В следующем году исполнится 60 лет со дня основания музея адмирала Макарова

2008-10-17 16:33:09

В 1949 году Николаевскому кораблестроительному институту было присвоено имя адмирала Степан Осипович Макарова, а на ученом совете принято решение о создании мемориального кабинета имени великого флотоводца и учреждении именной макаровской стипендии. Сразу же работу по созданию будущего музея возглавил доцент кафедры теории корабля, преподаватель Юрий Афанасьев. За пять последующих лет он собрал 75 экспонатов, связанных с адмиралом Макаровым.

– Но в 1954 году Афанасьев
переезжает в Одессу, после чего музейная коллекция не пополнялась долгие годы,
– рассказывает заведующая музеем имени Макарова Елена Фещенко. – И только в
1970 году в рамках подготовки к 50-летию института было принято решение
восстановить работу над созданием музея Макарова и о создании музея института. Стоит
отметить, что работа по созданию музея института так и не началась, а вот под
музей Макарова выделили уже целую комнату в ныне старом корпусе, который
расположен на улице Скороходова. Второй раз работу по созданию музея и
пополнению коллекции возглавил преподаватели кафедры военно-морской подготовки
Александр Нищенко и Владислав Мацкевич.

 В 1986 году под музей Макарова выделяют новое
просторное помещение в Новом корпусе института. Но только в 1991 году в мае
месяце обновленная экспозиция была открыта для посетителей.

Выставку музейных экспонатов
открывает стенды с копиями фотографий конца 19 – начало 20 века, когда жил и
работал Степан Осипович Макаров. Глядя на них, можно легко погрузиться в
атмосферу старинного Николаева той эпохи. На фотографиях изображен дом, в
котором родился будущий адмирал 27 декабря 1848 года. Ныне эта улица носит
название адмирала Макарова, в те времена она именовалась Католическая. Есть и
фото дома, который купил его отец после службы. Стоит отметить, что именно этот
дом, который и ныне расположен на улице Московской, долгое время считали
истинным место рождения Макарова. Также на фото изображены люди, которые
сыграли значительную роль в жизни Макарова на юношеском этапе его жизни. К
примеру, командующий тихоокеанской эскадрой адмирал Попов. На его флагманском
корабле «Богатырь» Макаров в качестве кадета проходил плавательную практику.
Также ест фотографии Макарова в период учебы и изображения первой научной
публикации адмирала на тему «Проблемы девиации в море», датированной 1867
годом.

Далее расположены экспонаты,
связанные с его научной деятельностью. Степан Осипович задумал разработать
специальные пластины, которые предназначены предотвратить течь в кораблях.
Работать над этим изобретением он начал после случая с броненосцем «Русалка»,
на котором он служил. Этот корабль при исполнении маневров задел дно и чуть
из-за полученной пробоины не потонул. После этого случая Макаров вначале вводит
понятие «живучести» корабля, а позже он разработал специальный пластырь-пластины
для заделки пробоин. Благодаря международной выставке в Вене в 1878 году, его
пластырь получил мировое признание и мировое распространение. Образец этого
пластыря можно увидеть на одном из стендов музея.

На следующем стенде можно
ознакомиться с материалами, которые описывают инновации Макарова в
Русско-турецкой войне. В тот период времени он предложил минное вооружение,
которое считается оборонительным, использовать в качестве наступательного
оружия путем разработки первых прототипов торпедных аппаратов.

Есть фотоуголок семьи Макарова. К
примеру, его жены и сына Вадима. К сожалению, в музее нет изображений двух
дочерей адмирала.

Отдельный стенд знакомит
посетителей с Макаровым-гидрографом. Стоит отметить его методику определения
подводных течений  и изобретение  – флюлюктометр. Макет этого изобретения
представлен в музее.

В 1885 году Макаров назначен
командиров корвета «Витязь». Перед будущим адмиралом стояла задача совершения
кругосветного путешествия на этом корабле. Макет парусника «Витязь» представлен
в экспозиции музея. Также представлен и стендовый макет ледокола «Ермак». На
реальном ледоколе «Ермак» Степан Осипович осваивал арктические просторы России.
Этому нелегкому периоду в жизни Макарова посвящен отдельный стенд. К примеру,
есть фотография, на которой изображено как «Ермак» освобождал из ледового плена
два российских корабля: крейсер «Громобой» и броненосец «Генерал Апраксин».
Также представлены подледники книг, в которых Степан Осипович описывает две
арктические экспедиции. Стоит отметить, что «Ермак прослужил» 65 лет и, когда
он пришел на порезку, все его механизмы были рабочими. В итоге, корабль был
разрезан на части, которые были розданы в различные промышленные и проектные
учреждения страны. Таким образом, трап и кресло из кают-компании попало в музей
института.

Степан Осипович Макаров погиб на
дальнем востоке командую тихоокеанской эскадрой 31 марта 1904 года. В музее
есть фотографии момента гибели флагманского броненосца эскадры «Петропавловск».
По сведениям очевидцев корабль потонул за 2 минуты, забрав с собой жизни 648
человек, среди которых был и Макаров. Фотографии сделаны с береговой вышки.
Также представлены самые последние фотографии Макарова, сделанные за 17 дней до
его гибели.