2008-09-02 16:02:26

Вопрос о строительстве в Севастополе универсального перегрузочного комплекса (УПК) по перевалке сыпучих грузов периодически актуализировался на протяжении последних 2-х лет.

Однако окончательно о намерении
реализовать эти планы было заявлено 20 августа 2008 года исполняющим
обязанности генерального директора стивидорной компании «Авлита» Александром
Лагошей. Как известно, контрольный пакет акций ЗАО «СК «Авлита» контролирует
ООО «Метинвест Холдинг», принадлежащий, в свою очередь, Ринату Ахметову,
сообщает «ГИЦ —
Севастополь»
.

Публичное заявление руководителя
«Авлиты» вызвало шквал дискуссий о положительных и отрицательных аспектах
строительства в Севастополе угольного терминала. И, несмотря на то, что
ожидаемые затраты на обеспечение экологической безопасности универсального
перегрузочного комплекса составят около 150 млн. грн., главной темой дискуссий
продолжает оставаться именно экологическая безопасность этого проекта для
города.

Противники строительства
угольного терминала, среди которых Общественный совет экологических организаций
Севастополя, севастопольская городская организация СПУ, «Русский блок», Блок
Наталии Витренко, выдвигают достаточно серьезные аргументы. По их мнению,
раздел проекта, оценивающий воздействие УПК на окружающую среду, не дает оценки
экологических последствий строительства перевалочного комплекса, документация
проекта сфальсифицирована, заложенный в проекте показатель побочного эффекта
работы УПК — 5 тыс. тонн угольной пыли в год — явно занижен, а сам
перегрузочный комплекс представляет опасность для здоровья жителей Севастополя.
К примеру, с учетом преобладания северных и западных ветров угольная пыль будет
распространяться практически на весь город, что может повысить удельный вес
легочных заболеваний среди севастопольцев. Кроме того, противники проекта
заявляют, что в случае возможного возгорания объектов УПК под угрозой взрыва
окажутся расположенные рядом воинские склады, нефтебаза, а также Институт
энергетики с действующим реактором.

На самом деле, определенная доля
истины в подобных суждениях есть. Как показывает практика, практически во всех
странах мира угольные терминалы располагаются за пределами городов на
расстоянии до 30 км.
А вот что касается «Авлиты», то она расположена практически в центре
Севастополя. Поэтому планы по строительству УПК в действительности могут
помешать планам архитекторов превратить город в экополис с хорошо развитой
рекреационной инфраструктурой.

Однако, вопрос экологической
безопасности строительства угольного терминала не так однозначен и, вероятнее
всего, является только внешним проявлением тех скрытых процессов, которые
сопровождают запланированное строительство универсального перегрузочного
комплекса.

Действительно, кажется странным
тот факт, что СГГА выражает резкое несогласие со строительством УПК, а
Севастопольский городской совет фактически занимается рекламой будущего
угольного терминала. И дело даже не в том, что руководитель горсовета Валерий
Саратов является «регионалом», и, естественно, отстаивает интересы своего
главного босса Рината Ахметова. Это само собой разумеется. Вполне может быть,
что актуализация проблемы строительства УПК — это еще один элемент длительного
противостояния между руководством СГГА и Севастопольского горсовета. Для
политических же сил это очередной повод привлечь внимание избирателей, активно
выражая свою позицию по актуальной для горожан проблеме. Например, даже
представители малоактивной севастопольской организации партии «Батькивщина»
заявили, что Нахимовский райсовет, большинство в котором принадлежит депутатам
от Партии регионов, предпринимает все усилия для того, чтобы обсуждение
строительства терминала происходило без привлечения широкой общественности.

Что касается дальнейших сценариев
развития событий, то представляется вероятным, что строительство терминала
все-таки состоится. Во-первых, косвенные признаки этого были заметны еще в 2007
году, когда СК «Авлита» получила разрешение на оформление документов для аренды
0,6 гектара в районе железнодорожной станции Мекензиевы Горы для обслуживания
железнодорожных путей, находящихся в собственности компании. Кроме того, сроком
на 25 лет «Авлита» взяла в аренду земельный участок площадью почти 6 гектаров для
расширения складских мощностей. Указанные действия были обоснованы необходимостью
увеличения годовой производительности порта. Но также не исключено, что данные
мощности предполагается задействовать для перевалки угля. Негативная же реакция
общественности на строительство угольного терминала еще не значит
автоматического сворачивания проекта.

В то же время, задержать на
неопределенное время реализацию проекта компании «Авлита» способна разве что
позиция Севастопольской горгосадминистрации, которая может и не снять с
повестки дня экологический аспект строительства угольного терминала. В
действительности, данный вопрос, несмотря на желание местных «регионалов»
заретушировать его, все-таки требует детальной проработки. И решение его, в том
числе, будет зависеть от конкретных действий СГГА и горсовета — сможет ли одна
из сторон найти более весомые аргументы для того, чтобы отстоять свою позицию.