2008-11-03 13:22:59

Металл уходит и не обещает вернуться – в начале октября зафиксирован абсолютный минимум последних десяти лет: за сутки в Одесском порту выгружено 29 вагонов с металлом. Металл уходит из порта? Трудно представить, что не будет такой привычной катанки, чугуна, заготовки, стальных листов, штрипсов… Доля этого вида груза в грузообороте порта 25-30 процентов. Чем восполнить объемы?


Пока тревогу бить рановато: по
итогам 9 месяцев компаниями порта переработано 5 млн. 223 тыс. тонн. Даже
больше, чем за это же время прошлого года (4 млн. 356 тыс.): сказался задел
первого полугодия.

Тем не менее, тенденция такова,
что, начиная с июля, объемы металлогрузов падают: в августе – 401,3 тыс. тонн
(2007 – 445,2 тыс.), в сентябре – 355,3 тыс. тонн (411,6 тыс. соответственно).

И это не сезонный спад. По мнению
специалистов, это тяжелая и затянувшаяся болезнь отечественной металлургии – 17
из 36 доменных печей остановлены. На грани закрытия металлургические заводы –
Запорожский, Мариупольский им. Ильича, Енакиевский, Днепродзержинский,
Алчевский.

Одну из причин разразившегося
кризиса предвидели еще несколько лет назад специалисты. Китайские производители
наводнили рынок дешевой сталью, с которой отечественная продукция не в состоянии
конкурировать: себестоимость ее производства у наших предприятий выше.
Изношенное оборудование, устаревшие технологии, доставшиеся нам в наследство от
бывшего Союза, не в состоянии конкурировать с современным высокотехнологичным
металлургическим производством Поднебесной. Уступаем мы и России. Себестоимость
отечественного проката на 20-25 % выше китайского и российского.

Как следствие, наполовину
сократились заказы на украинскую металлопродукцию. К тому же цены на мировом
рынке приблизились к уровню декабря 2007 – января 2008 г. А затраты на
производство металла увеличились. И продолжают расти, поскольку растут цены на
энергоносители. С учетом ситуации на рынке, в августе металлургические
предприятия Украины уменьшили производство чугуна на 0,6 млн тонн по сравнению
с плановыми объемами, стали – на 0,7 млн тонн, проката – на 0,6 млн тонн или на
19 % к среднемесячному фактическому объему за 7 месяцев 2008 г. В сентябре
объемы также сократились.

Из-за отсутствия спроса в портах
скопилось около 1,5 млн. тонн металла. К примеру, в Одеском МТП на складах
стивидорных компаний «Металзюкрейн» 225 тыс. тонн, «Бруклин-Киев» – 100 тысяч,
«Новолог» – 155 тысяч, в т.ч. около 80 тыс. тонн чугуна, «Новотех-терминал» –
118 тысяч. Всего на складах порта с учетом первой недели октября скопилось 705
тыс. тонн металла. А отгрузки практически нет. Так, за два месяца (август и
сентябрь) коллектив «Бруклин-Киева» отгрузил… 3 тыс. тонн катанки. За первую
декаду октября «Новотех-терминал» не отгрузил ни одной тонны вообще.

Последние 15 лет металл для
Одесского порта был стратегическим грузопотоком. Если в 1994-м объемы перевалки
металлопродукции через одесские причалы составили 3,2 млн. тонн, то в 2004-м
был установлен рекорд – 7,1 млн. тонн.

– Несмотря ни на что, критической
ситуацию назвать нельзя, – прокомментировал зам. главного диспетчера порта
Михаил Поповский. – По прогнозам, в октябре металлургические производства
снизят выпуск продукции еще на 15 % по сравнению с сентябрем. Иными словами,
пока стабилизации ситуации на рынке не ожидается. Тем не менее, думаю, до конца
года сможем перерабатывать около 1 млн. тонн, а в итоге за год ожидается
перевалка в объеме до 6 млн. тонн. Несмотря ни то что, как известно, наши
мощности позволяют в среднем ежемесячно переваливать до 650 тыс.тонн. Но
недостающие объемы перекроем за счет зерновых, контейнеров, навалочных грузов.

– Кризис в металлургическом
производстве мы ощутили уже в сентябре, – продолжает тему зам. начальника
железнодорожной службы Сергей Божок. – Если в июле ежесуточно мы принимали 242,
в сентябре 207, то сейчас в среднем 53 вагона. Причем 32 % приходится на
транзит. Металлурги требуют с 1 октября ввести мораторий на повышение
железнодорожных тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы. По поручению
министра Иосифа Винского Укрзалiзниця на месяц приостановила индексацию тарифов
на перевозку грузов горно-металлургического комплекса. Кроме того, по заявлению
заместителя гендиректора Укрзалiзницi Виктора Черного, железнодорожники ожидают
от металлургов встречных шагов – уценки на внутреннем рынке металлопродукции на
30 %.

Благо, нынешняя ситуация не
застала Одесский порт врасплох. Здесь несколько лет назад сменили приоритеты.
На первый план вышли контейнеры – экологически чистые и экономически выгодные
грузы. Помнится, еще в начале 90-х, когда порт обследовали специалисты из порта
Марселя, они предсказывали, что металл – это груз, которым должна «переболеть»
любая экономически возрождающаяся страна. Иными словами, порт не должен делать
на него ставку. Будущее – за контейнерами.

Начальник порта Николай Павлюк
еще семь-восемь лет назад сделал ставку на контейнеры. Порт вместе с оператором
контейнерного терминала «ГПК-Украина» реализовали программу его развития:
строительство магистрального путепровода, ввод в строй транзитно-грузового
терминала с единым офисом для контролирующих органов, первой очереди «сухого
порта». Результат не замедлил сказаться: в течение семи лет – с 2001 до
нынешнего года – объемы перевалки контейнеров выросли с 75 тыс. до 650 тыс.
TEU.

В разработанной три года назад
Концепции развития порта акцент сделан на развитии дополнительных контейнерных
мощностей. Это и расширение контейнерного терминала на Карантинном молу,
вступивший в строй год назад контейнерный терминал на 7 причале, открытие
терминала на причале 29-1, строительство терминала на Андросовском молу.
Терминал на Хлебной гавани вот-вот примет первое судно. Словом, грузопоток
умер, да здравствует грузопоток.

Татьяна Овруцкая, Моряк Украины