«Остановится порт Рени – на судьбе региона поставят крест», – Анатолий Махов

2008-10-31 08:35:58

Ренийский морской порт, переживший время затяжной депрессии, наращивает объемы производства. Специфика предприятия особенная – порт связан с территорией «большой Украины» лишь железной дорогой, проходящей через территорию сопредельной Молдовы и автомагистралью средней паршивости. О феномене выживания морского порта, рассказывает первый заместитель начальника Ренийского МТП


По количественным показателям –
грузопереработке – первое полугодие мы закончили довольно успешно, приростив к
плану более 370 тысяч тонн, а к прошлому году – почти 415 тысяч. По состоянию
на 25 июля – 2 миллиона 145 тысяч. Темп, я считаю, нормальный, потому что в
последние годы ренийцам было непросто перешагнуть 2-миллионный рубеж. Годовой
план – 3 миллиона 100 тысяч тонн.

По сравнению с прошлым годом мы
немного снизили объемы переработки нефтеналивных грузов. Причина – глобальный
нефтяной кризис.

В этом году увеличились объемы
генеральных грузов – появились металлы: катанка, штрипсы, продолжаем
перегружать минудобрения в мешках. Традиционно перегружаем навалочные грузы
украинских и российских производителей. На протяжении многих лет поставщики те
же, «привыкшие» к частому изменению железнодорожных тарифов Молдавской и
Украинской железными дорогами.

Примерно на 150 единиц по
сравнению с прошлым годом увеличилось количество обработанного флота. Неплохой
показатель и по переработке вагонов, за 1 полугодие 2008г. – 22,8 тыс.ед. Здесь
прирост произошел в основном за счет погрузки: – уголь из Констанцы, который
переваливается из барж на железнодорожные полувагоны.

Хорошие количественные показатели
позволили поправить и финансовое положение предприятия, получить почти 7
миллионов гривен сверхплановых доходов. К сожалению, расходы порта тоже растут.
Сильно ударила по нам игра с валютным курсом. За май и июнь порт Рени потерял
около 900 тысяч гривен доходов из-за курсовой разницы. Тем не менее, есть
надежда, что при повышении аккордных ставок и частично портовых сборов годовой
финансовый план мы выполним.

Увеличение объемов
грузопереработки произошло в основном за счет речного флота. Заметно
активизировалось румынское пароходство (НАВРОМ), сменившее собственника.
Пожалуй, сегодня это самое сильное пароходство на Нижнем Дунае. Болгарское
пароходство тоже стало частной судоходной компанией. По имеющейся информации, у
них есть программа строительства нового флота.

Главная проблема, от которой
страдаем и мы, и наши клиенты – железнодорожные тарифы. На сегодняшний день,
если сравнить порт Рени с добрыми соседями – Измаильским портом, разница в
железнодорожных тарифах по некоторым видам грузов достигает 6,5 доллара за
тонну. Естественно, для клиентуры, которая хотела бы с нами дополнительно
работать, цены кусаются. Проблема с тарифами существует на протяжении более 15
лет.

К сожалению, вопрос строительства
железнодорожной ветки Измаил – Рени сегодня отодвинут на неопределенный срок. Я
думаю, к нему все равно вернутся, ведь это – один из пунктов программы развития
украинского Придунавья, принятой Кабмином. В пример можно привести молдавский
порт Джурджулешты, который развивается очень интенсивно. Главное – наши соседи
не останавливаются на создании нефтеперевалочного комплекса, в их планах –
зерновой комплекс, потом – грузопассажирский терминал. По нефтепродуктам,
думаю, это будет серьезный конкурент нашего порта. В дальнейшем мы рискуем
потерять молдавские зерновые грузы. При нормальном урожае в Молдове, в год мы
перерабатывали порядка 370 – 400 тысяч тонн молдавского зерна. Украинское к нам
пока не поступало, отчасти это тоже связано с железнодорожными тарифами. Пока
работаем только с зерном, которое собирается на юго-западе Украины. Молдавская
сторона заканчивает строительство железнодорожной ветки, которая соединит порт
Джурджулешты с магистральными железными дорогами Молдовы, в обход действующей
ветки, проходящей через Рени. Есть определенный риск, что грузы, проходящие
через территорию Молдовы, уйдут на Джурджулешты.

Практически не работает паромная
переправа Рени – Русе (Болгария). Это связано с перевозчиком, который считает,
что экономика у них сейчас не складывается. Сейчас администрация порта Рени
работает над другим довольно интересным проектом, который позволит
задействовать наш паромный комплекс. 

Еще одна особенность нашего
региона – специальная экономическая зона «Рени». Субъекты СЭЗ, расположенные на
территории порта, проявляют нормальную активность, вкладывая средства в
развитие своих объектов. Развивается ООО «Трансбункер-Дунай», модернизирует
свое производство комплекс по перегрузке каменноугольной смолы ООО «Укрчем».

На первом районе порта
монтируются хранилища комплекса по перевалке, хранению зерна и производству
комбикормов ООО «Рени-лайн». В настоящее время «Рени-лайн» принимает новый
урожай.

Темп роста расходов удерживаем
благодаря системе жесткого месячного бюджетирования. В первом полугодии порт
преуспел и в инвестициях, около миллиона гривен вложив в свое развитие. При
этом капитальные инвестиции составили около 350 тысяч гривен.

В результате передачи
«внутренних» железнодорожных путей на баланс портов мы получили дополнительно
около 12 км путей. Их техническое состояние оставляло желать лучшего. Сейчас
работаем над восстановлением путей, а также строим на территории порта
собственные стационарные железнодорожные весы.

Существуют определенные проблемы
с ремонтом вспомогательного флота. Работы эти очень дорогостоящие. Тем не
менее, по мере возможности портофлот ремонтируем.

Хочу подчеркнуть, что ключевым
моментом, определяющим успех работы, являются ставки тарифов. Принято
постановление Минтранссвязи о повышении аккордных ставок пока что на 22
процента, пересмотрена часть портовых сборов, где рост составил 58 процентов. К
сожалению, в связи с падением курса доллара предприятия, занимающиеся
внешнеэкономической деятельностью, понесли ощутимые потери. Создана новая
рабочая комиссия, которая работает над пересмотром сборника аккордных ставок по
портам в целом. На фоне железных дорог порты редко поднимали свои тарифы.
Бывало, железная дорога увеличивала ставки по несколько раз в год, а порты –
всего раз в два – три года.

На протяжении многих лет мы
стараемся сохранять численность работников. Массовых сокращений не производим.
Обязательно учитываем интересы региона. В Рени, собственно, работать больше
негде, кроме как в порту и на железнодорожном узле.  Сейчас численность работников порта
составляет почти 1700 человек.

В сравнении с прошлым годом мы
увеличили среднемесячную зарплату примерно на 21 процент. На фоне других портов
уровень оплаты в порту Рени не очень высокий, но, тем не менее, средняя
зарплата докера-механизатора сегодня составляет около 1570 гривен в месяц,
средняя зарплата одного штатного работника – более 1200 гривен в месяц.

В конце мая, принимая новый
коллективный договор, мы постарались сохранить все достижения, которые у нас
были. В частности, каждому работнику порта, уходящему в отпуск, выдаем
материальную помощь на оздоровление в размере 500 гривен – в этом году мы
увеличили ее размер на 200 гривен.

Хочется быть оптимистами, ведь с
увеличением ставок тарифов и портовых сборов улучшится и наше финансовое
положение. Намеченные тенденции позволяют успешно завершить этот год, создать
задел на будущее. В недавнем времени некоторые «специалисты» предрекали закат
порта Рени. Мы же считаем – говорить о том, что у нашего предприятия нет
перспектив, преждевременно. Если перестанет работать порт – на ренийском
регионе можно сразу поставить крест.

Тарас БУРЛАКУ, Украинская
транспортная газета "Моряк"