2008-11-11 09:32:23

Компания Maersk, в настоящее время – один из крупнейших в мире океанских перевозчиков, сокращает количество транспортировок между Азией и Европой на 10%. Об аналогичных планах заявляет и другой крупный морской перевозчик – Neptune Orient Lines Ltd.

Как пишет Journal of Commerce
Online, в компании данную меру объясняют необходимостью реструктуризации ряда
действующих маршрутов. Тем не менее некоторые аналитические агентства,
работающие на международном рынке, говорят о том, что снижение объемов
перевозок из Азии в Европу – долгосрочная тенденция, которая затронет как
океанских операторов, так и логистические компании.

Так, по информации того же
Journal of Commerce online (со ссылкой на Far Eastern Freight Conference), объем
контейнерных перевозок по маршруту Азия – Европа в третьем квартале нынешнего
года снизился на 2,7%, в то время как в прошлом году рост составил 20%.
Снижение объемов перевозок фиксировалось и ранее третьего квартала. Тогда
данный факт объяснялся главным образом снижением объемов производства в КНР,
связанным с подготовкой и проведением Олимпийских игр. Но Олимпиада прошла, а
тенденция сохранилась.

Как оценивают ситуацию
европейские эксперты, ведущие мониторинг рынка? Информационно-аналитическое
агентство Drewry (Великобритания) на прошлой неделе опубликовало исследование
контейнерного рынка – снижение спроса на потребительском рынке в США и
Восточной Европе сказалось на объемах перевозок. Уже не осталось никаких
сомнений в том, что супервсплеск контейнерных перевозок, длящийся 2002 по 2007
гг., окончен.

«Всему виной экономический
кризис, ставший итогом кризиса в кредитной сфере», – цитирует таиландская
газета Bangkok Post Халида Хашима (Khalid Hashim), управляющего директора
SET-listed Precious Shipping Plc (PSL).

Кроме того, по мнению аналитиков
Drewry, ситуация ухудшится в 2009-м, поскольку тоннаж океанских контейнеровозов
растет быстрее, чем спрос на перевозки. Общий объем перевозок снизится в
будущем году на 5%.

И все же на сегодняшний день
европейские транспортные компании не собираются снижать объемы инвестиций в
развитие бизнеса. Согласно опросу, проведенному порталом eyefortransport.com,
97% респондентов согласились с тем, что экономический кризис уже сказался на
бизнесе их предприятий. Но, невзирая на возможное снижение спроса, более 64%
морских перевозчиков и транспортно-логистических компаний рассчитывают, что
объем перевозок вырастет, 38% перевозчиков намереваются увеличить объем
инвестиций в технологии, 50% планируют сохранить объемы вливаний на прежнем
уровне.

Ситуация со снижением количества
перевозок сказывается и на российских компаниях. «Говоря о конъюнктуре морских
контейнерных перевозок на направлении Азия – Европа, мы констатируем резкое
снижение фрахтовых контейнерных ставок на океанском маршруте, – заявил Евгений
Амбросов, президент транспортной группы FESCO. – За прошедшие три квартала 2008
года ставка упала на 7,5%, до $1900 TEU. Причина заключается в падении темпов
роста перевозок грузов на маршруте Азия – Европа на 5% с одновременным ростом
контейнерного флота на 14%. В 2007-м мы констатировали 19%-ный рост грузопотока
и сбалансированное обновление флота. По нашему мнению, в этой ситуации
планируемая индексация железнодорожных тарифов на контейнерные перевозки в
начале 2009 года будет определенно означать потерю рыночных позиций».

Сколько продлится влияние
кризисных явлений на международный рынок перевозок? «Чтобы международный
товарооборот стабилизировался, потребуется как минимум несколько месяцев», –
указывает г-н Хашим. Другие специалисты предполагают, что для стабилизации
международной финансовой системы может потребоваться несколько лет.

Анна Нежинская,  RZD-Partner.