Хроника захвата. Когда будут развенчаны мифы о «Фаине»?

Экипаж «Фаины» 40 суток находится
в плену сомалийских пиратов. Ситуация с каждым днем становится все запутаннее,
количество переговорщиков растет, но «Фаина» упорно отказывается выдавать свои
секреты.

Во-первых, неясно, почему в
первые же часы после захвата не были обнародованы имена судовладельца,
страховой компании и страны-получателя груза. Именно это ожидали услышать от
украинских властей родственники и соотечественники моряков. Но чиновники
устроили перепалку, перекладывая ответственность на друг друга.

«Фаину» сначала назвали греческим
сухогрузом, который шел под флагом Белиза (небольшое государство в Центральной
Америке). О том, что пираты захватили именно украинское судно, стало известно
на шестые сутки плена, 1 октября. Уполномоченная Верховной Рады по правам
человека Нина Карпачева заявила, что «Фаина» принадлежит гражданину Израиля
Вадиму Альперину, который ранее был депутатом от Партии регионов в Одесском
горсовете.

Спустя 16 дней и. о. главы СБУ
Валентин Наливайченко опроверг эту информацию и заявил, что Служба проверяет
причастность замминистра транспорта Игоря Урбанского к компании Kaalbye Group
(называемая также Kaalbye Shipping International Ltd), которой якобы
принадлежит судно. Известно, что Урбанский ранее возглавлял эту компанию, а
теперь в ней работает его сын 
Александр.

Чуть позднее стала известно еще
одна сенсация: официальным экспедитором «Фаина» выступила фирма LYRA
ENTERPRISES, греческий филиал панамской компании, оплатившая, по версии
«Народной Самообороны», чартерные рейсы главы Секретариата президента Виктора
Балоги.

 

Во-вторых, не ясно, какое оружие
перевозила «Фаина» и куда. Когда весь мир цитировал представителя пятого флота
ВМС США в Бахрейне Натана Кристенсена, что груз предназначался Судану, а не
Кении, пресс-секретарь МИД Василий Кирилич аккуратно заявил, что имена моряков,
судовладелец и перечень груза уточняется.

Директор «Укспецэкспорта» Сергей
Бондарчук решительно опроверг заявление о поставках оружия в Судах, добавив,
что оружие поставлялось в Кению. Правда, в африканской стране этому не поверили
и назначили собственное расследование. Слишком странным показалось кенийским
парламентариям нахождение на судне, кроме 33-х танков, другой военной техники,
включая системы залпового огня «Град». Министр обороны Юсуф Хаджи предположил,
что это компенсация за недопоставку украинской стороной оружия по контрактам в
2006 или 2007 годах. Но более детальную информацию обещал предоставить позже.

Масла в огонь подлил председатель
Комиссии ВР по расследованию обстоятельств поставки украинского оружия в Грузию
Валерий Коновалюк. Он заявил, что на «Фаине», помимо танков Т-72 и боеприпасов,
о которых заявил Юрий Ехануров, находятся еще шесть установок БМ-1 системы
«Град», 14-мм пулеметы и большое количество гранатометов.

Тем временем специалисты
кенийских организаций «ECOP-marine East-Africa» (Момбаса) и «ECOTERRA Intl.»
(Найроби) заявили, что на борту захваченного корабля находятся, по меньшей
мере, 1 тыс. тонн боеприпасов, включая большую партию 125-миллиметровых
снарядов 3BM32 с урановым сердечником. Ни одно из этих заявлений до сих пор не
опровергнуто.

 

В-третьих, почему периодически
появляется информация о сроках освобождения «Фаины». Судовладелец не раз просил
воздержаться от прогнозов, не называть сумму выкупа, так как после этого
корсары нервничают, повышают сумму выкупа, и переговоры приходится начинать с
начала. После заявления родственников моряков от 17 октября, что деньги для
выкупа собраны, последовал резонный вопрос пиратов: почему же никто не передает
выкуп?

Кстати, были ли действительно у
измученных матерей и жен средства для освобождения близких — загадка.
«Благодетели» из Партии регионов (Виктор Янукович, Эдуард Прутник, Борис
Колесников, Евгений Геллер и Владимир Зубик) похоже, лишь пообещали дать
деньги, но потом начались выборы, кризис … Карпачева, вернувшись из Кении,
заявила, что ни о каких деньгах регионалов в Африке никто не знает.

 

В-четвертых, кем и на сколько
застрахована «Фаина»? По сведениям Карпачевой, сухогруз застрахован в
российском «Ингосстрахе» на $4 млн. В Москве «Фаине» оформили специальную
страховку, в том числе на случай военных рисков и нападений пиратов. Перед
этим, 3 октября, Бондарчук заявил, что груз «Фаины» застрахован украинской
компанией и перестрахован за рубежом. Сумма возмещения — $6 млн., которая не
будет выплачена в случае силового освобождения заложников и груза.

 

В-пятых, где все это время
находился «Неустрашимый»? За день до захвата «Фаины» пресс-служба Балтийского
флота заявила, что сторожевой корабль «Неустрашимый» отправляется к берегам
Сомали для борьбы с пиратством. 26 октября, на следующий день после захвата
«Фаины», появилось сообщение, что российский корабль отправился спасать
украинский сухогруз.

Все бы ничего, но 27 российская
«Комсомолка» поспешила сообщить, что сторожевой корабль уже приближается к
району ЧП. То есть за два дня «Неустрашимый» преодолел гигантское расстояние:
вышел через Балтийское море в Северное, прошел пролив Ла-Манш, обогнул весь
запад и восток Европы, получил разрешение на прохождение Гибралтарского
пролива, дошел до Средиземного моря, Суэцкого канала, Красного моря, Аденского
пролива и вошел в Индийский океан?! Очевидно, что проделать такой путь за два
дня невозможно.

Сразу же появилась неофициальная
версия, что «Неустрашимый» изначально был в водах Сомали, потому пираты и
напали на сухогруз возле Кении в Индийском океане, а не в «узком» Аденском
заливе. Морские разбойники знали о присутствии русских военных и не захотели
рисковать в проливе, где сложно скрыться и маневрировать.

Хочется верить, что после
освобождения «Фаины» будут даны ответы на эти вопросы — в частности, кто, по
чьему распоряжению и куда столько вез оружия? Почему Украина и Кения
понадеялись на «авось» и сухогруз шел без сопровождения? Пока же экипаж
сухогруза остается дважды заложником: с одной стороны, его удерживают корсары,
с другой – чиновники родной страны.

Источник: Сейчас

Экипаж «Фаины» 40 суток находится в плену сомалийских пиратов. Ситуация с каждым днем становится все запутаннее, количество переговорщиков растет, но «Фаина» упорно отказывается выдавать свои секреты.

Экипаж «Фаины» 40 суток находится
в плену сомалийских пиратов. Ситуация с каждым днем становится все запутаннее,
количество переговорщиков растет, но «Фаина» упорно отказывается выдавать свои
секреты.

Во-первых, неясно, почему в
первые же часы после захвата не были обнародованы имена судовладельца,
страховой компании и страны-получателя груза. Именно это ожидали услышать от
украинских властей родственники и соотечественники моряков. Но чиновники
устроили перепалку, перекладывая ответственность на друг друга.

«Фаину» сначала назвали греческим
сухогрузом, который шел под флагом Белиза (небольшое государство в Центральной
Америке). О том, что пираты захватили именно украинское судно, стало известно
на шестые сутки плена, 1 октября. Уполномоченная Верховной Рады по правам
человека Нина Карпачева заявила, что «Фаина» принадлежит гражданину Израиля
Вадиму Альперину, который ранее был депутатом от Партии регионов в Одесском
горсовете.

Спустя 16 дней и. о. главы СБУ
Валентин Наливайченко опроверг эту информацию и заявил, что Служба проверяет
причастность замминистра транспорта Игоря Урбанского к компании Kaalbye Group
(называемая также Kaalbye Shipping International Ltd), которой якобы
принадлежит судно. Известно, что Урбанский ранее возглавлял эту компанию, а
теперь в ней работает его сын 
Александр.

Чуть позднее стала известно еще
одна сенсация: официальным экспедитором «Фаина» выступила фирма LYRA
ENTERPRISES, греческий филиал панамской компании, оплатившая, по версии
«Народной Самообороны», чартерные рейсы главы Секретариата президента Виктора
Балоги.

 

Во-вторых, не ясно, какое оружие
перевозила «Фаина» и куда. Когда весь мир цитировал представителя пятого флота
ВМС США в Бахрейне Натана Кристенсена, что груз предназначался Судану, а не
Кении, пресс-секретарь МИД Василий Кирилич аккуратно заявил, что имена моряков,
судовладелец и перечень груза уточняется.

Директор «Укспецэкспорта» Сергей
Бондарчук решительно опроверг заявление о поставках оружия в Судах, добавив,
что оружие поставлялось в Кению. Правда, в африканской стране этому не поверили
и назначили собственное расследование. Слишком странным показалось кенийским
парламентариям нахождение на судне, кроме 33-х танков, другой военной техники,
включая системы залпового огня «Град». Министр обороны Юсуф Хаджи предположил,
что это компенсация за недопоставку украинской стороной оружия по контрактам в
2006 или 2007 годах. Но более детальную информацию обещал предоставить позже.

Масла в огонь подлил председатель
Комиссии ВР по расследованию обстоятельств поставки украинского оружия в Грузию
Валерий Коновалюк. Он заявил, что на «Фаине», помимо танков Т-72 и боеприпасов,
о которых заявил Юрий Ехануров, находятся еще шесть установок БМ-1 системы
«Град», 14-мм пулеметы и большое количество гранатометов.

Тем временем специалисты
кенийских организаций «ECOP-marine East-Africa» (Момбаса) и «ECOTERRA Intl.»
(Найроби) заявили, что на борту захваченного корабля находятся, по меньшей
мере, 1 тыс. тонн боеприпасов, включая большую партию 125-миллиметровых
снарядов 3BM32 с урановым сердечником. Ни одно из этих заявлений до сих пор не
опровергнуто.

 

В-третьих, почему периодически
появляется информация о сроках освобождения «Фаины». Судовладелец не раз просил
воздержаться от прогнозов, не называть сумму выкупа, так как после этого
корсары нервничают, повышают сумму выкупа, и переговоры приходится начинать с
начала. После заявления родственников моряков от 17 октября, что деньги для
выкупа собраны, последовал резонный вопрос пиратов: почему же никто не передает
выкуп?

Кстати, были ли действительно у
измученных матерей и жен средства для освобождения близких — загадка.
«Благодетели» из Партии регионов (Виктор Янукович, Эдуард Прутник, Борис
Колесников, Евгений Геллер и Владимир Зубик) похоже, лишь пообещали дать
деньги, но потом начались выборы, кризис … Карпачева, вернувшись из Кении,
заявила, что ни о каких деньгах регионалов в Африке никто не знает.

 

В-четвертых, кем и на сколько
застрахована «Фаина»? По сведениям Карпачевой, сухогруз застрахован в
российском «Ингосстрахе» на $4 млн. В Москве «Фаине» оформили специальную
страховку, в том числе на случай военных рисков и нападений пиратов. Перед
этим, 3 октября, Бондарчук заявил, что груз «Фаины» застрахован украинской
компанией и перестрахован за рубежом. Сумма возмещения — $6 млн., которая не
будет выплачена в случае силового освобождения заложников и груза.

 

В-пятых, где все это время
находился «Неустрашимый»? За день до захвата «Фаины» пресс-служба Балтийского
флота заявила, что сторожевой корабль «Неустрашимый» отправляется к берегам
Сомали для борьбы с пиратством. 26 октября, на следующий день после захвата
«Фаины», появилось сообщение, что российский корабль отправился спасать
украинский сухогруз.

Все бы ничего, но 27 российская
«Комсомолка» поспешила сообщить, что сторожевой корабль уже приближается к
району ЧП. То есть за два дня «Неустрашимый» преодолел гигантское расстояние:
вышел через Балтийское море в Северное, прошел пролив Ла-Манш, обогнул весь
запад и восток Европы, получил разрешение на прохождение Гибралтарского
пролива, дошел до Средиземного моря, Суэцкого канала, Красного моря, Аденского
пролива и вошел в Индийский океан?! Очевидно, что проделать такой путь за два
дня невозможно.

Сразу же появилась неофициальная
версия, что «Неустрашимый» изначально был в водах Сомали, потому пираты и
напали на сухогруз возле Кении в Индийском океане, а не в «узком» Аденском
заливе. Морские разбойники знали о присутствии русских военных и не захотели
рисковать в проливе, где сложно скрыться и маневрировать.

Хочется верить, что после
освобождения «Фаины» будут даны ответы на эти вопросы — в частности, кто, по
чьему распоряжению и куда столько вез оружия? Почему Украина и Кения
понадеялись на «авось» и сухогруз шел без сопровождения? Пока же экипаж
сухогруза остается дважды заложником: с одной стороны, его удерживают корсары,
с другой – чиновники родной страны.

Источник: Сейчас