Причины атаки на Ильичевский морпорт

2008-11-11 08:13:35

Если бы сомалийские пираты знали, как зарабатывают деньги, хоть и коллеги-рейдеры, но всё же “сухопутные крысы”, удавились бы от зависти. Шутка ли, без лишнего шума, без стрельбы, без заложников, без требований о выкупе — и уже владелец Ильичевского морского торгового порта (ИМТП).

Для чего брать в заложники
команду, а потом бегать по палубе и искать для неё же воду, еду и лекарство?!
Зачем требовать выкуп?! Ведь всё равно будут торговаться, и в итоге придётся
согласиться на ящик водки. Для чего было оставаться на воде, тем самым отрезав
себе путь к отступлению?! Если “морские котики” всё-таки плюнут на жизнь
команды “Фаина” и пойдут в наступление, то пираты будут рады даже смерти. Уж
если так хотелось пострелять и красиво умереть в бою, то надо было напасть на
американский крейсер. Славы захотелось?! Но в итоге настроили против себя весь
мир. То ли ещё будет.

То ли дело в Украине. Если бы
сомалийские пираты знали, как зарабатывают деньги, хоть и коллеги-рейдеры, но
всё же “сухопутные крысы”, удавились бы от зависти. Шутка ли, без лишнего шума,
без стрельбы, без заложников, без требований о выкупе — и уже владелец
Ильичевского морского торгового порта (ИМТП). Захват корабля — разовая
операция, которая может закончиться печально. А вот захватив Ильичевский
морской торговый порт, можно потом спокойно “снимать сливки”. Пока верные
клевреты разворовывают предприятие, в это время самому лежать на пляже
какого-нибудь острова в обнимку с топ-моделью и пить мартини, поглядывая вдаль
на дураков, мечущихся по палубе и палящих в воздух.

Правда, есть одна проблема у
рейдеров. На защиту ИМТП встали профсоюзная организация предприятия, начальник
порта Геннадий Скворцов и рабочие, которые не побоялись противостоять продажным
судьям, бывшему начальнику Руслану Родзяховскому, который полностью
подконтролен рейдерам из компании “Укртрансконтейнер” и Министерству транспорта
и связи. Это вкратце.

Теперь с чувством, с толком и с
расстановкой. С начала ноября 2006 года ИМТП получил, в лице начальника
Геннадия Скворцова, шанс возродится. Хоть и не из “пепла”, но то, что
предприятие было практически банкротом благодаря деятельности Руслана
Родзяховского, факт. Ещё немного и порт ушёл бы с молотка по бросовой цене и
рейдеры спокойно бы закончили начатое, то есть вконец разворовать предприятие.

Всё началось три года назад. В
2005 ИМТП подписал договор №435-о о СД между ЧП “Укртрансконтейнер” (УТК) и
ИМТП. Согласно договору, взнос порта — недвижимое имущество, взнос УТК —
оборудование и частично денежные средства на реконструкцию причалов. Вот только
ИМТП выполнило условия договора и внесло имущество, а УТК свои обязательства
выполнило не полностью. Уже в следующем 2006 году, когда начальником порта был
Руслан Родзяховский, было решено передать первый и второй причалы ЧП
“Укртрансконтейнер”. Рейдерская схема, по которой должны были 1 и 2 причалы
перейти в собственность УТК, очень напоминала ту, которая была применена к
петербургскому “Морскому порту”. Поэтому немного отвлечёмся от Ильичевского
морского торгового порта, чтобы рассказать о человеке, которому удалось
провернуть махинацию в России, а теперь этот же человек, пытается повторить её
в Украине. Если российскому рейдеру и дальше будут помогать судьи и чиновники
из Минтранса, то весьма вероятно, что на ИМТП можно ставить крест.

Итак, собственником уже
упомянутого выше частного предприятия “Укртрансконтейнер” является гражданин РФ
Виталий Александрович Южилин. В лихие 90-е Виталий Южилин со своим компаньоном
Андреем Кобзарем занимались торговлей нефтепродуктами в Нижневартовске. Поэтому
им удалось без труда “намолотить” стартовый капитал. В 1999 года Южилин и
Кобзарь решили мошенническим путём скупить контрольный пакет “Морского порта”
(Санкт-Петербург). С помощью принадлежащей предпринимателям компании “Nasdor” в
1999-2000 годах Южилин выводит из-под контроля ОАО наиболее прибыльные дочерние
компании (семь стивидорных компаний). Доля Комитета по управлению городским
имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга в ОАО “Морской порт” (28,8% акций) падает в
цене больше чем вдвое. “Nasdor” в 2002 году доводит свою долю до 50,01%, после
этого “Nasdor” продаёт свой пакет акций “Морского порта” и 81% акций четырех
стивидорных компаний. После этого КУГИ заявляет о намерении продать свои акции.
Реальная же стоимость этого пакета оказалась низкой, так как все функции
портовой деятельности перешли от “Морского порта” частным компаниям.

После того, как Южилин с помощью
махинаций с акциями “Морского порта” пополнил своё состояние на 120-140 млн.
дол., внезапно на рубеже 2006-го — 2007 годов проявляет интерес к проектам не
только в России, но и в Украине и Латвии. В каждом случае заявляет о намерении
инвестировать в проект от 250 млн. долларов и выше. Теперь, практически по тому
же сценарию, Южилин хотел поступить с Ильичевским морским торговым портом.
Российскому рейдеру повезло, что с февраля по август 2006 года руководил ИМТП
Руслан Родзяховский, который за полгода легко и не принужденно сделал из порта
убыточное предприятие. Но чему удивляться, если Родзяховский появлялся на
рабочем месте почти всегда пьяным. Портом же управляли по своему усмотрению
структуры Виталия Южилина и его партнёра армянина некоего Артака, который
разворовывал с Родзяховским ту часть имущества порта, до которой Южилин не смог
дотянуться.

Но в августе Южилину пришлось
немного понервничать, потому что с августа 2006 года на должность начальника
порта был назначен Геннадий Скворцов, который должен был выполнить распоряжение
Президента Виктора Ющенко расторгнуть договор между портом и
“Укртрансконтейнером”, поскольку договор заключен на неприемлемых и невыгодных
для государства условиях. В частности, все имущество, которое находится на четырех
причалах, а также складские площади, которые насчитывают десятки гектаров
территории порта, оценено и передается за 17 миллионов 613 тысяч долларов США.
Для сравнения: порт платит сегодня частному топливному терминалу лизинговые
платежи — 6 миллионов долларов США, но этот причал имеет всего 290 метров
длины, не имеет подкрановых и железнодорожных путей, способных нести какие либо
значительные нагрузки. А четыре причала, которые имеют 970 метров длины,
подкрановые и железнодорожные пути, способные выдержать значительные нагрузки
передаются за бесценок. И это только малая часть того, что наносит государству
ущерб.

Поэтому, выполняя указание
президента, порт обращается в суд с целью расторгнуть договор, обращение
основывается на том, что договор был не согласован с Минтрансом. Суды
отказывают порту, указывая на то, что существуют “согласовательные письма” ГО
“Укрморпорт”, и комиссии Минтранса на его заключение. При этом все
“согласования” носят рекомендательный характер, и непонятно каким образом Минтранссвязь
и ГО “Укрморпорт” “согласовывали” экономические, финансовые и юридические
вопросы по договору № 435-0.

Вообще, действия министра Иосифа
Винского по отношению к начальнику порта Геннадию Скворцову очень
подозрительны. Приказом Минтранса от 22 октября Скворцов временно отстранен от
исполнения обязанностей. И это в то время, когда “Укртрансконтейнер” Виталия
Южилина, заявило своё намерение вернуться к переговорам с руководством ИМТП
именно в октябре и бывшего директора Родзяховского, чей иск о восстановлении в
должности суд рассмотрел 26 октября (в удовлетворении иска отказано) также
выглядят подозрительно скоординированными.

Что стоит Винскому в следующий
раз подписать приказ об увольнении Скворцова? Родзяховский вполне может уже
завтра появиться на предприятии с “нужным” для себя судебным решением. И тогда
украинские порты незаметно перейдут под контроль афериста Южилина, как в своё
время перешёл петербургский “Морской порт”. Пикантности добавляет мировой
кризис, с которым пытается бороться правительство Юлии Тимошенко, министром
которого является Иосиф Винский. Или министр транспорта за себя не беспокоится?
Если что, все шишки достанутся не ему, а Тимошенко, а он может читать лекции
“По основам рейдерства” тем же сомалийским пиратам?

Степан КАРАЛЮК, ОЛИГАРХ.net,