2008-08-11 15:02:44

Пока это направление представлено лишь несколькими речными заправочными станциями (РЗС), которые не успевают удовлетворять потребности растущего рынка.

"В Украине зарегистрировано
порядка 85 тыс. судов маломерного флота. К ним нужно добавить еще значительное
количество судов, которые даже при наличии украинского владельца ходят под
иностранными флагами",- отмечает начальник департамента судостроения
компании "Лигир-ИТБС" (занимается проектированием АЗС) Алексей Семин.

Кроме того маломерный флот в
последние годы активизировал темпы роста: в среднем 7% в год. Но уже сегодня
специалисты оценивают суммарный объем потребности в топливе в 4,1 млн. л в год,
передает finance.ua.

В таких условиях количество
нефтеналивных бункеровщиков должно быть в несколько раз больше.

"Потребность Украины в
подобного рода судах составляет 10-12 штук для акватории Днепра, 8-10 для
побережья Черного моря, 4-5 для Азовского моря и около 15 для других внутренних
водоемов",- говорит господин Семин.

Для сравнения: в стране сегодня
эксплуатируется лишь 6 таких заправочных станций, из которых 5 работают в
акватории Днепра.

Первая РЗС появилась в 2006 г. и принадлежит
компании "Лукойл-Украина".

2 заправки
"Укртатнафты" функционируют на Каневском водохранилище и в районе
Кременчуга, и еще две "Концерна "Галнефтегаз" (сеть АЗС
"ОККО") начали свою работу на киевском острове Жуков и в Новой
Каховке.

Несмотря на всю привлекательность
данного сегмента топливного рынка, ключевые операторы не спешат развивать это
направление.

"Наши планы пока не
предусматривают продвижения речных станций",- сообщает начальник центра
общественных связей "Лукойл-Украина" Валерий Рясик.

В "Галнефтегазе"
намерены и дальше заниматься развитием РЗС, но конкретные шаги откладывают до
следующего лета.

"Речные заправки –
перспективный бизнес. Все больше людей, которые могут позволить себе небольшие
суда: катер, яхту, лодку, скутер. А действующие РЗС не в состоянии
удовлетворить спрос. На большинство небольших судов топливо вынуждены
доставлять вручную – канистрами",- объясняет пресс-секретарь
"Галнефтегаза" Олесь Пограничный.

Заправляться же в портах малые и
средние суда не могут, поскольку имеют низкий борт, а в портах надводная часть
пристани слишком высокая.

Между тем количество наиболее
привлекательных площадок для базирования РЗС достаточно ограничено. В основном
это территории яхт-клубов и центров отдыха. Таким образом, тот оператор,
который позаботится о расширении своего присутствия на этом рынке быстрее
остальных, сможет лучше закрепиться в сегменте.

Правда, развитию направления
несколько препятствует путаница на законодательном уровне.

Например, инспекция главного
госрегистратора флота – регулятор эксплуатации, в том числе и РЗС – в своей
работе руководствуется нормой, по которой владельцами плавучих заправок могут
выступать лишь физлица- и компании-резиденты Украины. При этом в уставном фонде
последних не должен числиться зарубежный капитал. Де-факто это хоть и не
препятствует, но де-юре осложняет регистрацию РЗС для большинства наших
операторов нефтерынка, заинтересованных в этом бизнесе.