Документ призван облегчить
международную торговлю и транзит через нашу страну, что в итоге будет
способствовать увеличению товарооборота Украины.

Работу над новым Таможенным
кодексом подстегнуло вступление Украины в ВТО и взятые ею обязательства
привести украинские законы в соответствие со стандартами международного
торгового клуба. Главным образом это требование касалось отечественных
таможенных процедур, которые на сегодняшний день неоправданно усложнены и не
соответствуют современным реалиям внешнеэкономической деятельности. Потому
одной из главных задач для его разработчиков стало сокращение времени их
проведения — автотранспорт может пребывать на пунктах пропуска не более пяти
дней с момента подачи документов, товар — не более 30 дней. Основательные
проверки оформляемых грузов станут выборочными. Чтобы эффективно бороться с
контрабандой, проект Таможенного кодекса предполагает систему управления
рисками, которая позволит оценивать вероятность нарушений в этой сфере субъектами
ВЭД, а также определять возможность нарушения таможенного законодательства,
основываясь на принадлежности товара к «группе риска», определенным категориям
отправителей и т. д.

Новый кодекс сделает возможным
подачу документов и сведений, необходимых для оформления грузов, в электронном
виде. Причем в проекте содержится норма, разрешающая инспекторам требовать от
их владельцев только те документы, которые необходимы для проведения
соответствующего контроля. Субъектам ВЭД предоставляется возможность подавать
декларации в любом таможенном органе (если иное не предусмотрено кодексом).
Сейчас же их можно предоставлять лишь по месту таможенной очистки товара.

Со вступлением в силу нового ТК
будут разгружены и пропускные пункты. Документ оговаривает возможность растамаживания
грузов по месту «прописки» импортера, а также создание «сухих» портов,
представляющих собой площадки, вынесенные за пределы пропускных пунктов и
портов, на которых может проводиться таможенный досмотр. Правительство уже
начало реализовывать эти идеи. В соответствии с постановлением КМУ (№636) при
согласии владельца либо уполномоченного им лица контроль товаров, перевозимых в
контейнерах, может осуществляться в зонах контроля грузовых таможенных
комплексов (автотерминалов, автопортов) вместо подобной зоны пропускного
пункта. «В портах сейчас элементарно недостаточно места, чтобы в нормальном
режиме принимать грузы, а возможности для расширения территории нет. Так что
организация так называемых «сухих» портов, которые будут принимать контейнеры, —
это острая потребность и для бизнеса, и для государства», — говорит президент
ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины «Укрвнештранс»
Евгений Новиков.

В новой версии ТК нашлось место и
для законодательного закрепления других новаций, уже практикуемых
Гостаможслужбой. Документ вводит институт «уполномоченных экономических
операторов» — субъектов ВЭД, которые будут осуществлять экспортно-импортные
операции при минимальном вмешательстве таможенной службы. Аналогичные институты
широко используются сейчас и в международной практике. Как поясняют в ГТС
Украины, такой статус смогут получить предприятия из так называемого белого
списка (напомним, что попасть в него могли компании, стабильно уплачивающие
солидные налоги, четко соблюдающие законодательство в сфере внешнеэкономической
деятельности и не имеющие конфликтов с контролирующими органами).

Среди других полезных новаций
эксперты выделяют прописанную в проекте систему компромисса в нарушении
таможенных правил и возможность аннулирования декларации. Эта система, широко
используемая в европейском законодательстве, предусматривает смещение акцента в
применяемых к нарушителям санкциях в сторону финансовой ответственности. Такой
субъект может заключить мировое соглашение с таможенным органом и отказаться от
груза в пользу государства. Конечно, это не касается преступлений,
квалифицируемых как контрабанда. Предложенная же авторами возможность
аннулирования таможенной декларации окажется весьма кстати в случаях, когда
оформленный в режиме экспорта товар еще не пересек границу Украины, а
получатель-нерезидент решил отказаться от его приобретения.

Презентованный проект Таможенного
кодекса — не окончательная его версия. У заинтересованных сторон еще будет
возможность внести к нему свои предложения. Авторы ТК готовы вынести его на
обсуждение, чтобы соблюсти главные принципы государственной регуляторной
политики: прозрачность принятия законодательных решений и учет общественного
мнения.

Источник: www.infranews.ru

Заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по налоговой и таможенной политике член блока Юлии Тимошенко Константин Бондарев в соавторстве с главой этого же комитета Сергеем Терехиным представил проект нового Таможенного кодекса.


Документ призван облегчить
международную торговлю и транзит через нашу страну, что в итоге будет
способствовать увеличению товарооборота Украины.

Работу над новым Таможенным
кодексом подстегнуло вступление Украины в ВТО и взятые ею обязательства
привести украинские законы в соответствие со стандартами международного
торгового клуба. Главным образом это требование касалось отечественных
таможенных процедур, которые на сегодняшний день неоправданно усложнены и не
соответствуют современным реалиям внешнеэкономической деятельности. Потому
одной из главных задач для его разработчиков стало сокращение времени их
проведения — автотранспорт может пребывать на пунктах пропуска не более пяти
дней с момента подачи документов, товар — не более 30 дней. Основательные
проверки оформляемых грузов станут выборочными. Чтобы эффективно бороться с
контрабандой, проект Таможенного кодекса предполагает систему управления
рисками, которая позволит оценивать вероятность нарушений в этой сфере субъектами
ВЭД, а также определять возможность нарушения таможенного законодательства,
основываясь на принадлежности товара к «группе риска», определенным категориям
отправителей и т. д.

Новый кодекс сделает возможным
подачу документов и сведений, необходимых для оформления грузов, в электронном
виде. Причем в проекте содержится норма, разрешающая инспекторам требовать от
их владельцев только те документы, которые необходимы для проведения
соответствующего контроля. Субъектам ВЭД предоставляется возможность подавать
декларации в любом таможенном органе (если иное не предусмотрено кодексом).
Сейчас же их можно предоставлять лишь по месту таможенной очистки товара.

Со вступлением в силу нового ТК
будут разгружены и пропускные пункты. Документ оговаривает возможность растамаживания
грузов по месту «прописки» импортера, а также создание «сухих» портов,
представляющих собой площадки, вынесенные за пределы пропускных пунктов и
портов, на которых может проводиться таможенный досмотр. Правительство уже
начало реализовывать эти идеи. В соответствии с постановлением КМУ (№636) при
согласии владельца либо уполномоченного им лица контроль товаров, перевозимых в
контейнерах, может осуществляться в зонах контроля грузовых таможенных
комплексов (автотерминалов, автопортов) вместо подобной зоны пропускного
пункта. «В портах сейчас элементарно недостаточно места, чтобы в нормальном
режиме принимать грузы, а возможности для расширения территории нет. Так что
организация так называемых «сухих» портов, которые будут принимать контейнеры, —
это острая потребность и для бизнеса, и для государства», — говорит президент
ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины «Укрвнештранс»
Евгений Новиков.

В новой версии ТК нашлось место и
для законодательного закрепления других новаций, уже практикуемых
Гостаможслужбой. Документ вводит институт «уполномоченных экономических
операторов» — субъектов ВЭД, которые будут осуществлять экспортно-импортные
операции при минимальном вмешательстве таможенной службы. Аналогичные институты
широко используются сейчас и в международной практике. Как поясняют в ГТС
Украины, такой статус смогут получить предприятия из так называемого белого
списка (напомним, что попасть в него могли компании, стабильно уплачивающие
солидные налоги, четко соблюдающие законодательство в сфере внешнеэкономической
деятельности и не имеющие конфликтов с контролирующими органами).

Среди других полезных новаций
эксперты выделяют прописанную в проекте систему компромисса в нарушении
таможенных правил и возможность аннулирования декларации. Эта система, широко
используемая в европейском законодательстве, предусматривает смещение акцента в
применяемых к нарушителям санкциях в сторону финансовой ответственности. Такой
субъект может заключить мировое соглашение с таможенным органом и отказаться от
груза в пользу государства. Конечно, это не касается преступлений,
квалифицируемых как контрабанда. Предложенная же авторами возможность
аннулирования таможенной декларации окажется весьма кстати в случаях, когда
оформленный в режиме экспорта товар еще не пересек границу Украины, а
получатель-нерезидент решил отказаться от его приобретения.

Презентованный проект Таможенного
кодекса — не окончательная его версия. У заинтересованных сторон еще будет
возможность внести к нему свои предложения. Авторы ТК готовы вынести его на
обсуждение, чтобы соблюсти главные принципы государственной регуляторной
политики: прозрачность принятия законодательных решений и учет общественного
мнения.

Источник: www.infranews.ru