2008-10-27 13:11:06

В последнее время снова активизировались дискуссии о судьбе Черноморского флота Российской Федерации после 2017 года. Россия будет добиваться продления пребывания Черноморского флота в Севастополе, но если после 2017 года Киев не продлит договор с РФ об аренде, Черноморский флот покинет Крым, заявляет российский вице-премьер Сергей Иванов.

Однако сегодня Севастополь
становится не только объектом, но и площадкой для многочисленных дискуссий,
сообщает «ГИЦ —
Севастополь»
.

И это неудивительно. Будучи базой
двух флотов, город удерживает третью позицию среди регионов Украины по уровню
иностранных инвестиций и занимает одно из ведущих мест в туристическом бизнесе
Украины.

О том, как совмещаются различные
направления развития города, мы говорили с директором Таврического
регионального центра инновационного развития Владимиром АРАБАДЖИ, который
возглавляет экспертный совет по разработке стратегического плана привлечения
инвестиций в город Севастополь.

– На прошедшем в Севастополе
"круглом столе" много говорилось о впечатляющих предпосылках для
развития города как морского торгового порта. Действительно ли потенциал так
велик?

– Экспертный совет Севастополя
еще весной определил свое представление о будущем города. Один из приоритетов –
развитие морехозяйственного комплекса. Мы видим Севастополь как город-порт,
международный транспортный узел.

Необходимые для развития
коммерческих портов ресурсы у Севастополя есть. Естественные глубины
незамерзающих, хорошо защищенных от непогоды бухт, энерговооруженные причалы,
географическое положение города, квалифицированные кадры, система навигации –
все эти факторы являются уникальными и создают условия для превращения города в
"морские ворота" Украины.

Севастополь был рожден как база
военного флота. И сегодня севастопольцы чтят историю города и любят военных
моряков. Флаги на мачтах, ленточки на бескозырках, имена флотских героев,
которые носят городские площади и улицы, стали неотъемлемой частью города.

Но Севастополь уже давно не
закрытая военная база, а интенсивно развивающийся в условиях рыночной экономики
город, хотя и имеющий на своей территории две военно- морские базы. И сегодня
мы работаем над тем, как придать городу новый импульс развития, чтобы
обеспечить новые рабочие места и поступления в бюджет на решение проблем
социального и коммунального характера в условиях открытой экономики.

– А возможно ли совместное
существование в Севастополе ЧФ РФ, ВМС Украины и развитого коммерческого порта?

– Ответ однозначный: возможно. И
никто никому мешать не будет. Проанализируйте совместное существование военно —
морских баз и крупнейших торговых портов в Европе, Японии, Америке. Можно
заглянуть в историю: военные корабли всегда базировались в торговых гаванях для
их защиты с моря.

Более того, частные инвесторы
всегда заинтересованы в развитии портовой инфраструктуры, применении более
новых технологий, соблюдении более высоких экологических стандартов, так как
вынуждены работать, с одной стороны, в условиях жесткой конкуренции, с другой –
в партнерских отношениях с местными властями и населением города. В отличие от
военного порта деятельность коммерческого морехозяйственного комплекса известна
общественности во всех деталях. Местной общине известно о проектах и планах
коммерческих структур. Жители города могут проводить общественные слушания и
активно участвовать в принятии решений касательно развития коммерческих
портовых терминалов.

Сложно представить, что ЧФ РФ или
ВМС Украины решат провести общественные слушания относительно того, как
защитить экологию города от вредного влияния каких- либо видов вооружений или
топлива и оснащать ли таким вооружением военные корабли, стоящие в
севастопольских бухтах, если граждане Севастополя против.

Исходя из интересов
севастопольской общины (а в цивилизованных странах интересы местной общины
превыше всего) существует еще один аспект: если город, в коммунальной
(коллективной) собственности которого находятся городская территория и все
городские ресурсы, может заработать дополнительные 2,7 млрд гривен для
удовлетворения потребностей своих граждан, но существуют чьи-либо интересы
(государственные, политические, пр.), которые сдерживают такую возможность, то
сторона или стороны, пользующиеся городскими ресурсами, должны компенсировать
городу упущенную выгоду.

– Но, как мы знаем, еще одним
приоритетным вектором развития Севастополя экспертный совет определил туризм.
Может ли Севастополь совместить развитие туристического направления с базой
двух флотов?

– Во времена СССР на Графской
пристани Севастополя был специальный пост, и матрос на этом посту следил,
чтобы, не дай бог, кто-то из туристов не сфотографировал военный корабль или
место его стоянки. Сегодня иностранные туристы с прогулочных катеров с
удовольствием снимают на видео и российские, и украинские корабли. Если
говорить с точки зрения городских доходов от отрасли туризма, то наличие
военных флотов в Севастополе только добавляет шарма, это дополнительный ресурс,
за который турист платит.

Богатая военная история города,
более 2,5 тысячи памятников, связанных с войнами на территории Севастополя, –
это существенный потенциал городской туристической отрасли.

Но в то же время памятники,
исторические места и культурное наследие города могут задержать туриста в
Севастополе только на 2 недели при любой погоде. Это фраза из преамбулы к
генеральному плану Севастополя. Курортный сезон в Севастополе – 5 месяцев. А
как жить городу 7 месяцев межсезонья? Курортная составляющая экономики
Севастополя есть и будет развиваться, но никогда не сможет обеспечить экономическое
процветание города.

Я много лет работал за границей и
наблюдал порты Турции, Греции, Сингапура, Китая, Ближнего Востока, Южной Африки
и глубоко убежден: если судьба Севастополю быть богатым городом, то его
богатство, а значит и благополучие его граждан, обеспечат только мощные
коммерческие порты с лучшими, экологически безопасными современными
технологиями перевалки.