2008-10-28 17:02:43

Министр транспорта и связи Иосиф Винский вчера сообщил об утверждении международного договора о создании нового транспортного коридора Черное море-Балтийское море между Украиной, Литвой и Белоруссией.

По мнению экспертов, этот коридор
может взять на себя значительную часть грузопотока, идущего в порты стран
Балтии, то есть несколько миллионов тонн ежегодно. Впрочем, портовики отмечают,
что для его использования на полную мощность необходимо упростить систему
таможенного досмотра грузов в Украине.

Украина утвердила международное
соглашение “О развитии перевозок в направлении Балтийское море-Черное море” с
Белоруссией и Литвой, сообщил вчера министр транспорта и связи Иосиф Винский.

Главная цель договора —
организация транспортного коридора между портами Ильичевска (Украина) и
Клайпеды (Литва). Благодаря этому правительства трех стран надеются привлечь
часть грузопотока, который сейчас идет в порты стран Балтии с юга, огибая всю
Европу (ориентировочное время в пути — 13 суток).

Согласно предлагаемой модели,
груз может быть в пути всего около трех суток: после прибытия в Ильичевск он
отправляется на север железнодорожным или автомобильным транспортом.

С 2003 года между Ильичевском и
Клайпедой курсирует один контрейлерный поезд “Викинг”, который перевозит
загруженные автотягачи.

“Но объем грузов, перевозимых
этим поездом, слишком мал. Собственники товара сегодня предпочитают другие
маршруты, — говорит начальник Ильичевского морского торгового порта Геннадий
Скворцов. — Номинально поезд из Ильичевска в Клайпеду следует 56 часов. Но
добавьте к этому около двух суток, потраченных на проверку груза и документов в
порту загрузки”.

“На сегодня этот поезд — не более
чем развлечение министров. Это политический, а не рыночный проект”, — уверен
руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

По словам Геннадия Скворцова,
сейчас огромное количество судов идет в порты Балтии, обходя всю Европу: “Это
миллионы тонн грузов, которые формируют прибыль и для портов, и для железной
дороги. При нормальной работе новый коридор может обеспечить доставку груза
примерно на десять дней быстрее. Думаю, это весомый аргумент для многих
транспортных компаний в пользу нового маршрута”.

Впрочем, аналитик компании
BlackSeaTrans Константин Ильницкий настроен скептически: “Направление в обход
Европы привычно для многих судовладельцев. Они могут разгрузить большие суда в
Гамбурге или Роттердаме, а потом меньшими развозить груз в близлежащие порты”,
— говорит господин Ильницкий. Однако он признает, что со временем новый маршрут
сможет перетянуть на себя часть грузопотока.

Чтоб сделать новый маршрут
популярным, необходимо в первую очередь упростить процесс оформления груза на
украинской таможне, считают эксперты.

“Большая часть грузопотока идет в
направлении Ильичевск—Клайпеда, а не наоборот, — говорит господин Скворцов. — И
сейчас в Украине с таможенным оформлением наибольшие сложности”.

“Именно из-за простоя, вызванного
таможенными формальностями, около года назад с Черного моря ушел поток товаров
из Китая,— утверждает начальник Одесского порта Николай Павлюк. — Оператор
этого направления выбрал более длинный маршрут в обход Европы, поскольку в
северных портах процесс оформления грузов намного проще”.

Антон СЕМИЖЕНКО, "Коммерсантъ"