2008-08-08 15:09:56

В ближайшее время в Украине появится новый мощный специализированный терминал по перевалке цемента. Этот терминал строится в Керчи, в порту Камыш-Бурун. Терминал будет частью комплекса, куда войдет новый цементный завод, который будет производить почти четверть объемов выпускаемого в стране цемента. Планируемая мощность — 3,5 млн тонн клинкера в год.

О строительстве нового комплекса
рассказывает генеральный директор ЗАО «Камыш-Бурун».

— ЗАО «Камыш-Бурун» возник на
базе железорудного комбината, который производил агломерат и через собственный
порт отправлял его на комбинат «Азовсталь». В советское время это было очень
крупное предприятие с численностью в 6 тысяч работников. Однако в связи с тем,
что руда, которая добывалась в местном карьере, имела низкое содержание железа,
предприятие со временем стало нерентабельным, и его закрыли.

В конце 90х годов комбинат
«Азовсталь», нуждавшийся в железорудном сырье, решил проинвестировать
восстановление Камыш-Бурунского комплекса. На восстановление были потрачены
значительные средства, но до пуска предприятия дело так и не дошло. Из всего
комплекса работал только порт и ж\\д цех, который начали загружать небольшими
партиями металла «Азовстали». Затем металлурги посчитали, что им выгоднее
отправлять всю свою продукцию большими партиями через крупные порты, и мы
остались без работы.

Пока решалась судьба
Камыш-Бурунского предприятия в целом, пока оно переходило из рук в руки, порт
старался выживать сам. Так, в 2007 году мы перевалили 36 тысяч тонн. Хотя было
время, когда в Камыш-Буруне грузили до 4 миллионов тонн в год. Увы, грузов
почти не стало, денег тоже, у причалов были потеряны глубины. Сегодня проходная
осадка в порту составляет всего 4,6
метра
— вместо проектной в 8,4 метра. Специалисты начали
покидать порт…

Но к концу 2007 года, когда
предприятие совсем потеряло надежды на возрождение, на него обратила внимание
украинская промышленно-финансовая группа «Альтком», которая пришла сюда с
проектом строительства цементного завода. «Альтком» — крупная корпорация,
занимающаяся строительством жилья и дорог, стадионов и даже аэропорта. Одним из
самых крупных ее объектов является скоростная магистраль Одесса — Киев. По
темпам роста «Альтком» — одно из наиболее динамично развивающихся предприятий в
Украине. Такой мощной компании логично вкладывать средства в производство,
особенно если это производство стройматериалов.

Керчь — идеальное место для
такого производства. Тут мощная сырьевая база находится в непосредственной
близости от порта. Да и развивать транспортную составляющую по доставке
продукции цементного завода через возможности порта — дело почетное и выгодное.

Сырьевой базой для производства
цемента является карьер по добыче флюсового известняка, который расположен в
восьми километрах от порта. Завод строится посредине — в четырех километрах от
карьера и порта. Общая стоимость инвестиций в общий строящийся комплекс
составляет около полумиллиарда долларов США.

Весь технологический цикл производства
и транспортировки цемента в порт будет спроектирован по самым новейшим
технологиям, с учетом строгих экологических норм. Для этого инвесторы приобрели
высококлассное немецкое оборудование компании «Полизиус».

На заводе будет применяться новая
современная технология доставки сырья. С карьера на завод будет идти трубчатый
конвейер — немецкое ноу-хау, который полностью исключит пыление. Все добавки
будут поступать из закрытых ангаров, дозировка их механизирована. Более того,
установят фильтры рукавного типа, которые улавливают отходы и возвращают их в
производство, что делает его безотходным. С завода в порт готовая продукция так
же будет поступать по той же конвейерной системе. Это — современная технология,
основанная на сухом способе производства цемента. Сегодня она широко
используется в Европе.

Кроме того, фирма «Альтцем»
внедрит дополнительные технологические схемы по предотвращению загрязнения
окружающей среды. Хотя это и приведет к дополнительному удорожанию проекта на
20 процентов, но выбросы в атмосферу снизятся в десятки раз и окажутся ниже
предельно допустимых норм.

Кстати, еще на стадии переговоров
с фирмой «Полизиус» немцы изготовили опытную партию цемента из трех тонн
керченского сырья, которое вывезли в Германию. Получился цемент высокого
качества, соответствующий европейским стандартам.

Завод выпустит первую партию
продукции через два года. А через четыре года будет работать на полную
мощность.

Строительство цементного
комплекса фактически дало порту «второе дыхание». Камыш-Бурун может стать одним
из самых крупных специализированных украинских портов. Сегодня все предпосылки
для этого есть. Порт — незамерзающий, с круглосуточным режимом работы, имеет
четыре причала. Есть и собственная железнодорожная станция, и локомотивное депо
со своим парком маневренных локомотивов. Общая площадь порта составляет 98816
квадратных метров.

Уже сегодня немецкая фирма «IBAU»
провела предпроектные работы по реконструкции порта. Проект предусматривает
установку трех портовых и одного рейдового судоразгрузчика компании «IBAU»(он
будет установлен на понтоне и предназначен для обработки судов на рейде), шести
силосов емкостью 90—120 тысяч тонн накопления, специального оборудования для
разгрузки-погрузки вагонов.

Кроме того, мы хотим построить в
порту паромную переправу. Нашими партнерами выступит российское ООО «Аншип»,
которое заинтересовано в доставке грузов в украинские порты и обратно.

Дноуглубительные работы будут
проведены в кратчайшие сроки, после чего глубины у причалов порта, наконец-то,
достигнут проектных и составят 8,2
метра
. При этом объем грунта, который предстоит выбрать
в акватории и в трехкилометровом подходном канале, составит один миллион кубов.
Это обойдется инвесторам примерно в 15 миллионов долларов.

После реконструкции мощность
порта составит 3 миллиона тонн в год. И открыть его планируют уже в следующем
году. Порт будет ориентирован как на импорт, так и на экспорт цемента.

Пока завод строится, мы начнем
поставлять на украинский рынок дешевый импортный цемент из Турции или Китая.
Эти поставки нам позволят постепенно войти в рынок. Мы планируем сделать
Камыш-Бурун «цементными воротами» Украины. Ведь Украина испытывает дефицит
цемента. Строительство завода в Украине с привлечением национального капитала
позволит не только решить вопрос дефицита цемента, но и сдержать рост его
стоимости.

А если учесть, что строительный
бум охватил и наших соседей россиян, которые сегодня остро нуждаются в цементе
(на сегодняшний день Россия испытывает ежегодный дефицит цемента в 20 миллионов
тонн), то образование нашего специализированного терминала нельзя оценить
иначе, как очень своевременное.

Александр Малина, «Порты Украины»