2008-09-16 10:02:40

Состоялся «круглый стол» на тему «Порты Украины: борьба за лидерство в Черноморском регионе». Одно из выступлений его участников касалось непосредственно потенциала Севастополя как одного из самых перспективных морских портов Черноморского бассейна».

Предлагаем вашему вниманию основное содержание выступления Сергея Беленького (Институт стратегических исследований, г. Киев):

—Коммерческий потенциал Севастополя как торгового порта на протяжении всей его истории искусственно сдерживался в пользу ВМФ. В наследство от ВМФ СССР городу досталось более 280 капитальных энерговооруженных причалов общей протяженностью свыше 20 км. Но и сегодня подавляющая часть причалов в севастопольских бухтах эксплуатируется военными.

После возможного вывода из Севастополя Черноморского флота в 2017 году город столкнется с очень серьезной проблемой преодоления экономических, социальных и экологических последствий многолетнего пребывания флота на его территории. Поэтому городские власти и инвестиционные эксперты осознали необходимость развития морехозяйственного комплекса Севастополя, что позволит уже в среднесрочной перспективе компенсировать последствия вывода флота.

Севастополь располагает хорошими стартовыми позициями в реализации концепции «город-порт», через который может осуществляться транспортное сообщение Европы с другими частями света.

Основные конкурентные преимущества Севастополя для развития портовой деятельности следующие: 1) наличие нескольких уникальных (даже по мировым меркам) незамерзающих глубоководных бухт; 2) значительная протяженность береговой линии, способствующая созданию мощной портовой инфраструктуры; 3) отстутствие в крымском регионе крупного и эффективного морского торгового порта; 4) близость важнейших морских торговых путей и государств с развитой морской торговлей; 5) расстояние до промышленных предприятий донецко-запорожского региона ближе, чем до портов-конкурентов, расположенных в Одесской области.

Развитие портового хозяйства будет способствовать опережающему развитию предприятий припортовй инфраструктуры: судостроение, судоремонт, транспортная и складская логистика. К примеру, порт Роттердам, где непосредственно трудится около 1300 чел., обеспечивает работой еще 60 тыс. чел. В смежных отраслях.

Для Севастополя, как одного из немногих глубоководных портов Украины, крайне важно не остаться в стороне от происходящих процессов (в развитии портов—«НС»), а максимально использовать их для развития своего экономического потенциала. Особенно учитывая то обстоятельство, что по результатам работы морских торговых портов за 2007 год Севастопольский морской торговый порт (вместе с Евпаторией) оказался худшим среди 18 портов государственного сектора по грузообороту.

Несмотря на самые большие среди украинских портов естественные глубины у причалов, сегодня порт Севастополь может принимать только суда класса Panamax (дедвейт до 100 тыс. тонн). Для приема судов класса Сapesize необходимо проведение дноуглубительных работ.

Стратегическое развитие Севастополя как крупного портового центра предусматривает значительное увеличение грузопотоков, проходящих через морские терминалы города. Поэтому железнодорожная инфраструктура может стать «узким местом» для увеличения грузооборота. В связи с этим, Минтранссвязи просто необходимо в ближайшее время рассмотреть вопрос строительства дополнительной железнодорожной ветки по маршруту Джанкой-Симферополь, которая позволит увеличить пропускную способность железнодорожного транспорта до 50 тыс. тонн в сутки (при сегодняшних 15 тыс. тонн в сутки, тогда как средняя возможность перевалки портами составляет 45 тыс. тонн в сутки).

Источник: «ГИЦ — Севастополь»