Угольщики инициируют снижение ж/д тарифов

2008-11-17 14:45:03

14 ноября 2008 г. на встрече представителей угольной отрасли Украины с правительством были согласованы меры, направленные на поддержку угольной отрасли в условиях мирового финансового кризиса.

В частности, за счет средств стабфонда предполагается
создать госрезерв энергетического угля, ввести льготные тарифы на грузовые ж/д
перевозки и квоты на импорт коксующегося угля. Кроме того, Кабмин планирует
добиться пролонгации на год сроков погашения кредитов, выданных госшахтам
коммерческими банками, и привлечь в угольную отрасль частные инвестиции,
передает CBI.

В ближайшее время Кабинет министров разработает и одобрит
план антикризисных мер по поддержке предприятий угольной отрасли в условиях
мирового финансового кризиса, заявила вчера на заседании координационного
совета по вопросам урегулирования кризисной ситуации в отрасли премьер-министр
Юлия Тимошенко.

В первом пункте протокольного решения этого совещания
говорится, что поддержать отрасль правительство намерено за счет обеспечения в
полном объеме бюджетного финансирования угольной отрасли, в частности из
спецфонда госбюджета на текущий год.

По словам председателя профсоюза работников угольной
промышленности Украины, народного депутата Виктора Турманова (Партия регионов),
одна из основных мер, принятых на вчерашнем совете,– создание госрезерва
энергетического угля за счет средств стабилизационного фонда. "Из-за
снижения спроса на угольных предприятиях Украины сегодня накопилось свыше 2 млн
т угля, а продажа энергетического угля в госрезерв позволит восстановить
ликвидность шахт",– говорит он. Это должно позволить предприятиям
выплатить долги по заработной плате, которые, по словам госпожи Тимошенко,
сейчас превышают 153 млн грн. А по данным министра угольной промышленности
Виктора Полтавца, до конца 2009 года на нужды отрасли необходимо не менее 730
млн грн.

Председатель независимого профсоюза шахтеров Украины,
народный депутат Михаил Волынец (БЮТ) рассказал, что скопившийся на складах
госшахт коксующийся уголь планируется продавать металлургам. Для стимуляции
продаж правительство разрабатывает механизм введения квот на его импорт. По
мнению аналитика ИК Dragon Capital Сергея Гайды, сейчас украинские госшахты
предлагают металлургам коксующийся уголь в среднем по $175/т, в то время как
спотовые цены на более качественный российский уголь на границе Украины –
$120-130/т.

Кабмин обязал Минтрансвязи ввести льготные тарифы на
грузовые ж/д перевозки для угольных предприятий по аналогии с уже действующими
для предприятий горно-металлургического комплекса. Напомним, с 1 сентября
металлурги получили скидки на грузовые ж/д перевозки по Украине в размере 10%.
Кроме того, на время кризиса правительство предлагает перевести угольные
предприятия во II класс потребителей электроэнергии, что на 10-11% снизит для
них ее стоимость. Помимо этого правительство планирует добиться от Нацбанка
пролонгации на год погашения кредитов, выданных госшахтам коммерческими
банками, и привлечь в угольную отрасль частные инвестиции.

Председатель совета арендаторов шахты им. Засядько, народный
депутат Ефим Звягильский (ПР) считает, что заявленные Кабмином меры улучшат
ситуацию в отрасли. "Но как бы это не осталось только заявлениями",–
отмечает он.

По мнению банкиров, Кабмин может столкнуться с трудностями
при пролонгации на год погашения кредитов, выданных госшахтам коммерческими
банками. "Этот вопрос несколько не по адресу, его должны рассматривать
коммерческие банки исходя из тех возможностей, которые у них есть. Со своей
стороны мы не будем им запрещать пролонгировать такие кредиты и требовать
дополнительного резервирования под эти займы",– говорит первый зампред
Нацбанка Анатолий Шаповалов. Привлечение же в угольную отрасль частных инвестиций
может быть заблокировано Фондом госимущества.