2008-08-28 18:02:06

Как проинформировал заместитель начальника Главного управления перевозок «Укрзализныци» Юрий Григоржевский, «морские порты из месяца в месяц увеличивают грузооборот, как экспортный, так и импортный. В этих условиях мощности припортовых станций, к сожалению, уже не могут удовлетворить потребности перевозчика».

Это стало темой беседы с первым замначальника
Одесской дирекции железнодорожных перевозок Одесской железной дороги Вячеславом
Ереминым.

– Представители «Укрзализныци»
сегодня все громче заявляют о нарастающей диспропорции развития портов и
припортовых железнодорожных станций. Что, по Вашему мнению, является основной
причиной?

– Порты сегодня изыскали пути
привлечения средств в развитие причалов, перерабатывающих мощностей. В то же
время, к сожалению, отсутствует механизм развития примыкающей железнодорожной
инфраструктуры, которая обеспечивает те же объемы портам. В качестве примера
приведу Одесский порт. Станция пропускает в сутки не больше 12 пар поездов, или
600 вагонов, хотя сам порт может переваливать значительно больше груза. Плюс
Эффект предугадать несложно: железная дорога постепенно становится неспособной
освоить нужные порту объемы. А механизм инвестирования в железнодорожный
транспорт, конкретно в этот инфраструктурный сектор, наиболее проблемный, не
отработан. Должен сказать, что сегодня есть инвесторы, готовые зайти в эту
область, вложить определенные средства, но соответствующий законодательный
механизм отсутствует.

 

– Какой выход из ситуации видят
железнодорожники?

– Есть много вариантов
финансирования, много путей развития инфраструктуры. В том числе тот, который в
принципе рассматривается сейчас на уровне правительства – передача припортовых
станций морским портам. Возможно, в таком пути кроется определенный позитив, но
я не вижу здесь окончательного решения вопроса. Перейдут станции портам, а
дальше? По сути, это передача от одного госпредприятия другому, что проблемы не
снимает. Решение вопроса – это развитие, в том числе, путевого хозяйства,
подвижного состава – всего того, что позволит увеличить объем перерабатываемых
в порту грузов. А передача, о которой я упомянул – это просто изменение «по
принадлежности» от железной дороги к порту. Возможно, это путь на дальнюю перспективу.

 

– Как известно, «Укрзализныця»
анонсировала своего рода уникальный – сотрудничество с частным портовым
комплексом по строительству участка железнодорожного пути. Его участниками
стали Одесская железная дорога и компания «Трансинвестсервис», работающая в
акватории порта Южный. В каком состоянии находится проект, каковы его детали?

– Строительство уже идет. Проект
подразумевает прокладку двухпутного участка. Один путь уже есть и принадлежит
ОЖД. Второй нужен для повышения пропускной способности – тот самый момент, о
котором я говорил как о проблемном.

 

– Каков будет имущественный
статус нового объекта?

– Этот вопрос вновь апеллирует к
проблеме, о которой я уже говорил – к отсутствию законодательно прописанных
механизмов сотрудничества железной дороги с частным капиталом. Фактически нет
законного механизма внесения частных инвестиций в железнодорожную
инфраструктуру. Поэтому вопрос, каков будет формат соглашения по новому
объекту, весьма непрост. Тем не менее жизнь не стоит на месте. Участок есть,
строительство ведется, средства инвестора вкладываются. Однако пока открыт
вопрос, как будет оформляться объект после сдачи. Будет ли участок передаваться
на баланс железной дороге, примут ли стороны иное решение – все это пока
неясно.

Подчеркиваю: сегодня очень много
инвесторов готовы вкладывать в развитие инфраструктуры, в том числе
железнодорожных путей. Но инвестор хочет иметь четкую картину финансовой
отдачи, гарантии ее получения.

Источник: Украинская транспортная
газета "Моряк"