2008-08-22 08:10:00

Летнее падение ставок затронуло все категории сухогрузного тоннажа – от крупнотоннажных балкеров и контейнеровозов, обслуживающих трансокеанские перевозки и до небольших коастеров, обслуживающих региональную и прибрежную торговлю. Однако, невзирая на обилие пессимистических прогнозов, уровень ставок по фьючерсным сделкам растет.

Балкера «панамакс» и «хенди»

В отличие от летних периодов 2006-2007 гг., когда фрахтовый
рынок вопреки всем прогнозам шел вверх, лето 2008 г. вернулось к классической
модели с традиционным летним спадом. Падение ставок затронуло все категории
сухогрузного тоннажа – от крупнотоннажных балкеров и контейнеровозов,
обслуживающих трансокеанские перевозки и до небольших коастеров, обслуживающих
региональную и прибрежную торговлю. Несмотря на летнее падение Балтийского
фрахтового индекса (БФИ) для всех категорий балкерного тоннажа,
непосредственный уровень ставок остается все еще заметно выше, чем в
аналогичных периодах 2006 – 2007 гг.

Динамика тайм-чартерных ставок на основных направлениях
перевозок для "хендимаксов" в 2006-2008 гг.

USD/сут.

Направления перевозок

2006 г.

2007 г.

2008 г.

январь-июль

конец июня

конец июля

Континент – Дальний Восток

21757

49430

69339

73500

61410

Транстихоокеанский круговой рейс

24075

44675

48018

57000

46961

Дальний Восток – Континент

24725

44563

41571

49500

41820

Трансатлантический круговой рейс

20502

51660

63321

60000

50500

Средний тайм-чартерный эквивалент

22583

47582

55536

51500

50125

Clarkson’s Trip Index

273

575

671

725

705

Источник: Clarkson.

 

Уровень тайм-чартерных ставок в зависимости от
продолжительности отфрахтовок для балкерного тоннажа в мае-июле 2008 г.

Показатели

май 2008

июнь 2008

июль 2008

Полугодичный тайм-чартер

Панамаксы

77900

78300

73760

Хэндимаксы

63150

63400

58667

Хэндисайзы

51500

49000

38000

Годичный тайм-чартер

Панамаксы

77700

75800

76256

Хэндимаксы

57400

58850

60250

Двухлетний тайм-чартер

Панамаксы

68400

70500

73107

Хэндисайзы

34000

50650

47500

Трехлетний и более тайм-чартер

Панамаксы

54550

50900

50667

 

Показатели рассчитаны УкрНИИМФ

 

Стабильно высоким продолжает оставаться и уровень ставок в
период-чартере, что по мнению брокеров, свидетельствует о достаточно
благополучной среднесрочной перспективе развития фрахтового рынка балкерного
тоннажа во 2-м полугодии 2008 года.

Несмотря на одно из самых существенных падений БФИ за
последнее время, Ассоциация судовладельцев Южной Кореи считает, что рынок
балкерного тоннажа сохранит достаточно твердый тон как минимум до 2010 г.
Высказывается мнение, что после завершения Олимпиады в Китае (возобновлением
производства рядом закрытых на этот период заводов, а также отменной
ограничений в портах) осенью начнется восстановление рынка. Этому также должен
способствовать рост отгрузок зерна нового урожая из Мексиканского залива США, а
также Черноморского региона. В июле поступали многочисленные сообщения о новых
контрактах на закупку зерна Египтом, Алжиром, Тунисом, Бангладеш, Пакистаном и
другими странами. Один лишь Иран выдал в июле лицензии на закупку 5 млн.т.
пшеницы и 600 тыс.т. риса, что эквивалентно 70 рейсам крупнотоннажных
"панамаксов".

Один из американских морских аналитиков, работающих на
банковские структуры, прогнозирует увеличение рейсовых тайм – чартерных ставок
для «панамаксов» в 4-ом квартале 2008 г. с 80000 USD/сут. до 85000 USD/сут. В
качестве главных причин улучшения прогноза называются рост производства
железной руды, увеличение перевозок угля, разгар зернового сезона и
предполагаемые задержки с поставкой новых балкеров с судостроительных верфей.

В то же время, согласно прогнозу Корейского морского
института, в 3-м квартале ожидается падение БФи для "панамаксов" на
12,8 % и "суперпанамаксов" на 10,9 %. по сравнению со
вторым кварталом 2008 года.

Что касается более дальней перспективы 2009-2010 гг., то она
не столь безоблачнa. Некоторые морские аналитики считают, что продолжающийся
спад в экономике США, не затихающий кредитный кризис, взвинченные до небывалых
высот цены на товарных рынках и спуск на тормоза показателей экономического
роста в Китае являются достаточно прозрачными сигналами, свидетельствующими о
завершении крупнейшего в истории международного судоходства фрахтового бума на
рынке балкерного тоннажа.

Многочисленные пессимистические прогнозы в отношении дальнейшего
развития фрахтового рынка в первую очередь связаны с ожидаемым переизбытком
тоннажа в результате колоссального портфеля заказов балкерного флота. Избыток
балкеров после 2010 г., рассчитанный исходя из прогнозируемого спроса на
перевозки и графика поставок балкерного тоннажа, оценивается некоторыми
аналитиками на уровне 38,5%. Но, этот дисбаланс, по мнению оптимистов может
быть полностью нивелирован в результате недопоставок заказанного тоннажа
(главным образом на верфях, которые еще не построены), более высокого по
сравнению с прогнозным уровнем спроса на балкерные перевозки (под воздействием
фактора Китая и Индии), простоев в портах (в 2007 г. непроизводительные
задержки в портах "связали" 7% действующего флота), списания балкеров
после 25 лет эксплуатации и снижения эксплуатационной скорости балкеров
(следования экономичным ходом из-за резкого повышения цен на бункерное
топливо).

Следует отметить, что достаточно оптимистичными остаются и
котировки на рынке фьючерсных сделок на балкерный тоннаж. Уровень ставок по
фьючерсным сделкам на 2009 – 2010 гг. хотя и заметно ниже, чем тот, который
наблюдался на реальном фрахтовом рынке в конце 2007 г. и большей части 2008 г.,
но заметно выше, чем в 2006 г. При этом, невзирая на обилие пессимистических
прогнозов, уровень ставок по фьючерсным сделкам растет.

Уровень котировок по фьючерсным сделкам на балкерный тоннаж
на рынке FFA в январе – июле 2008 г.

Тип тоннажа

Дата котировки

Период фьючерсной сделки

2 п/г 2008 г.

2009 г.

2010 г.

"Панамаксы"

05.02.08

28.04.08

30.07.08

52750

68625

69825

44000

49750

62750

34000

37000

45125

"Супермаксы"

05.02.08

28.04.08

30.07.08

45750

55375

55500

36000

40875

47875

27250

30875

35875

"Хэндисайзы"

05.02.08

28.04.08

30.07.08

32500

38600

38625

24500

28625

32750

18500

21000

23750

Источник: Clarkson

Рынок контейнерного тоннажа

В мае-июле 2008 г. несмотря на позитивные ожидания, четко
отслеживалось ухудшение конъюнктуры чартерного рынка контейнерного тоннажа. Braemar
Container Index в рассматриваемом периоде уменьшился более чем на 15 пунктов
или на 9,91%.

Динамика Braemar Container Index в мае – июле 2008 г.

Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

01.05.

29.05.

26.06.

24.07.

250

G

6,53

6.53

6.29

6.29

520

G

11,90

12.04

11.90

11.90

510

GL

7,72

8.06

8.06

8.06

750

G

10,29

10.18

10.02

10.07

1000

G

17,40

17.1

16.88

16.20

1100

G

11,38

11.33

11.33

10.80

1600

GL

21,73

21.73

20.76

19.46

1700

G

27,23

26.09

24.96

23.82

2000

G

10,25

9.75

9.63

9.13

2500

G

12,77

12.16

9.97

9.73

2900

GL

10,60

10.2

8.80

8.40

3500

GL

7,73

7.50

6.59

6.25

Итого

G

155,52

152.89

145.18

140.11

G – с грузовыми средствами Источник: Braemar Container
Shipping & Chartering Ltd.

GL – без грузовых средств

Рассматривая непосредственную динамику ставок на
контейнерный тоннаж, фрахтуемый в тайм–чартер, нетрудно заметить, что летнее
падение ставок в значительно большей степени коснулось больших контенеровозов
вместимостью 2500 TEU и выше. Для контейнеровозов вместимостью 1000 – 2000 TEU
падение ставок составило 800-2250 USD/сут. Для судов меньшей вместимости
падение составило до 250 USD/сут. либо вообще не имело места. Для фидерных
контейнеровозов без грузовых средств вместимостью 510 TEU в рассматриваемом периоде
наблюдалось даже незначительное повышение чартерных ставок.

 

Динамика средних тайм-чартерных ставок на контейнерный
тоннаж в мае – июле 2008 г.

Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Тайм-чартерные ставки,USD/сут.

02.05.

18.07.

Разница

(+) (-)

250

G

6750

6500

-250

520

G

8500

8500

0

510

GL

7100

7250

+150

750

G

9600

9400

-200

1000

G

11600

10800

-800

1100

G

12900

12150

-750

1600

GL

17000

15000

-2000

1700

G

18000

15750

-2250

2000

G

20500

18250

-2250

2500

G

26000

20000

-6000

2900

GL

26500

21000

-5500

3500

GL

34000

27500

-6500

Источник: Fairplay

 

Динамика средних тайм-чартерных ставок на контейнерный
тоннаж в 2005 – 2008 гг.

Контейнеро-вместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Годы

2005

2006

2007

2008 (июль)

725

G

12775

9817

9054

8200

1000

G

17700

12350

12500

11750

1700

G

27146

17079

16613

17000

2000

G

28750

18392

19696

18500

2750

G

34813

22646

26292

22125

3500

GL

38427

26538

29958

29500

G – с грузовыми средствами Источник: Clarkson Research
Services

GL – без грузовых средств

 

Мнения морских аналитиков по поводу дальнейшего развития
фрахтового рынка контейнерного тоннажа диаметрально противоположны. Одни
считают, что падать дальше некуда и рынок стабилизируется. Другие же проводят
аналогию с летом 2005 года, когда рынок начал стремительно опускаться вниз.

Валерий Войниченко, фрахтовый обозреватель, к.э.н.

ugmk.info