МБНУ:
Почему профсоюз НМТП вышел из Профсоюза работников морского транспорта Украины?

П.Прокопенко:  Из-за полной неэффективности этой
организации. Причина в том, что ПРМТУ как профессиональный союз защитой прав
трудящихся уже давно не занимался. И в этом мы убедились неоднократно. Когда в
2006 году нам устраивали заказные проверки – господин Киреев (Михаил Иванович Киреев – председатель ПРМТУ
– ред.)
самоустранился и не стал защищать интересы нашего трудового
коллектива. Тогда совершалась атака на порт, заходила в порт команда,
возглавляемая  Бессоновым Александром
Васильевичем, ПРМТУ нам ни чем не помог. И, несмотря на то, что у Бессонова первым
заместителем работал бывший председатель профсоюза Николаевского порта –  началось повальное ущемление прав рабочих. У
нас на профсоюзном учете 3800 человек. Им не выплачивали премии, не выплачивали
13-ю зарплату. Дошло до того, что люди стали на площади перед портом
протестовать! И ПРМРТУ их никак не защищал. Уже тогда к нам обращались за
консультацией как альтернативный профсоюз  создавать.

Мы ранее
с ними (ПРМТУ) всячески шли на сотрудничество. Например, когда Центральный
совет профсоюза просил – мы передали в аренду оздоровительную базу, пионерский
лагерь. А они ничего не сделали там, поняв, что ничего не смогут заработать на
этом – и им стало не интересно. А  в  пионерском лагере они бросили директора на
произвол судьбы – выкручивайся как хочешь.

Интересный
факт был в июле прошлого года, когда существовал так называемый концерн
«Укрморпорт».  Эдакая прослойка между
Департаментом морского и речного транспорта Министерства и портами. Концерн
должен был выполнять функции гигантского порта, а начальники портов имели бы полномочия
только принимать и увольнять рабочих – все остальное сделал бы концерн. И когда
этот концерн, возглавляемый бывшим политработником, не работавшем в портах,
Климовым, начал расставлять свои кадры – не было помощи от Киреева. И если б
еще хоть специалистов ставили. А тот поставили на хозяйственную должность
профсоюзного работника (Калошина) – сами понимаете, что это за кадровая
политика.

Когда в
Ильичевском порту проходили все эти бандитские захваты, «рейдерство» так
называемое. Это бандитизм: одна государственная структура, «Укрморпорт»,
захватывает другую – порт под управлением Министерства транспорта. И когда
человек главы Укрморпорта, Сергея Климова, Владимир Васильев, взламывая двери
пытался войти в порт Южный – Киреев занял выжидательную, пассивную позицию.

И вот 14
февраля 2008 года наш профсоюз вышел из ПРМТУ.

 

МБНУ:
Кроме профсоюза Николаевского морского порта, из ПРМТУ вышли также профсоюзы
Южного, Ильичевского и Октябрьского портов. Будет ли создаваться структура,
объединяющая вышедшие из ПРМТУ профсоюзы, некая «Ассоциация независимых
профсоюзов работников морского транспорта Украины»?

П.
Прокопенко: Нам удобней и эффективней действовать совместно для решения
конкретных проблем и задач. Мы, если ассоциацию и создадим, то не как
бюрократическую структуру. Существовать она будет исключительно на общественных
началах. Мы не будем тратить деньги рабочих на офисы и оклады еще одной организации.

Я
являюсь членом Президиума областного совета профсоюзов. Поэтому вопросы на
региональном уровне я решаю через Облсовпроф. А на отраслевом – будем решать
через представительский орган.

 

МБНУ:  Как вы относитесь к изменениям  в Отраслевое соглашение, предложенным заместителем начальника Департамента
морского и речного транспорта Украины, Виктором Алексеевичем Сударевым?

П.
Прокопенко: Так получилось, что заседание профсоюзов и департамента 27.08.08.
проходило в 2 этапа.

На 1-м
собрались независимые профсоюзы и работодатели. Там ничего про изменения не
говорилось.

А во
2-м этапе участвовали профсоюзы, входящие в ПРМТУ. И именно на этом, 2-м
совещании, и были оглашены данные новации. Зацепкой для этого было то, что
старое Соглашение Минтранс подписывал именно с ПРМТУ.

 

МБНУ:
Так вы вообще в курсе этих изменений?

П.
Прокопенко:  Теперь в курсе. Прочитал на
вашем сайте. И мы, не входящие в ПРМТУ профсоюзы, направляем наше обращение к министру с тем, что
бы начать переговорный процесс. Когда у нас будет выработано совместное решение
– мы его огласим.

 

МБНУ:
Что вы думаете об уменьшении роли профсоюзов в новом проекте Соглашения?

П.
Прокопенко: Скажу без хвастовства, в Николаевском порту один из лучших
Коллективных договоров в Украине. Наши работники – одни из самых защищенных в
морской отрасли. У нас никакие реструктуризации, договора совместной
деятельности, передача в аренду без участия профсоюза невозможны. Поэтому, то
что, в предлагаемых В. Сударевым изменениях профсоюзы исключаются из комиссии
по реструктуризации, нам не нравится.

Что
касается приватизации, то я бы не стал акцентировать внимание на этом пункте. По
нынешнему закону приватизация портов не возможна. Причалы приватизации не
подлежат. А за причалами – городская земля, порт просто пользуется ей. Земля
принадлежит городской общине и распоряжается ею горсовет. Поэтому изменившаяся
формулировка звучит ужасно только для непосвященных.  Ведь сама приватизация портов в рамках
действующего законодательства невозможна!

Другое
дело – отчуждение и передача имущества. Это должно проходить под контролем
профсоюзов. У нас, в коллективном договоре НМТП, эти гарантии еще жестче, чем в
Отраслевом соглашении. И мы их менять не собираемся.

 

МБНУ: Чем,
по-вашему, вызваны эти предложения, учитывая невозможность приватизации портов?

П.
Прокопенко:  Ну, неизвестно, насколько
эти предложения – личная инициатива В. Сударева, а насколько – позиция Министерства
и министра. Может, это позиция Киреева.

Я не
знаю, как это можно сделать – прямо нарушать закон, что ли? Кто это будет
делать? Если быть законопослушным гражданином, то идея приватизировать порт не
возникает. Ведь в «Стратегии развития портов Украины до 2015 года» написано о
привлечении средств частных инвесторов путем передачи имущества в аренду, в
концессию. Но не о приватизации.

 

МБНУ:
Каковы дальнейшие действия независимых профсоюзов по поводу Отраслевого
соглашения?

П.
Прокопенко: Сейчас у нас появилась объединяющая идея. Мы совместно работаем над
изменениями в Отраслевое соглашение. Ранее его подписывало Министерство и глава
ПРМТУ. Но это в том случае, если ПРМТУ – единственный профсоюз отрасли. А
сейчас таких несколько. И тогда вступает в силу статья 4 Закона Украины «О
коллективных договорах». И теперь необходимо создавать представительский орган,
в который войдут представители всех профсоюзов. В том числе, и ПРМТУ.

Кроме
того, третьей стороной в Отраслевом соглашении 
должна выступить Федерация работодателей транспорта Украины. Ее
возглавляет  бывший первый Министр
транспорта Украины Орест Климпуш. Если конечно, все работодатели согласятся
пойти под его «крыло». Это будет по аналогии с Генеральным соглашением – в нем
несколько сторон подписантов, в том числе – работодатели.

То
есть, если мы достигаем согласия – то все вместе, в том числе М.Киреев,
работаем над новым Отраслевым соглашением. Если не достигаем – то создаем
представительский орган без ПРМТУ.

Для
начала переговоров с министерством мы и написали соответствующее Обращение.

О новом Отраслевом соглашении, ПРМТУ, независимых профсоюзах и приватизации портов говорится в интервью с председателем профсоюзного комитета ГП «Николаевский морской торговый порт» Павлом Петровичем Прокопенко.


МБНУ:
Почему профсоюз НМТП вышел из Профсоюза работников морского транспорта Украины?

П.Прокопенко:  Из-за полной неэффективности этой
организации. Причина в том, что ПРМТУ как профессиональный союз защитой прав
трудящихся уже давно не занимался. И в этом мы убедились неоднократно. Когда в
2006 году нам устраивали заказные проверки – господин Киреев (Михаил Иванович Киреев – председатель ПРМТУ
– ред.)
самоустранился и не стал защищать интересы нашего трудового
коллектива. Тогда совершалась атака на порт, заходила в порт команда,
возглавляемая  Бессоновым Александром
Васильевичем, ПРМТУ нам ни чем не помог. И, несмотря на то, что у Бессонова первым
заместителем работал бывший председатель профсоюза Николаевского порта –  началось повальное ущемление прав рабочих. У
нас на профсоюзном учете 3800 человек. Им не выплачивали премии, не выплачивали
13-ю зарплату. Дошло до того, что люди стали на площади перед портом
протестовать! И ПРМРТУ их никак не защищал. Уже тогда к нам обращались за
консультацией как альтернативный профсоюз  создавать.

Мы ранее
с ними (ПРМТУ) всячески шли на сотрудничество. Например, когда Центральный
совет профсоюза просил – мы передали в аренду оздоровительную базу, пионерский
лагерь. А они ничего не сделали там, поняв, что ничего не смогут заработать на
этом – и им стало не интересно. А  в  пионерском лагере они бросили директора на
произвол судьбы – выкручивайся как хочешь.

Интересный
факт был в июле прошлого года, когда существовал так называемый концерн
«Укрморпорт».  Эдакая прослойка между
Департаментом морского и речного транспорта Министерства и портами. Концерн
должен был выполнять функции гигантского порта, а начальники портов имели бы полномочия
только принимать и увольнять рабочих – все остальное сделал бы концерн. И когда
этот концерн, возглавляемый бывшим политработником, не работавшем в портах,
Климовым, начал расставлять свои кадры – не было помощи от Киреева. И если б
еще хоть специалистов ставили. А тот поставили на хозяйственную должность
профсоюзного работника (Калошина) – сами понимаете, что это за кадровая
политика.

Когда в
Ильичевском порту проходили все эти бандитские захваты, «рейдерство» так
называемое. Это бандитизм: одна государственная структура, «Укрморпорт»,
захватывает другую – порт под управлением Министерства транспорта. И когда
человек главы Укрморпорта, Сергея Климова, Владимир Васильев, взламывая двери
пытался войти в порт Южный – Киреев занял выжидательную, пассивную позицию.

И вот 14
февраля 2008 года наш профсоюз вышел из ПРМТУ.

 

МБНУ:
Кроме профсоюза Николаевского морского порта, из ПРМТУ вышли также профсоюзы
Южного, Ильичевского и Октябрьского портов. Будет ли создаваться структура,
объединяющая вышедшие из ПРМТУ профсоюзы, некая «Ассоциация независимых
профсоюзов работников морского транспорта Украины»?

П.
Прокопенко: Нам удобней и эффективней действовать совместно для решения
конкретных проблем и задач. Мы, если ассоциацию и создадим, то не как
бюрократическую структуру. Существовать она будет исключительно на общественных
началах. Мы не будем тратить деньги рабочих на офисы и оклады еще одной организации.

Я
являюсь членом Президиума областного совета профсоюзов. Поэтому вопросы на
региональном уровне я решаю через Облсовпроф. А на отраслевом – будем решать
через представительский орган.

 

МБНУ:  Как вы относитесь к изменениям  в Отраслевое соглашение, предложенным заместителем начальника Департамента
морского и речного транспорта Украины, Виктором Алексеевичем Сударевым?

П.
Прокопенко: Так получилось, что заседание профсоюзов и департамента 27.08.08.
проходило в 2 этапа.

На 1-м
собрались независимые профсоюзы и работодатели. Там ничего про изменения не
говорилось.

А во
2-м этапе участвовали профсоюзы, входящие в ПРМТУ. И именно на этом, 2-м
совещании, и были оглашены данные новации. Зацепкой для этого было то, что
старое Соглашение Минтранс подписывал именно с ПРМТУ.

 

МБНУ:
Так вы вообще в курсе этих изменений?

П.
Прокопенко:  Теперь в курсе. Прочитал на
вашем сайте. И мы, не входящие в ПРМТУ профсоюзы, направляем наше обращение к министру с тем, что
бы начать переговорный процесс. Когда у нас будет выработано совместное решение
– мы его огласим.

 

МБНУ:
Что вы думаете об уменьшении роли профсоюзов в новом проекте Соглашения?

П.
Прокопенко: Скажу без хвастовства, в Николаевском порту один из лучших
Коллективных договоров в Украине. Наши работники – одни из самых защищенных в
морской отрасли. У нас никакие реструктуризации, договора совместной
деятельности, передача в аренду без участия профсоюза невозможны. Поэтому, то
что, в предлагаемых В. Сударевым изменениях профсоюзы исключаются из комиссии
по реструктуризации, нам не нравится.

Что
касается приватизации, то я бы не стал акцентировать внимание на этом пункте. По
нынешнему закону приватизация портов не возможна. Причалы приватизации не
подлежат. А за причалами – городская земля, порт просто пользуется ей. Земля
принадлежит городской общине и распоряжается ею горсовет. Поэтому изменившаяся
формулировка звучит ужасно только для непосвященных.  Ведь сама приватизация портов в рамках
действующего законодательства невозможна!

Другое
дело – отчуждение и передача имущества. Это должно проходить под контролем
профсоюзов. У нас, в коллективном договоре НМТП, эти гарантии еще жестче, чем в
Отраслевом соглашении. И мы их менять не собираемся.

 

МБНУ: Чем,
по-вашему, вызваны эти предложения, учитывая невозможность приватизации портов?

П.
Прокопенко:  Ну, неизвестно, насколько
эти предложения – личная инициатива В. Сударева, а насколько – позиция Министерства
и министра. Может, это позиция Киреева.

Я не
знаю, как это можно сделать – прямо нарушать закон, что ли? Кто это будет
делать? Если быть законопослушным гражданином, то идея приватизировать порт не
возникает. Ведь в «Стратегии развития портов Украины до 2015 года» написано о
привлечении средств частных инвесторов путем передачи имущества в аренду, в
концессию. Но не о приватизации.

 

МБНУ:
Каковы дальнейшие действия независимых профсоюзов по поводу Отраслевого
соглашения?

П.
Прокопенко: Сейчас у нас появилась объединяющая идея. Мы совместно работаем над
изменениями в Отраслевое соглашение. Ранее его подписывало Министерство и глава
ПРМТУ. Но это в том случае, если ПРМТУ – единственный профсоюз отрасли. А
сейчас таких несколько. И тогда вступает в силу статья 4 Закона Украины «О
коллективных договорах». И теперь необходимо создавать представительский орган,
в который войдут представители всех профсоюзов. В том числе, и ПРМТУ.

Кроме
того, третьей стороной в Отраслевом соглашении 
должна выступить Федерация работодателей транспорта Украины. Ее
возглавляет  бывший первый Министр
транспорта Украины Орест Климпуш. Если конечно, все работодатели согласятся
пойти под его «крыло». Это будет по аналогии с Генеральным соглашением – в нем
несколько сторон подписантов, в том числе – работодатели.

То
есть, если мы достигаем согласия – то все вместе, в том числе М.Киреев,
работаем над новым Отраслевым соглашением. Если не достигаем – то создаем
представительский орган без ПРМТУ.

Для
начала переговоров с министерством мы и написали соответствующее Обращение.