«Укртрансконтейнер» намерен увеличить пропускную способность до 1,6 млн. TEUг

2008-11-03 09:02:52

Три года назад оператором контейнерного терминала Ильичевского морского торгового порта стала компания «Укртрансконтейнер» (УТК), входящая в состав «Национальной контейнерной компании» (НКК), лидера среди портовых контейнерных операторов России и СНГ. Договор о совместной деятельности порта и «Укртрансконтейнера» заключен в 2005 году на 30 лет.

Перед новым частным предприятием
была поставлена масштабная задача — реализация государственной программы,
названной «4М». Она предусматривает увеличение контейнерных мощностей в
Ильичевском МТП к 2019 году до 4 млн. TEU в год. Проект разбит на несколько
этапов, объем всех работ по ценам 2004 года оценивается почти в 500 млн. USD.
Основным инвестором выступает НКК.

Инвестор и оператор успешно
справляются со взятыми обязательствами. Доказательство тому досрочное
завершение первого этапа программы «4М». Полностью модернизированные 3—4-й
причалы контейнерного терминала ИМТП введены в эксплуатацию в ноябре прошлого
года. Порт получил возможность и начал обслуживать океанские контейнеровозы.

Более подробно о проделанном и о
планах на будущее мы попросили рассказать Анастаса КОККИНА — директора компании
«Укртрансконтейнер».

 

— Если бы вас в цифрах попросили
оценить путь длиной в три года, проделанный компанией «Укртрансконтейнер»,
какие бы итоговые показатели вы выделили особо и почему?

— Прежде всего, надо сказать о
тех параметрах, которые определяют основные цели предприятия, занимающегося
перевалкой. Это объемы и прибыль. Так вот за три года объемы выросли в разы.

Если в 2004 году до прихода
«Укртрансконтейнера» старый терминал порта, работая на пределе всех мощностей,
смог перевалить 197 тысяч TEU, то в 2007-м новый терминал под управлением
«Укртрансконтейнера» обработал уже 456 тысяч TEU. Грузопоток увеличился более
чем в два раза. При этом надо учесть, что одновременно велись масштабные строительные
работы по модернизации терминала в рамках первого этапа программы, что,
конечно, в определенной степени сказывалось на темпах роста перевалки.

В 2008 году мы ожидаем, что
грузопоток составит не менее 580 тысяч TEU. Таким образом, можно смело утверждать,
что почти за три полных календарных года работы в Ильичевском порту компания
«Укртрансконтейнер» практически обеспечила трехкратный рост объемов
контейнерных грузов. Переоценить это невозможно.

В результате этого, а также
модификации системы управления и внедрения новых технологий, значительно
возросла прибыльность терминала, несмотря на существенный рост средней
заработной платы сотрудников предприятия. Например, в 2007 году чистая прибыль
всего Ильичевского МТП составила 39,9 миллиона гривен, в них доля чистой
прибыли порта, полученной от нашего контейнерного терминала, — 37,6 миллиона
гривен.

Всего же за период совместной
работы, начиная с 1-го августа 2005 года по 31-е декабря 2007 года, ЧП
«Укртрансконтейнер» перечислило Ильичевскому МТП 109,4 миллиона гривен чистой
прибыли. В среднем — 45 миллионов гривен в год. Плюс к этому порт получил от
УТК еще более 62 миллионов гривен за оказанные портом дополнительные услуги.
Для сравнения: за весь 2004 год фактическая прибыль ИМТП от самостоятельной
эксплуатации старого контейнерного терминала была менее 20 миллионов гривен, с
учетом справедливого зачета доли терминала в общепортовых управленческих
расходах и расходах на социальную сферу. В 2005 году общая чистая прибыль всего
порта составила 39,4 миллиона гривен, в том числе 26,1 миллиона гривен от
деятельности УТК во втором полугодии, то есть сам порт за весь 2005 год
заработал всего 13,3 миллиона гривен чистой прибыли, включая самостоятельную
эксплуатацию портом контейнерного терминала за первые семь месяцев. А в 2006
году порт вообще остался прибыльным только за счет работы УТК, поскольку чистая
прибыль порта за 2006 год составила всего 1,1 миллиона гривен, а от
«Укртрансконтейнера» порт получил за 2006 год 45,7 миллиона гривен чистой
прибыли, то есть реальные убытки по итогам деятельности самого порта без учета
УТК в 2006 году составили 44,6 миллиона гривен.

При этом показатели чистой
прибыли, которая поступает Ильичевскому порту от УТК, в сравнении с
аналогичными поступлениями от работы контейнерного терминала в Одесском порту,
существенно отличаются в большую сторону.

Кроме того, ЧП
«Укртрансконтейнер» за этот период заплатило более 121 миллиона гривен в
бюджеты всех уровней. Более чем трехкратно увеличился сбор таможенных платежей.
Поступления от портовых сборов выросли более чем в два раза от увеличения
судозаходов, в том числе, океанских судов.

Соответственно росла средняя
зарплата трудового коллектива «Укртрансконтейнера», прежде всего докеров. В
среднем она сегодня более чем на 50 процентов выше, чем у сотрудников ИМТП.
Созданы благоприятные условия труда, отвечающие украинским и европейским
стандартам. Появляются дополнительные рабочие места…

В этой связи, хотелось бы
отметить, что все заявления наших недоброжелателей, в том числе в прессе, о
якобы низкой экономической эффективности данного проекта для порта и
государства представляются заведомо ложными и являются не более чем насмешкой
над самими авторами таких заявлений, так как подчеркивают их очевидный
непрофессионализм.

И все же говоря о принципиальных
достижениях, я бы оперировал не только и, скорее, не столько цифрами. Главный
рывок в нашем развитии заключался в качественном изменении производственных
мощностей и культуры производства на терминале, а также уровня сервиса по
обработке контейнерных грузопотоков и флота клиентов, что обусловило, по сути,
прорыв на рынке.

Без преувеличений — проделанная
«Укртрансконтейнером» за три года работа изменила конфигурацию рынка сервиса
терминальных операторов Черного моря. Именно Ильичевский порт силами «Укртрансконтейнера»
впервые начал обрабатывать самые крупные в истории СНГ контейнеровозы — свыше 5
тысяч TEU — после того, как были произведены дноуглубительные работы и введены
в эксплуатацию новые специализированные причалы с перегрузочной техникой последнего
поколения. Это позволило не только обеспечить регулярный заход в Украину таких
океанских контейнеровозов, но и сформировать прямой контейнерный сервис на
еженедельной основе. Украинский груз большей частью перестал перегружаться на
чужих терминалах. Мы открыли ему путь в обход конкурирующих с Украиной
мощнейших турецких портов и румынского порта Констанца. Это существенно
изменило систему и улучшило экономику доставки украинского импорта и экспорта.
Увеличилась скорость, следовательно — частота доставки.

Вследствие этого значительно
расширился список клиентов. В Ильичевский порт зашли крупные контейнерные
грузопотоки ведущих мировых линейных перевозчиков, таких как «Maersk», MSC,
ZIM, CSCL, «CSAV Norasia», APL, MOL и др. По сравнению с 2005 годом, когда мы
начали свою деятельность, например, контейнерных линий, обслуживаемых в порту,
стало в два раза больше. В настоящее время успешно функционируют шесть прямых
сервисов из Юго-Восточной Азии.

Это, на мой взгляд, самые
ключевые аспекты, по которым следует судить об итогах реализации первого этапа
развития терминала и о стратегическом значении данного проекта для развития
всей транспортной отрасли Украины.

 

— Такие кардинальные изменения
стали возможны благодаря выполнению первого этапа программы и введению в строй
модернизированных мощностей. Наш журнал много внимания уделял рассказу об этом
событии, которое было признано главным событием в морской отрасли по итогам
2007 года. Тем не менее, напомните читателям, пожалуйста, основные вехи.

— В 2007 году был успешно
реализован первый этап совместной деятельности ИМТП и ЧП «Укртрансконтейнер».
Впервые после распада СССР в Украине был введен в эксплуатацию самый крупный
контейнерный терминал, отвечающий международным стандартам. Перегрузочный
комплекс, в состав которого входят 3—4-й причалы ИМТП, был фактически заново
построен, приобретена современнейшая техника. Новый комплекс может принимать
суда вместимостью до 6,5 тысячи TEU. Общая длина новых причалов составляет 320
метров, глубины — 13,5 метра. Вместимость дополнительных складов 6 тысяч TEU.
Приобретена перегрузочная техника ведущих мировых производителей, 2 причальных
и 6 тыловых контейнерных перегружателей, 16 портовых тягачей, а также
современная информационная система для контроля, упорядочения и ускорения
производственных процессов.

Кроме этого проведена
модернизация и капитальный ремонт старой портовой перегрузочной техники всего
контейнерного комплекса, причалов 5—6 ИМТП.

Инвестиции, которые производились
за счет средств российской НКК, вместо планируемых 50 миллионов составили свыше
55 миллионов долларов, что было прежде всего обусловлено ростом рыночных цен за
три года и курса евро по отношению к доллару США.

Выполнение первого этапа
инвестиционной программы позволило увеличить ежегодную пропускную способность
контейнерного терминала ИМТП более чем в 4 раза по сравнению с 2004 годом — до
850 тысяч TEU.

Таким образом, новый терминал
вывел Ильичевский порт на неоспоримое первое место на рынке контейнерных
операторов в Украине, на Черном море — пока на второе место после Констанцы.

В этом году мы закрепим
лидирующие позиции. Если посмотреть на итоги первого полугодия 2008 года, то
они, как в количественном, так и в процентном выражении, существенно выше, чем
в Одесском порту, который до этого являлся основным контейнерным портом
Украины. Мы сохраняем высокие темпы роста — на уровне 40 процентов.

Сейчас перед нами стоит важнейшая
задача — не потерять темп развития. И путь тут один: дальнейшее наращивание
мощностей. Речь идет не только о закупке дополнительной техники, увеличении
возможностей действующего сегодня терминала. Все, что мы начали и сделали на
первом этапе инвестиционной программы, должно получить более мощное развитие на
втором ее этапе, как это предусмотрено договором с ИМТП. Только этот путь
позволит Ильичевскому порту получить дополнительное преимущество, а также
сохранить лидирующие позиции в Украине и впоследствии — на Черном море.

 

— Что конкретно планируется
выполнить в ходе второго этапа программы «4М»?

— Второй этап включает в себя
полное освоение первого района порта. Это 1—2-й причалы с прилегающими к ним
территориями и техникой. Предполагается капитальная реконструкция второго
причала с тем, чтобы на нем можно было обрабатывать
контейнеровозы-«восьмитысячники». Туда планируется поставить суперсовременную
технику, в частности, причальные контейнерные перегружатели класса
«суперпостпанамакс». Также в тылах этих причалов должна быть организована
высокотехнологичная площадка для хранения и обработки контейнеров.

 

Мы благодарны порту и
Министерству транспорта и связи Украины за проделанную работу по углублению
подходного канала Ильичевского порта до 15 метров. Мы рассчитываем, что работы
эти будут продолжены, глубины доведены до 16—17 метров. Это позволит нам на
втором этапе довести глубины у 2-го причала до необходимых 15,5 метра.

По завершении второго этапа
причалы всего терминала смогут одновременно принять и обработать один
«восьмитысячник», один «шеститысячник», одно судно вместимостью 2,5—3 тысячи
TEU и еще два судна по 1—1,5 тысячи TEU.

Ежегодная пропускная способность
вырастет, по нашим прагматичным оценкам, до 1,6—1,8 миллиона TEU, то есть по
сравнению с сегодняшним днем минимум в два раза.

Реализация программы в полном
объеме займет до 5 лет. Но ввод в эксплуатацию нового реконструированного
причала и новой техники будет осуществлен раньше, через 2—2,5 года после начала
строительства.

Учитывая резкий рост в течение
последних трех лет спроса на портовые контейнерные мощности в Украине,
усилившуюся мировую тенденцию укрупнения контейнерного флота, а также
обострение конкуренции с быстро развивающимися румынскими и турецкими портами,
инвестор — «Национальная контейнерная компания» — предлагает уже на втором
этапе произвести целевые инвестиционные вложения в объеме более 230 миллионов
долларов, тем самым расширив объемы инвестирования на втором этапе по сравнению
с планами 2004 года. При этом будет сохранена тенденция высокой прибыльности
для Ильичевского порта, который не способен самостоятельно инвестировать
подобные средства в развитие. Это достигнуто путем закрепленного в договоре
показателя экономической эффективности данного Договора для порта и выполнения
УТК (как управляющего участника совместной деятельности) своих договорных
обязательств в части управления бизнесом. Указанный показатель установлен в
виде ежегодной минимальной гарантированной чистой прибыли порта от совместной
деятельности, которая должна быть уплачена УТК на счета порта по итогам
совместной деятельности за каждый отчетный год, независимо от ситуации на
рынке.Рыночно востребованная интенсифицированная программа развития на втором
этапе разработана и детализирована «Укртрансконтейнером» и НКК, и только стоит
вопрос о ее скорейшем документальном оформлении и практическом осуществлении.

 

— Когда вы планируете приступить
к работам?

— Договором между ЧП
«Укртрансконтейнер» и ИМТП № 435-О от 22 июня 2005 года предусмотрено, что
реализация второго этапа развития контейнерного терминала должна начаться в
2008 году.

С учетом сложностей сегодняшнего
инвестиционного климата в Украине, мы вынуждены были пройти все ступени
судебных процессов, подтверждающих наши права на реализацию этой программы, и в
настоящее время основные препятствия для начала реализации второго этапа
устранены. Работы начнутся в ближайшее время.

Должен сказать, что имеющая место
просрочка выполнения портом договорных обязательств из-за бюрократических
проволочек влечет за собой крупные финансовые потери не только для самого ИМТП,
но и для экономики Украины в целом. Так, выполнение договора портом, то есть
своевременная передача причалов под модернизацию, означала бы, что доля
причитающейся порту чистой прибыли от обработки контейнеров терминалом уже в
2008 году составила бы на несколько миллионов долларов больше, чем порт
получает в настоящее время.

Очевидно, что если порт при
нынешнем высоком рыночном спросе на дополнительные контейнерные портовые
мощности не будет и дальше активно и быстро наращивать пропускную способность,
он лишится дополнительных грузопотоков. Они будут перенаправлены в турецкие и
румынские порты. Порт потеряет не только лидерство в Украине, но и невосполнимо
потеряет конкурентоспособность на черноморском рынке.

А Украина недополучит огромные
финансовые поступления от портовых сборов, таможенных платежей и другого,
поскольку невыполнение второго этапа — это потеря в течение ближайших пяти лет,
по нашим оценкам, свыше 1 миллиарда долларов.

 

— Как долго, по вашему мнению,
будет сохраняться дефицит перевалочных мощностей в Украине с учетом реализации
проектов строительства новых контейнерных терминалов, о которых объявили
сегодня другие порты страны?

— По нашим прогнозам, как минимум
до 2015 года Украина будет испытывать дефицит мощностей контейнерных терминалов
в портах в том или ином объеме. К этой оценке маркетологи нашей компании и НКК
пришли на основе анализа мировых тенденций контейнерных перевозок, потребностей
как Украины, так и соседних государств, в которые направляются транзитные
грузопотоки через Украину. При этом учитывались планы введения новых мощностей
за счет реализации проектов, которые в настоящее время заявлены.

Вот почему мы считаем, что второй
этап инвестиционной программы «4М» более чем востребован рынком. Даже в случае
появления новых терминалов в Ильичевском и других портах грузопотока всем
хватит в ближайшие годы.

Есть еще один важный момент для
наращивания объемов перевалки контейнерных грузов через украинские порты. Речь
идет о создании зон морского трансшипмента в украинских портах. Об их
необходимости говорят давно, а результатов нет. Почему? Да потому что налицо
недостаток производственных мощностей для перевалки даже импортного и
экспортного контейнерных грузопотоков страны. И невозможно жертвовать внешнеэкономическими
потребностями Украины ради транзита и трансшипмента в другие страны. Чем больше
мощностей, чем быстрее может появиться у нас и трансшипмент, тем больше шансов,
что новые дополнительные черноморские грузопотоки пойдут через порты Украины. Кроме
того, это потребует некоторых изменений таможенного регулирования в части
упрощения документооборота при декларировании транзитных грузов морского
трансшипмента.

Это, кстати, еще один аргумент в
пользу скорейшей реализации именно второго этапа программы «4М» в Ильичевском
порту, поскольку для привлечения морского трасшипмента обязательным условием
является наличие высокотехнологичных мощностей, способных обрабатывать самые
крупные в регионе контейнеровозы.

Несмотря на общую ограниченность
возможностей, достаточно активно развивает свои мощности Одесский порт. В
следующем году в Украине, по всей вероятности, появится еще один крупный
контейнерный терминал «Трансинвестсервиса» в акватории порта Южный.

Но, тем не менее, контейнерный
терминал компании «Укртрансконтейнер» в Ильичевском порту мы видим в качестве,
во-первых, самого крупного в Украине терминала, во-вторых, лидера по
предоставлению высокого уровня сервиса и, в-третьих, терминала,
ориентированного на обработку крупных контейнеровозов, обслуживающих прямые
океанские сервисы, включая значительные транзитные грузопотоки и морской
трансшипмент.

 

— «Укртрансконтейнер» —
единственная иностранная «дочка» российской «Национальной контейнерной
компании». Есть ли какие-то новые идеи у НКК для Украины?

— Не берусь отвечать от имени
руководства НКК. Могу сказать, что эта компания имеет богатейший опыт развития
и эксплуатации контейнерных терминалов и является лидером терминального бизнеса
России, СНГ и стран Балтии, а с 2008 года входит в двадцатку мировых контейнерных
операторов и всегда открыта для изучения и реализации новых проектов,
интересных для бизнеса. Полагаю этого опыта более чем достаточно для развития
портовых контейнерных мощностей в Украине. При этом, конечно, учитываются
возможности, которые предоставляет государство. А их, к сожалению, на
сегодняшний день не так много в Украине, с учетом также отсутствия достаточной
правовой базы. Тем не менее, в общей стратегии развития НКК терминал
«Укртрансконтейнер» играет одну из ключевых ролей. Во многом благодаря
огромному потенциалу данного проекта с точки зрения экономической эффективности
для всех его участников.

Беседовала Валентина МИХАЙЛОВА,
Порты Украины №6, 2008