий был представлен на
рассмотрение Секретариата Конвенции.

Казалось бы «нелогичные» действия
Румынии дают нам повод задуматься – то ли Румыния не уверена в своей позиции,
то ли подстраховывается, причем, ключевым фактором является время.

 

Фактор времени и Белградская
Конвенция

 

И тут мы подходим к тем
процессам, которые происходят в рамках Белградской конвенции – основного
документа, который регулирует судоходство на Дунае.

Дунайская Комиссия подготовила
проект изменений в Белградскую Конвенцию. Процесс пересмотра Конвенции начат в
1992 году, но особую активность он приобрел, начиная с 2002 года. Одним из
возможных факторов этой активизации явилось присоединение в 1998 году к
Белградской Конвенции Германии, Хорватии и Молдовы. Кроме того, после
последнего расширения ЕС в Дунайской комиссии образовалось абсолютное
большинство – из 11 стран-членов – 6 являются членами Евросоюза. Также, к
Конвенции присоединились Франция, Турция и сам Евросоюз как «договаривающиеся
государства» с идеей голосования «Один голос плюс шесть».

А уже в июне 2008 года был готов
новый (пересмотренный) текст Конвенции, который был окончательно согласован и
готов к подписанию на дипломатической Конференции. Конференцию планировалось
провести властями Сербии в конце ноября 2008 года, одновременно с юбилейным
празднованием подписания Конвенции 1948 года. Однако, мероприятие было
перенесено. Как сообщает администрация Дунайской комиссии, этой датой будет
июнь-сентябрь 2009 года.

Перенесение времени подписания
Конвенции связано с тем, что стороны не достигли согласия в Статье 3. «Водный
путь» и Статье 4 Протокола к новой Конвенции, (формулировки предложены
Румынией):

Ст.3 – «до объявления
естественного или искусственного участка реки Дунай судоходный Совет
(подразумевается Дунайская Комиссия) убедился, что соответствующий участок
отвечает критериям, установленным в настоящей Конвенции…».

Ст.4 – «до момента провозглашения
последующих участков Дуная в качестве судоходных, судоходный участок Дуная
будет представлен участком, подпадающим под сферу действия Белградской
Конвенции».

Как утверждают украинские
эксперты, такая формулировка ст.3 означает, что канальное соединение Румынии
(Сулинский канал) уже соответствует новой Конвенции, в то время как остальным
государствам нужно будет это доказывать через Совет по определенным (когда?
как? кем?) критериям. Что касается формулировки ст.4., то она фактически
означает, что украинский ГСХ не имел перспектив существования.

Стоит отметить, что такие
предложения Румынии задевают не только интересы Украины, но и других
европейских государств. На последнем совещании Подготовительного комитета по
пересмотру Конвенции, вокруг этих статей произошло основное расхождение мнений.
В последний момент было принято компромиссное предложение Австрии по ст.4:
“Совет примет решение о пригодности для судоходства всех участков реки Дунай на
своей первой сессии после вступления в силу пересмотренной Конвенции. До тех
пор судоходные участки Дуная будут представлены участками, подпадающими под
действие Белградской конвенции на дату подписания настоящего Протокола» (см.
Протокол о внесении изменений в Конвенцию).

Таким образом, Румыния прекрасно
выполняет свой план по созданию преград в реализации украинского проекта
«Дунай-Черное море» путем обращений в международные экологические организации
(в том числе, Конвенцию ЭСПОО), с целью приостановления его строительства. В то
же время, через Дунайскую комиссию, лоббируются поправки к Белградской
конвенции, цель которых, не допустить включение недостроенного украинского
судового пути, как участка международного судоходства, в сферу действия
Белградской конвенции.

Поправка Австрии к новой
Белградской конвенции и фактор времени дает возможность Украине выполнить
необходимые процедуры, чтобы ГСХ «Дунай-Черное море» попал под действие новой
Белградской конвенции к моменту ее подписания (июнь-сентябрь 2009 года).

Именно этого опасается Румыния,
именно поэтому ее усилия сегодня направлены на затягивание переговорного
процесса для недопущения реализации украинского проекта «Дунай – Черное море».

 

Кто виноват?

 

Руководство ГП «Дельта-лоцман» и
Минтранс Украины обрели надежного помощника в лице лоббистов Румынской стороны
в вопросе обоснования затягивания реализации проекта. Имея на руках выводы и
рекомендации Комитета Конвенции Еспоо, они всегда могут заявить, что это не их
вина, что проект не был завершен.

Стоит напомнить, что Министр
транспорта и связи И.Винский грозился убрать А.Голодницкого с должности, если
проект ГСХ «Дунай-Черное море» не будет завершен. Год уже заканчивается. Можно
сказать, что упущенное самое благоприятное время (весенне-летний сезон) уже не
вернешь, а в оставшееся время (осенне-зимний сезон) закончить проект уже не
реально.  Практически реализация проекта
провалена. Несмотря на громкие заявления Руководства Минтранссвязи и ГП
«Дельта-лоцман» даже не выполнены объемы первого этапа. Но очевидно, у министра
руки все не доходят до этого дела.

Наряду с этим, новые подрядчики
продолжают усердно осваивают бюджетные средства и прибыль  государственного предприятия. Открытой
информации по этому вопросу нет.

В самый удачный период  для реализации государственного проекта
руководство ГП «Дельта-лоцман» начало реорганизацию
предприятия. Также в этот период, на предприятии была объявлена «оптимизация
численности персонала», которая, опять же, продолжается в судах. Администрацией
был создан второй (подконтрольный)
профсоюз работников ГП «Дельта-лоцман». В общем, руководству предприятия было
не до ГСХ «Дунай-Черное море».

Все это дает основание оценить
перспективы судового хода «Дунай-Черное море», как весьма туманные.

 

Что же будет с Родиной и с нами?

 

Несмотря на откровенный саботаж
проекта ГСХ руководством ГП «Дельта-лоцман» и Министерством транспорта и связи,
у Украины еще есть шанс отстоять свои национальные интересы.

За оставшийся до подписания
Белградской Конвенции срок, необходимо провести двусторонние консультации на
уровне послов стран-участников Конвенции и руководителей соответствующих
министерств, то есть реальный шанс стать важнейшим игроком в соединении
река-море по трассе 7-го транспортного коридора. Одновременно нужно завершить
работы по строительству ГСХ на украинском участке Дуная до момента подписания
Белградской конвенции. Как следствие, Украина получит предмет «торга» с
Европейским союзом по многим экономическим и политическим вопросам.

Европейские страны, которым не
нравится монополия Румынии, вполне могут стать нашими союзниками в этом вопросе
– в первую очередь, это Германия, Австрия, Франция и Россия. Решающее значение
будет играть позиция Европейского союза, консультациям с которым, нужно уделить
особое внимание.

Работа должна проводиться по всем
направлениям, например, в настоящее время идет подготовка «усиленного»
соглашения Украина – Европейский Союз, которое может быть готово в 2009 году. В
раздел «Транспорт» этого документа необходимо включить проект «Дунай-Черное
море», если это удастся сделать – это создаст фундамент для дальнейших
переговоров с Евросоюзом.

Шанс не простой и требующий
системной работы. Необходимо более настойчиво и компетентно отстаивать свои
национальные интересы  на уровне ведомств
и Правительства и, возможно, необходимо поучится этому у Румынии и других
стран, которые стараются выполнять рекомендательные Конвенции, но отстаивая
свои национальные интересы. Еще не все упущено и при системной работе можно
отстоять украинский проект.

 

P.S.    Странное совпадение повторяется в последние
годы: в 2005 году, когда  был загублен
проект «Дунай – Черное море» и государству был нанесен ущерб в размере более
двух сотен миллионов гривен,  и сейчас,
когда Украину просто вытесняют с Дуная директором «Дельта-лоцман»,
предприятия-заказчика ответственного за реализацию проекта, является Александр
Голодницкий.

Александр Диордиев,  для ИА «Морские бизнес-новости Украины»
(www.mbn.in.ua)