2008-08-19 17:05:39

На недавней Московской международной выставке научно-технических достижений внимание посетителей неизменно привлекала буровая установка, созданная сотрудниками кафедры “Технологии и техники геологоразведочных работ” Донецкого национального технического университета совместно с ЗАО “Компания Юговостокгаз”.

Авторы новинки — кандидат
технических наук Артур Каракозов и доктор технических наук Олег Калиниченко,
передает Рабочая Газета.

 Ресурсы  подводных 
кладовых

ПОВЫШЕННОЕ внимание к работе
донецких ученых не случайно. В условиях возрастающей потребности в
энергоносителях 25 процентов мировой добычи углеводородного сырья приходится на
месторождения нефти и газа континентального шельфа. Практически каждая страна,
обладающая морским ресурсным потенциалом, заинтересована в его разработке. В
огромной степени это касается и Украины, где по оценкам специалистов, основной
углеводородный резерв (около 40 процентов запасов нефти и газа) приходится на
шельфы Азовского и Черного морей.

Эти энергетические ресурсы весьма
внушительны — 1,5 миллиарда тонн условного топлива. И подавляющая часть
“морского” резерва приходится на природный газ — 1300 миллиардов кубометров,
или 85 процентов всех запасов.

Но, несмотря на перспективность
ресурсов морского шельфа, уровень их освоения к середине 90-х годов не превышал
в Украине 44 процентов. Это обстоятельство способствовало разработке и принятию
в 1996 году государственной программы “Освоение углеводородных ресурсов украинского
сектора Азовского и Черного морей”. В рамках выполнения программы следовало
обеспечить трехкратный прирост ресурсной базы и одновременно увеличить объем
добычи газа с 1,2 миллиарда кубометров до 2,6 миллиарда. Предстояло полностью
обеспечить голубым топливом потребителей Автономной республики Крым и южных
регионов Украины.

 

Новая  установка 
решает  проблемы

Однако эти планы невозможно было
осуществить без решения проблемы бурения глубоких разведочно-эксплутационных
скважин. Традиционно проходка здесь обеспечивалась стационарными станками
бурения, размещенными на специализированных буровых судах. Применение привычной
технологической схемы требовало усиленной раскладки  якорей, особого расположения судов, массы
других работ. В этой ситуации затраты времени на перебазирование судна и
установку оборудования в 8-10 раз превышали продолжительность чистого бурения
скважины. А ведь Украина имеет лишь одно специализированное судно, и его аренда
стоит солидных денег — более 4000 долларов в сутки.

Альтернативой такому положению
дел и стала разработка донецких ученых — погружная буровая установка УМБ-130.
Она обеспечивает бурение скважин без спуска водоотделяющих колонн и закрепления
скважины обсадными трубами. Буровая платформа здесь просто опускается на дно. А
потому не требует и специально оборудованных судов. Для ее доставки к месту
работы подходит почти любое судно. К примеру, буксир или спасатель. С ними
УМБ-130 имеет гибкую связь. И потому не требуется особых усилий для постановки
на якорь. Допускается даже ограниченный дрейф.

 «Отлично»  за 
работу  в экстремальных  условиях!

Установка уже использовалась в
практике и хорошо проявила себя при инженерно-геологических изысканиях на этапе
освоения Вос­точно-Казантипского и Северо-Булганакского газовых месторождений
Азовского моря, на площадке Субботинская в Черном море. Прекрасно
зарекомендовала она себя и в экстремальных условиях Севера, в Чукотском море.

Сегодня создатели УМБ-130 по
праву могли бы гордиться своим детищем и почивать на лаврах, но они и не думают
этого делать. Ученые работают над тем, чтобы создать новую буровую установку,
которая, унаследовав лучшие черты первой, приобрела бы дополнительную мощность
и могла бы бурить скважины глубиной до 150 метров.