2008-10-24 12:30:05

В сентябре 2008 г. фрахтовые ставки балкерного тоннажа максимально упали с начала года. Коллапс рынка объясняется, главным образом, сокращением перевозок металлургического сырья из Австралии и Бразилии в Юго-Восточную Азию. Дополнительное давление на фрахт оказывает ввод в строй новых балкеров с корейских, китайских и японских верфей.


Балкера «панамакс» и «хенди»

Ровно через семь месяцев после январского падения последовал новый обвал рынка
балкерного тоннажа, набравший особо стремительные обороты в первой половине
сентября, когда ставки снижались на $2-3 тыс./сут. ежедневно. За весь сентябрь
Балтийский фрахтовый индекс (БФИ) для «панамаксов» снизился на 2552 пункта или
42,5%, для «суперхендимаксов» – на 1361 пункт или 33,3% и для «хендисайзов» –
на 377 пунктов или 17,7%. Нетрудно заметить, что падение БФИ для крупных
балкеров было более значительным, чем для тоннажа меньших размеров.

Динамика Балтийского фрахтового
индекса в сентябре 2008 г.

Тип тоннажа

01.09

15.09

30.09

Панамакс

6010

4785

3458

Суперхендимакс

4090

3126

2729

Хендисайз

2125

1748

1527

Источник: Clarkson

Неравномерный характер носило падение БФИ и для различных направлений
перевозок. Например, для «суперхендимаксов» в направлении Дальний
Восток-Континент уменьшение индекса составило 27%, в то время как для
направления Черное море-Дальний Восток его абсолютные значения сократились
почти на 44%. В конце сентября средний уровень рейсовых тайм-чартерных ставок
для «суперхендимаксов» опустился до $0,54/т дедвейта в сутки, а для
«хендисайзов» – до $0,92. Падение рейсовых ставок коснулось всех без исключения
грузов.

Ставки на перевозку сахара традиционными партиями 25-30 тыс. т из Южной
Бразилии на Балтику/Черное море опустились до $60/т. Еще в начале сентября их
уровень составлял до $90/т. Ставки на перевозку сахара в мешках из Бразилии на
Западную Африку партиями 14-15 тыс. т опустились со $110 до $75/т. Брокеры
считают, что в середине сентября владельцам балкера дедвейтом 22,7 тыс. т очень
повезло, зафиксировав его под перевозку сахара на Египет по ставке $80/т.
Ставки на перевозку 50 тыс. т удобрений из Котки на Китай упали почти до $60/т.
На этом фоне достаточно солидной выглядит ставка в размере $75/т за перевозку
удобрений в конце сентября с Черного моря на Индию балкером дедвейтом 26 тыс.
т.

Одной из причин коллапса рынка балкерного тоннажа стало также резкое уменьшение
простоев в портах (в основном Австралии и Бразилии). Например, в Австралии
простои снизились до семимесячного минимума. Это неудивительно, учитывая
снижение грузопотока угля на 10%. То же можно сказать и о Бразилии, уменьшившей
отгрузки железной руды на Китай. Несмотря на общую тенденцию к снижению ставок,
в Атлантике их уровень все равно оставался существенно выше, чем в
тихоокеанском регионе, главным образом, из-за поставок новых балкеров с
корейских, китайских и японских верфей.

Уровень ставок при отфрахтовании
сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в сентябре 2008 г.

Показатели

Тип тоннажа

Панамаксы

Хэндимаксы

Хэндисайзы

Атлантика

 

 

 

1. Количество
отфрахтовок, ед.

71

37

19

2. Репрезентативный
уровень ставок, USD/сут.

47350

39200

26150

3. Min ставка, USD/сут.

15500

16000

12000

4. Max ставка, USD/сут.

77000

65000

40000

Тихий океан

 

 

 

1. Количество
отфрахтовок, ед.

111

42

13

2. Репрезентативный
уровень ставок, USD/сут.

34550

24300

23000

3. Min ставка, USD/сут.

14000

8000

18000

4. Max ставка, USD/сут.

61000

35000

32000

Расчеты: ГП «УкрНИИМФ»

Для сентябрьского рынка характерна также очень низкая активность отфрахтования
балкеров в период-чартер. Но, в тех немногих сделках, которые были заключены,
уровень ставок был выше, чем в споте. Достаточно коротким оказался и перечень
отфрахтовок с балластными бонусами, а их уровень, особенно в конце сентября,
заметно «похудел» по сравнению с летними месяцами.

Коастеры и суда «река-море»

Для коастерного тоннажа и судов «река-море» в сентябре также наблюдалась
несвойственная для начала осени картина, когда спрос был существенно ниже
предложения. В отличие от рынка балкерного тоннажа здесь не произошло
серьезного обвала рынка, но и не оправдались надежды на его укрепление.

На Балтике и Континенте из-за недостаточного предложения груза ставки в лучшем
случае оставались на прежнем уровне. Чаще происходило умеренное снижение
ставок, чему в немалой степени способствовали снизившиеся цены на бункерное
топливо. Но, несмотря на относительную стабильность данного сегмента фрахтового
рынка, ставки здесь были все же немного ниже, чем в сентябре прошлого года,
когда четко отслеживался повышательный тренд.

В целом, исходя из наблюдений NORBROKER для коастерного рынка (в основном это
Балтика, Континент, Бискайский залив, Великобритания, Испания и Португалия)
падение ставок по отдельным тоннажным группам в сентябре носило неодинаковый
характер. Если для небольших коастеров дедвейтом 1250-3500 т ставки снизились
на ?50-150/сут., то для судов дедвейтом 6500 т ставки вообще повысились на
?200/сут. Возможно, причиной тому стало стремление отправителей к укрупнению
грузовых партий, как например, это наблюдалось на Балтике для лесных грузов.

Тайм-чартерный эквивалент, рассчитываемый NORBROKER для «коастеров» различной
грузоподъемности, в сентябре 2008 г. составлял:

Дедвейт, т

Начало сентября 2008, ?/сут.

Конец сентября 2008, ?/сут.

1250

1850

1750

1750

1950

1900

2500

2200

2050

3500

3000

2900

6500

4600

4800

Возможно, относительная стабильность коастерного рынка в сентябре была обусловлена
тем, что очень большое количество тоннажа было направлено в Азово-Черноморский
бассейн, где образовался колоссальный избыток судов. Соответственно, фрахтовые
ставки здесь стремительно пошли вниз. В течение сентября стамбульский фрахтовый
индекс ISTFIX снизился с 1501 пункта в начале месяца до 1271 пунктов по
состоянию на 29 сентября. Пока что это самое большое падение индекса за всю
историю его существования, составившее 230 пунктов или 14,6%.

Тайм-чартерный эквивалент,
рассчитываемый ISTFIX для различных групп коастерного тоннажа и направлений
перевозок в конце сентября 2008 г, $/сут.

Направления перевозки

Тоннажные группы, т

2001-4000

4001-6000

6001-8000

8001-12000

Черное море – Мраморное
море

2500

4150

6000

9000

Черное море – Вост.
Средиземноморье

2500

4150

6000

9000

Черное море – Центр.
Средиземноморье

3000

4000

5000

10000

Черное море – Запад.
Средиземноморье

3500

4500

6000

11000

Черное море – Континент

4000

5000

7000

11000

Тайм-чартерный эквивалент
за 12 месяцев

3100

4360

6000

10000

Источник: ugmk.info

со ссылкой на

ISTFIX