Компания «Инком» разработала ИТ-инфраструктуру для Одесского морпорта

2008-10-31 11:31:33

На многих крупных отечественных предприятиях ИТ-инфраструктура пережила не одно поколение хаотичного становления. Не исключение и ГП «Одесский морской порт». Не так давно ИТ-служба предприятия обосновала необходимость комплексной модернизации информационной системы. Разработкой проекта занимались специалисты компании «Инком».

Типичная для отечественной
промышленности ситуация — за годы развития ИТ-инфраструктура превращается в
«сборную солянку». Свой вклад сюда вносит и ротация кадров, и особенности
финансирования, и специфика производства. Сегодня, когда информация является
стратегическим активом компании, а вопросы непрерывности бизнес-процессов
выходят на первый план, помочь в описанной выше ситуации может лишь комплексное
переоборудование существующей ИТ-инфраструктуры.

Основной задачей службы ИТ в этой
ситуации является чёткое формулирование требований к системе и обоснование
целей и задач руководству. Осознав необходимость модернизации, свое видение
решения насущных для предприятия ИТ-задач, предложили и специалисты ГП
«Одесский морской порт». Проект было решено реализовывать в два этапа. Первым
из них стало проектирование новой системы. По итогам проведенного тендера право
на его реализацию получила компания «Инком».

Главными целями проекта были:
создание инфраструктуры в рамках единого домена, обеспечение надежности
управления инфраструктурными службами, снижение среднего времени выполнения
операций и, соответственно, стоимости владения распределенной
ИТ-инфраструктурой.

 

Ход проекта, особенности

В ходе проекта специалистами
«Инком» было выполнено обследование существующей инфраструктуры. Основная её
особенность — наличие трёх не связанных между собой доменов. Исторически у
заказчика сначала был один домен, потом появился второй, потом — третий. При
этом пользователи не являлись членами одной рабочей группы, часть пользователей
не входила ни в один из существующих доменов.

По словам руководителя проекта
Андрея Темченко, подобные ситуации возникают у многих заказчиков и чаще всего
обусловлены ротацией кадров, кусочным развитием инфраструктуры: новые
специалисты дорабатывают старые решения, привносят свои наработки.

Основная задача, решаемая при
подобном перепроектировании — приведение всех систем к общему знаменателю,
обеспечение их надежности и защищенности. Обеспечить поддержку,
отказоустойчивую идентификацию, надежную авторизацию и управление
пользователями в рамках одного домена гораздо проще, отсюда и снижение итоговой
стоимости владения.

В качестве основного решения для
ИТ-инфраструктуры ГП «Одесский морской порт» был спроектирован сервис каталогов
Active Directory на базе Microsoft Windows 2003 Server, сетевые сервисы на базе
этого же продукта а также сервис управления на базе Microsoft System Center
Configuration Manager 2007 (см. схему).

В рабочую группу входили
специалисты интегратора в области программных продуктов Active Directory и
SCCM, а также ИТ-специалисты со стороны заказчика. Длительность проекта по
договору составила 20 рабочих дней.

 

Итоги проектирования

Работы, предусмотренные
договоров, были выполнены в срок. Представители «Инком» отмечают, что
немаловажную роль в этом сыграли специалисты заказчика, вовлеченность которых в
процесс была значительной. Немалую роль сыграла и компетенция специалистов
заказчика в предметной области проекта.

 

Итоговые бизнес-преимущества,
полученные заказчиком по итогам проекта:

 

1. Отказоустойчивость ИТ-системы,
достигнутая путем проектирования (выход из строя одного из серверов службы не
отражается на работе системы в целом);

2. Гибкое делегирование
полномочий для пользователей;

3. Повышенная защищенность
сетевой инфраструктуры, поскольку с введением единых корпоративных стандартов
на предприятии разрабатывается и новая административная модель, которая
позволяет разделять права на управление самим лесом активного каталога,
политиками учетных записей, управление серверами и т.д.;

4. Снижение затрат на поддержку
сетевой инфраструктуры.

 

Ожидания заказчика полностью
совпали с реализованным проектом. Специалистами интегратора был сделан срез
существующей инфраструктуры, что позволило четко определить подходы к
реализации проекта, а затем выработать рекомендации по управлению
ИТ-инфраструктурой, которые бы позволили заказчику добиться определенных
преимуществ для своего бизнеса. Следующим этапом модернизации было проведение
тендера на выполнение работ по проекту. Право на его реализацию получила
компания «Инком».

 

Комментарий интегратора

Андрей Темченко, руководитель
проектов, департамент ИТ-консалтинга «Инком»

 

При реализации подобных проектов
особенно важно хорошее понимание целей и слаженное взаимодействие команды
интегратора и заказчика. В случае, если эти цели заказчику неочевидны выполнение
проекта, как правило, затягивается и приносит не вполне ожидаемые результаты. В
данном случае ожидания и выполненная работа соответствовали друг другу.

Хочу отметить, что отечественный
заказчик становится все более зрелым и технологически подготовленным. Возможно
в финансовых структурах это понимание приходит раньше, нежели в промышленном
секторе, так как сама отрасль более информатизирована. По опыту проектов в
промышленных регионах, например Донецкой области, четко видно, что бизнес
начинает понимать важность роли ИТ, как неотъемлемой и важной составляющей
бизнеса в целом. Уже не для кого не секрет что в век информационных технологий
бизнес и ИТ являются неотъемлемыми частями друг друга. Именно «здоровая» служба
ИТ позволяет выполнять основные бизнес-задачи более эффективно и своевременно.

В целом ИТ-инфраструктура сейчас
в любом бизнесе является инструментом, который поддерживает его
работоспособность, делает его более эффективным. В последнее время на
промышленных предприятиях как раз интенсивно идет инвестирование денег в
развитие ИТ. Простой производства — это всегда убытки, поэтому предпринимаются
шаги, которые позволяют этого избежать. ИТ дает защищенность этому бизнесу и
непрерывность. Предприятию зачастую не просто напрямую просчитать, сколько выгоды
принесет подобная модернизация в целом, но по своему опыту могу сказать, что у
наших клиентов есть четкое понимание роли ИТ в самом бизнесе. А это означает
запросы на новые проекты, тендеры и дальнейшее развитие.

 

Комментарий заказчика

Дмитрий Якименков, начальник
службы ИТ ГП «Одесский морской порт»

 

В прошлом году, руководством ГП
«Одесский морской порт» принято решение проведения комплексного обновления
инфраструктуры предприятия. Среди основных факторов, повлиявших на принятие
решения о реструктуризации стали необходимость нивиляции последствий стихийного
развития ИТ-инфраструктуры, а также необходимость стандартизации подхода к
управлению инфраструктурными службами и обеспечению безопасности в целом. Эти
факторы являются элементами разработанной стратегии развития ИТ в порту и
политики информационной безопасности. При этом, одной из основных задач стало
обеспечение масштабируемости инфраструктуры в течении следующих 12 месяцев:
увеличение количества пользователей, возможное расширение функционала управления
на площадке, добавление новых площадок.

Исходя из вышеперечисленных
требований, мы сформулировали список задач, которые необходимо решить
компании-интегратору: создание инфраструктуры в рамках единого домена,
обеспечение надежного управления инфраструктурными службами, снижение стоимости
владения распределенной ИТ-инфраструктурой.

Проект комплексной
реструктуризации ГП «Одесский морской порт» было решено реализовывать в два
этапа, первым из которых стало проектирование новой системы. По итогам проведенного
тендера право на его реализацию получила компания «Инком».

Значительную часть всего проекта
занимало обследование существующей инфраструктуры. В качестве основного решения
для ИТ-инфраструктуры предприятия был спроектирован сервис каталогов Active
Directory на базе Microsoft Windows 2003 Server, сетевые сервисы на базе этого
же продукта а также сервис управления на базе Microsoft System Center
Configuration Manager 2007 (см. схему).

Спроектированое специалистами
компании «Инком» решение обеспечит отказоустойчивость ИТ-систем предприятия,
повышенную защищенность инфраструктуры, снизит затраты на ее поддержку, а также
позволит реализовать гибкое делегирование прав и полномочий для
непосредственных пользователей системы.

В целом мы оцениваем сотрудничество
с компанией Инком как успешное. Следующим этапом модернизации станет тендер на
проведение внедрения разработанного решения.

 

Владислав Гаврильчик, it-times.com.ua