Рейдовая перевалка серы в Керченском будет расти – не смотря на протесты экологов

2008-09-16 15:39:22

Будет ли “Югнефтехимтранзит” наращивать рейдовую перевалку серы в Керченском проливе, теперь предстоит решать органам власти.


Общественность, экологи,
представители местных жителей высказали свое категорическое неприятие проекта
на общественных слушаниях 29 августа, организованных компанией.

"В таких случаях, –
прокомментировал глава Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей
Рудомаха, – власти обязаны руководствоваться ст.13 Федерального Закона "Об
охране окружающей среды", согласно которой "при размещении объектов,
хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей
среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения".

Вместе с тем он отметил, что,
какими убедительными ни казались доводы общественности, власти часто игнорируют
их в угоду интересов компаний. Тогда представителям общественности остается
обратиться в суд, хоть и там эти аргументы бывают восприняты далеко не всегда, передает
"Кавказский узел".

Помимо жителей района, в нынешних
слушаниях приняли участие представители общественных организаций "За
спасение Тамани!", Экологическая Вахта по Северному Кавказу и
экологического движения "Хранители Радуги". Но половину зала
составили рабочие "Югнефтехимтранзита" или люди, заинтересованные в
работе компании на Азово-Черноморском побережье, отмечают экологи.

Как сказано в экологическом
обосновании, проект компании "Югнефтехимтранзит" заключается в
осуществлении рейдовой перевалки серы комовой и гранулированной на якорной
стоянке №451 в Керченском проливе. Район этой стоянки находится в пяти
километрах от берега Таманского полуострова между мысами Тузла и Панагия и
занимает окружность диаметром 6 кабельтов (около 1100 м).

"Югнефтехимтранзит"
планирует довести объемы этой рейдовой перевалки до двух с половиной миллионов
тонн серы в год. Технологическая схема перевалки: трюм (речной) – плавкран
(грейфер) – трюм (морской). Сера будет доставляться с Астраханского
газоконденсатного месторождения.

Основная аргументация в пользу
проекта, которую изложил заместитель директора "Югнефтехимтранзита"
Павел Криворучко была направлена, на то, чтобы затронуть патриотические струны
в душах участников слушаний. По его мнению, "эта перевалка привлекательна
тем, что российский товар, произведенный в России, будет доставляться
российскими транспортными компаниями".

Он призвал помнить, "о том,
что те печальные события произошли в Керченском проливе, но не на 451-й якорной
стоянке и все, что произошло, было под юрисдикцией украинской стороны". По
его словам, "объемы перевалки порта Кавказ уменьшились вдвое, а те тонны,
которые переваливались, благополучно перешли на украинскую сторону".

Сопредседатель организации
"За спасение Тамани!", председатель комиссии по законности и
правопорядку Темрюкского районного совета депутатов Алла Никонорова задала
вопрос, каким образом "Югнефтехимтранзит" может вести работы, если у
нее нет государственной экологической экспертизы, передает Экологическая Вахта.

Представитель
"Югнефтехимтранзита" признал этот факт, а также то, что компания в
настоящее время ведет деятельность фактически незаконно. Он сообщил, что в
компанию прокуратурой направлено представление, что составлен протокол и возбуждено
дело об административном правонарушении, выписано предписание Росприроднадзора.

Вадим Новопашин, председатель
комиссии по экологии Темрюкского городского совета подверг критике то, что не
соблюдаются даже самые элементарные нормы перевалки. "Есть фотосъёмка, –
сказал он. – Это сфотографированы ваши суда, которые стоят на рейде. На фото
видны два пятна серы, больше площади судна. В вашем ОВОС написано, что выброс
составит 1646 кг серы в течение года. Я никогда не поверю, потому что на этой
фотографии показано, что примерно одна треть этой массы уже выброшена".

"В ОВОС вы пишите, – отметил
он также, – что максимально обеспечиваете экологическую безопасность, в том
числе, натягивая брезентовый полог между бортами судов. На фото три судна, и
никаких пологов нет".

Координатор Экологической Вахты
по Северному Кавказу Андрей Рудомаха напомнил, что Керченский пролив является
уникальным морским водоемом. "Он – самая ценная акватория Азовского и
Черного моря, – пояснил эколог. – Здесь находятся местообитания и места нагула,
проходят нерестовые пути многих видов ценных и охраняемых морских организмов, в
том числе, исчезающих".

Другим фактором, по мнению
Рудомахи, является чрезвычайная опасность Керченского пролива для судоходства.
Это определяют ряд природных и технических факторов, таких как стесненность и
мелководность пролива, сильные шторма и ветровая нагрузка, отсутствие
эффективной системы предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций, что ясно
показала катастрофа 11 ноября.

Андрей Рудомаха также зачитал два
официальных документа, имеющие отношение к обсуждаемому проекту. Один
украинский, другой – российский. Украинский документ показал, что на другой
стороне Керченского пролива те же проблемы. Разница наблюдалась лишь в том, что
Государственная санитарно-эпидемиологическая службы Украины указывала на
неэффективность применения пологов между судами и требовала применение
герметичных перегрузчиков.

Также Рудомаха зачитал выдержки
из официального заключения ФГУ "Азчеррыбвод" от 15 сентября 2003
года, которое касалось перевалки серы на той же самой 451-й якорной стоянке,
где ведет свою деятельность "Югнефтехимтранзит".

В этом документе ФГУ
"Азчеррыбвод" выступило категорически против дальнейшего увеличения
объемов перегрузки на открытых якорных стоянках Керченского предпроливья не
только нефти и нефтепродуктов, но и всех других сыпучих и пылящих грузов и не
согласовывает "Экологическое обоснование перегрузки серы комовой и
гранулированной на якорной стоянке №451 порта Кавказ".

К сожалению, сказал на слушаниях
Рудомаха, в свое время выводы данного заключения были проигнорированы. Но оно
дает ясную картину, что перевалка серы в Керченском проливе недопустима.

Игорь Голубенков, сопредседатель
организации "За спасение Тамани!", депутат Таманского сельского
поселения, что депутатами поселения направлено письмо премьер-министру
Владимиру Путину с просьбой запретить любую перевалку опасных грузов в
Керченском проливе.

Виктор Кравченко, член "За
спасение Тамани!", житель поселка Волна, указал на то, что слушания
проводятся не по месту осуществления деятельности, которая обсуждается.
Перевалка серы будет проводиться вблизи их поселка.

Кравченко указал на необходимость
учета не только того, сколько человек получит работу в результате деятельности
кампании, но также и то, сколько людей недополучит доходы от уменьшения
количества отдыхающих в Темрюкского районе в результате деятельности по
перевалке опасных грузов в проливе.

Наиболее активно в поддержку
проекта "Югнефтехимтранзит" выступал бывший сотрудник Администрации
Темрюкского района, а ныне руководитель работающего в порту Кавказ морского
агентства "Солвалюб Шиппинг" Сергей Светцов, отмечают экологи. Он не
раз брал слово, перебивал выступающих против проекта. При этом он не указал,
что работает в компании, которая также как и "Югнефтехимтранзит"
входит в состав группы компаний Solvalub.

Анатолий Шумкин – в прошлом
преподаватель Кубанского университета, а ныне житель поселка Ильич, выступил в
поддержку проекта, основываясь на аргументах, свидетельствующих, по его мнению,
о том, что комовая и гранулированная сера являются безопасными веществами. Он
указал на то, что в море присутствует большое количество сероводорода и та
часть серы, которая попадёт в море, ничтожно мала и никакого существенного
вреда морю не принесет.

На это возразил представитель
движения "Хранители Радуги" Лев Суслин. Он указал на то, что сера –
это "серный цвет" – один из ядов, которыми травят вредителей и
который вреден и для человека. "Это одно из самых химически активных и
опасных веществ", – отметил он.

Игорь Тюмин, работник ООО
"СВЛ Терминал" свое выступление в защиту проекта
"Югнефтехимтранзита" не ограничил призывами к патриотизму. "Ни
для кого не секрет, что все общественные организации, так называемые
экологические, спонсируемые западными спецслужбами, – сказал он. – Их
стратегическая цель – расшатать экономику России". А в данном конкретном
случае, по его мнению, речь идет о прибывших из Украины людях.

Координатор Экологической Вахты
Андрей Рудомаха указал на некорректность подобных заявлений, так как
участвующие в слушаниях представители общественности, являясь гражданами
России, не могут напрямую воздействовать на Украину.

Рудомаха сообщил о том, что
Экологическая Вахта тесно контактирует с украинскими "зелеными" и указал,
что там борьба с перевалкой опасных грузов в Керченском проливе ведется во
многом даже успешнее.

Также глава Экологической Вахты
сообщил, что организация намерена обратиться в структуры Европейского Союза с
целью добиться прекращения перевалки опасных грузов в Керченском проливе.

Сопредседатель "За спасение
Тамани!", житель поселка Чушка Ирина Гридина указала на проблему
экологической катастрофы в поселке Чушка, к которой имеет отношение, в том
числе, и компания "Югнефтехимтранзит". "В поселке Чушка воздух
заражен, – сказала она. – Переваливают уксусную кислоту, вот и сегодня утром
переваливали. Невозможно выйти на улицу и в домах тоже стоит запах".

Также на слушаниях против
перевалки серы активно выступили представители "За спасение Тамани!"
из Темрюка Александр Комлевой и Виктор Куприянов, жители поселка Ильич Валентин
Дубовик, Вероника Свистунова, Алексей Подольский, житель поселка Волна Лидия
Иванова, эколог агрофирмы "Передний край", житель поселка Батарейка
Виктория Столяренко, сообщает Экологическая Вахта.

 

Напомним, что 26 августа на
общественных слушаниях в Темрюке (Краснодарский край) была признана
недопустимой реализация проекта создания новой рейдовой стоянки танкеров в
Керченском проливе. Участники слушаний были практически единодушны как в
критике проекта, так и при голосовании.

Сильный шторм в Керченском
проливе 11 ноября 2007 года стал причиной сразу нескольких кораблекрушений в
акваториях Азовского и Черного морей у побережья Краснодарского края.

В результате на рейдовой стоянке
порта Кавказ из-за шторма разломился пополам танкер "Волга-нефть", в
море вылилось более тысячи тонн нефти.

Несколькими часами позднее в этом
же районе затонул сухогруз "Вольногорск" с двумя тысячами тонн серы
на борту. Девяти членам экипажа удалось переместиться на плот, и они были
спасены. Позже потерпел бедствие сухогруз "Нахичевань" (он тоже
перевозил серу) и сухогруз "Ковель".

Природоохранная организация
"Экозащита" назвала разлив нефтепродуктов в Керченском проливе в
числе пяти самых катастрофических для экологии событий 2007  года.

 

Справка: ООО
"Югнефтехимтранзит" входит в группу компаний Solvalub (SVL Group).
Solvalub – британская компания, созданная в 1984. В настоящее время
зарегистрирована в оффшорной зоне на острове Джерси.

Компания занимается перевалкой
различных нефтехимических грузов. Активно работает в России, где ее основной
перевалочной базой является порт Кавказ, в котором Solvalub владеет нефтяным
(ООО "СТЛ Трейдинг") и химическим терминалами (ООО
"Югхимтерминал").

Фактическим хозяином активов группы
компаний Solvalub в России является Борис Титов, занимающий должность
исполнительного директора этой компании. Также Борис Титов является
председателем Правления общероссийской общественной организации "Деловая
Россия" и членом Общественной палаты РФ.