А.Голодницкому не дали построить канал румыны и экологи?

2008-10-24 17:21:44

15-16 октября прошла встреча между украинской и румынской сторонами по реализации проекта восстановления глубоководного судоходного хода «Дунай-Черное море».


Встреча проходила в Министерстве
охраны окружающей среды Украины между украинскими и румынскими экспертами.
Эксперты обсуждали План действий Украины по имплементации Решения IV/2
принятого на Четвертой встрече Сторон конвенции про оценку влияния на
окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Еспоо) Европейской
Экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Стороны не пришли к согласию –
представителями Украины был предложен график выполнения процедур Конвенции в
течение 9 недель, в то время, как румынская делегация готова пройти те же
процедуры не меньше чем за 15 недель. Протокол разногласий будет представлен на
рассмотрение Секретариата Конвенции.

Напомним, поводом для работы
Комиссии стала жалоба Румынии по трансграничному влиянию украинского проекта
«Дунай – Черное море» на природные комплексы Румынии. Основным тезисом в
представлении Румынии является то, что Украина системно нарушает Конвенцию
Еспоо.

В 2007 году Комитет Конвенции
Еспоо принял решение выйти на так называемый «нулевой вариант». Снова на
двухстороннем уровне решить все спорные вопросы трансграничного влияния
украинского проекта в рамках выполнения норм Конвенции Еспоо и представить
соответствующую информацию Комитету. 

До начала октября  2007 года Комитет направил сторонам проект
своих рекомендаций для изучения и представления возражений.

Комитет снова рассмотрел этот
вопрос на своем четвертом совещании 19-21 мая 2008 года в Бухаресте. По
результатам работы Комитета были разработаны Выводы и рекомендации по
представлению Румынии в отношении Украины.

Стоит отметить, что в
первоначальной редакции выводы Комитета были более благоприятными для Украины,
например, Украина не была признана нарушителем международной конвенции,
поскольку в национальном законодательстве Украины нет некоторых более подробных
положений. В частности,  Комитет пришел к
выводу, что Украина создала внутреннюю систему ОВОС.

В отношении первой очереди
строительства ГСХ «Дунай-Черное море» 
Комитет считает, что факт санкционирования и осуществления первой
очереди строительства нельзя рассматривать как явное несоблюдение Конвенции,
поскольку Украина предполагала, что данный проект не будет иметь значительного
вредного трансграничного воздействия. Вместе с тем, Украине вменялось
приостановить работы по проекту, в том числе по эксплуатации и обслуживанию и
эти работы не должны возобновляться да завершения процедур, предусмотренных в
Конвенции.

В отношении второй очереди
проекта Комитет настойчиво призвал Правительство Украины приостановить
окончательное решение о строительстве ГСХ в украинском секторе дельты Дуная от
28 декабря 2007 года, и не осуществлять вторую очередь проекта до полного применения
положений Конвенции, с учетом выводов Комитета. Правительству Украины
рекомендовалось начать переговоры с Румынией для выработки двусторонних
соглашений и иных договоренностей с целью соблюдения положений Конвенции. К
2010 году (к пятому совещанию сторон) представить комитету доклад о ходе
разработки таких соглашений, в частности, с Румынией.

Следует отметить, что ряд более
невыгодных для Украины выводов и рекомендаций Четвертого совещания сторон
Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
(от 19-21 мая 2008 года) было принято позже в виде Дополнений к рекомендациям.

Таким образом, руководство ГП
«Дельта-лоцман» обрело надежного помощника в лице лоббистов Румынской стороны в
вопросе обоснования затягивания реализации проекта. Умышленно или нет, но
вопросу работы с Комитетом конвенции Еспоо не было уделено должного внимания –
позиция и интересы Украины попросту не лоббировались.

Учитывая ситуацию, которая
сложилась на ГП «Дельта-лоцман», такой «просчет» может стать очень выгодным для
руководства.

Во-первых, имея на руках выводы и
рекомендации Комитета директор ГП «Дельта-лоцман», А.Голодницкий всегда может
заявить, что это не его вина, что проект не был завершен – стоит напомнить, что
Министр транспорта и связи И.Винский грозился убрать А.Голодницкого с
должности, если проект ГСХ «Дунай-Черное море» не будет завершен.

Нельзя сказать, что только выводы
Комитета стали единственным камнем преткновения на пути реализации важного для
Украины стратегического проекта. Был и ряд внутренних причин, которые помешали
его реализации.

Несмотря на заложенные в
государственном бюджете 2008 года средства и наличие подрядчика, средства
остались неосвоенными, а с подрядчиком расторгли договор и ведут судебные
тяжбы. На самом предприятии была объявлена «оптимизация численности персонала»,
которая, опять же, продолжается в судах. Администрацией был создан второй
(подконтрольный) профсоюз работников ГП «Дельта-лоцман». В общем, руководству
предприятия было не до ГСХ «Дунай-Черное море».

Результаты встречи, которая
прошла 15-16 октября, между украинской и румынской сторонами по реализации
проекта восстановления глубоководного судоходного хода «Дунай-Черное море»,
дают основания говорить о том, что противостоять румынскому лобби со стороны
Украины в этом вопросе сегодня некому по причине отсутствия желания, а может и
способностей у непосредственных исполнителей проекта.

Сегодня можно говорить, о том,
что проект «Дунай-Черное море» теперешнему руководству предприятия не по силам
реализовать в 2008-2009 годах.