2008-08-05 10:42:02
20 лет назад капитан Борис Немиров и его команда совершили настоящий спортивный подвиг.
В «Морском энциклопедическом
словаре» есть целый абзац, посвященный «Икару». В нем такие слова: «… «Икар»,
яхта, совершившая в 1987-1988 годах первое в истории отечественного парусного
спорта кругосветное плавание…». Вот это уже войдет в историю мореплавания
навсегда, сообщают «Николаевские новости».
Первые… Это был настоящий
спортивный подвиг. И поэтому 31 июля 1988 года к приходу «Икара» в родной
Николаев была устроена торжественная встреча. Героев встречали еще до подхода к
городу почти все яхты Николаева. А на берегу собралось больше 10 тысяч горожан!
…А стартовали 9 сентября 1987 года
на судне, построенном по проекту студенческого конструкторского бюро
Николаевского кораблестроительного института. За 325 дней преодолели 31 тысячу
миль по маршруту Николаев-Канарские острова-Хобвард-Канарские острова-Николаев.
Можно отчертить этот маршрут и так: Николаев – о. Тенерифе – о. Тасмания – мыс
Горн – о. Святой Елены -о. Тенерифе – п. Сеута- о. Мальта-Афины – Варна –
Николаев.
С честью выполнили этот сложный
экзамен на смелость, мужество, сообразительность, профессиональное мастерство
люди, которые сумели пройти по местам ураганных пятидесятых, ближе
познакомиться с ревущими сороковыми широтами. Все одолели. С честью пронесли по
морям и океанам вымпел родного города Николаева. Это, в первую очередь,
инициатор и душа похода, капитан «Икара» Борис Немиров, его друзья. Его друзья
– талантливые, смелые люди: старший помощник капитана Анатолий Кузнецов,
старший помощник Станислав Черкес, помощник капитана Александр Кузнецов, боцман
и парусный мастер, опытный яхтенный капитан, отличный слесарь Владимир Терняк,
судовой инженер Андрей Марков, специалист-метеоролог Александр Плякин.
Поход «Икара» был в центре
внимания многих СМИ всего СССР. Писали о нем в «Правде», «Известиях»,
«Комсомольской правде», «Советском спорте», «Южной правде» (помню, сколько было
в те дни по этому поводу звонков в редакцию), в журналах «Украина», «Огонек»,
по радио и телевидению. Успеху «Икара» были посвящены книги, интересную книжку
«За чертой «Большого круга» написал А. Плякин, ну а главное – обстоятельный
анализ похода изложил в своем профессиональном труде сам капитан Б. Немиров.
Когда икаровцы вернулись домой, «Известия» поместили корреспонденцию и снимок
об этом на первой полосе.
Спортивный подвиг икаровцев был
по достоинству оценен общественностью. Государственный комитет по физической
культуре и спорту СССР всем участникам этого плавания присвоил звание мастеров
спорта СССР. А капитан Борис Немиров, старший помощник Анатолий Кузнецов и
боцман Владимир Терняк стали заслуженными мастерами спорта!
Борису Немирову было присвоено
звание почетного гражданина города Николаева. Правление советского Фонда мира
наградило экипаж яхты «Икар» золотой медалью. Заметьте, что у нас в Николаеве
до этого имели такие награды только два крупнейших судостроительных завода –
Черноморский и «Океан».
Все члены команды получили личные
серебряные медали Фонда мира. С той поры Международная ассоциация учебных
парусных судов стала приглашать «Икар» к участию в своих регатах и дважды этими
приглашениями николаевцы воспользовались. Это были гранд-регата «Колумбус-92»,
посвященная пятисотлетию открытия Америки, в которой «Икар» занял третье место,
а затем в 2000 году «Рейс-2000». Это было самое крупное мероприятие,
проводившееся в связи с переходом человечества в третье тысячелетие.
…Прошло двадцать лет. На столько
же лет стали старше члены экипажа. Многим из них уже больше пятидесяти. Никто
из них с яхтингом не расстается.
Анатолий и Александр Кузнецовы
успешно занимаются конструированием красавиц-яхт. Станислав Черкес участвует в
строительстве парусных судов. Владимир Терняк дает технические консультации и
одновременно воспитывает молодых яхтсменов, а Андрей Марков сочетает работу в
Национальном университете кораблестроения с увлечением парусным спортом.
Метеоролог Александр Плякин сейчас живет в Саратове – он ректор Института
экологии.
Борис Степанович переехал в
Архангельск, где собралась вся его семья – жена, две дочери и двое внучек.
Старшая дочь Екатерина здесь живет уже давно, она с юных лет тоже полюбила море
и мореплавание. Еще будучи ученицей николаевской средней школы №13, ходила с
отцом на яхтах. А потом получила специальное образование, стала плавать на
судах торгового морского флота. Постепенно завоевывая уважение, повышалась в
должности. И, наконец, недавно капитанская дочка сама стала капитаном дальнего
плавания!
Мы недавно говорили с Борисом
Степановичем по телефону. Он скучает по своему родному Николаеву. И в свои 74
года море зовет… Пока, по привычке, Черное море. Но семья есть семья. Вместе
с тем, Борис Степанович остается по прежнему одним из самых уважаемых людей в
Николаеве.